Воздушный куб

Понятие о микроклимате, воздушно-тепловой режим учебных помещений. Воздушный куб, кратность воздухообмена

Воздушный куб

Воздушно-тепловой режим учебных помещений — один из важных факторов, влияющих на работоспособность и состояние здоровья школьников. Уже через 15 мин после начала урока содержание углекислоты в воздухе класса повышается в 2 раза, к концу урока — в 3 раза. Химический состав воздуха изменяется за счет выделений продуктов жизнедеятельности.

Это выдыхаемый воздух, кишечные газы, выделения с поверхности кожи. Кроме того, воздушная среда загрязняется химическими выделениями из отделочных материалов помещения. Меняется ионный состав воздуха, увеличивается количество тяжелых частиц. К концу урока температура в классе повышается на 3–4 °С (при отсутствии вентиляции — на 4–6 °С), увеличивается относительная влажность.

В результате изменения физико-химических свойств воздушной среды ухудшается работоспособность учащихся, появляются вялость, головная боль, рассеивается внимание, учащается пульс, изменяется уровень артериального давления. Повышается заболеваемость.

Сквозное проветривание помещений в течение 10–15-минутной перемены снижает содержание углекислоты в 1,5–2 раза, однако ее концентрация не достигает нормы. В связи с этим обязательно проветривание класса в течение урока (во время физкультурной паузы). Весной и осенью (при температуре воздуха снаружи выше О °С) рекомендуется постоянно держать открытыми 1–2 фрамуги или форточки.

При наружной температуре выше +15 °С надо открывать и окна. В холодное время года проветривание осуществляется с помощью фрамуг. Во время перемены обязательно сквозное проветривание, которое проводится в отсутствие детей. С этой целью одно окно в классе, наиболее удаленное от двери, не заклеивается.

Критерием полного газообмена является снижение температуры воздуха после проветривания на 2–4 °С. При этом переохлаждения учащихся не происходит. В течение 7–10 мин урока температура воздуха в помещении восстанавливается. Умеренное напряжение терморегуляции не только допустимо, но и необходимо, так как повышает неспецифическую защиту организма и сопротивляемость инфекциям.

Сквозное проветривание рекомендуется также до начала проведения занятий и после их окончания. Оптимальная температура воздуха в классах и кабинетах школы — 18–20 °С, оптимальная влажность — 40–60 %. Во всех учебных помещениях ежедневно должна проводиться влажная уборка.

Температура, влажность и скорость движения воздуха (охлаждающая сила) в учебном помещении характеризуют его микроклимат. Значение оптимального микроклимата для здоровья и работоспособности учащихся и учителей не меньшее, чем других параметров санитарного состояния и содержания учебных помещений школы и профессионально-технических училищ.

В связи с повышением температуры наружного воздуха и воздуха в помещении у школьников замечено снижение работоспособности. В разные сезоны года у детей и подростков отмечены своеобразные изменения внимания, памяти.

Зависимость между колебаниями температуры наружного воздуха и работоспособностью детей отчасти послужила основанием к установлению сроков начала и окончания учебного года.

Наилучшим временем для учебных занятий считается осень и зима.

За время учебных занятий, даже при отрицательной температуре наружного воздуха, температура в классах уже к большой перемене повышается на 4°, а к концу занятий — на 5,5°.

' Колебания температуры, естественно, сказываются на тепловом состоянии учащихся, отражением которого являются изменения температуры кожи конечностей (стоп и рук).

Температура этих участков тела повышается с увеличением температуры воздуха.

Высокая температура в классах (до 26°) влечет напряжение терморегуляторных процессов и снижение работоспособности. В таких условиях умственная работоспособность учащихся к концу уроков резко снижается. Еще отчетливее проявляется влияние температурных условий на работоспособность учащихся во время занятий физической культурой и трудом.

В помещениях школ, школ-интернатов, интернатов при школах, профессионально-технических училищ при относительной влажности 40–60% и скорости движения воздуха не более 0,2 м/с температуры его нормируются в соответствии с климатическими районами (табл. 19).

Перепад температуры воздуха в помещении как по вертикали, так и по горизонтали установлен в пределах 2–3°С.

Низкая температура воздуха в физкультурном зале, мастерских и рекреационных помещениях соответствует виду деятельности детей и подростков в этих помещениях.

Во время учебных занятий следует проявлять особую заботу о тепловом комфорте учащихся, сидящих в первом от окон ряду, строго соблюдать установленные разрывы, не усаживать детей около радиаторов (печей).

Гигиенически допустимая температура воздуха жилых помещений в умеренном климате – 18-20 С. она должна быть равномерной и не превышать между внутренней стеной и окнами – 6 градусов С, а между потолком и полом – 3 градуса С.

В общественных зданиях, где находится большое скопление людей, должно быть кондиционирование: в помещении искусственно создаются и автоматически поддерживаются заданные условия температуры, влажности и движения воздуха.

Источник: //studbooks.net/2473146/meditsina/ponyatie_mikroklimate_vozdushno_teplovoy_rezhim_uchebnyh_pomescheniy_vozdushnyy_kratnost_vozduhoobmena

Гигиенические требования к вентиляции различных помещений. Воздушный куб. Нормы воздухообмена

Воздушный куб

Сколько воздуха нужно человеку для нормального существования?

Вентиляция помещений обеспечивает своевременное удаление избытка углекислого газа, тепла, влаги, пыли, вредных веществ, в общем, результатов различных бытовых процессов и пребывания в помещении людей.

Виды вентиляции.

1) Естественная. Заключается в естественном воздухообмене между по­мещением и внешней средой за счет разницы температур внутреннего и на­ружного воздуха, ветра и тд.

Естественная вентиляция может быть:

1. Неорганизованная (путем фильтрации воздуха через щели)

2. Организованная (через открытые форточки, окна и тд) – проветривание.

2) Искусственная.

1. Приточная – искусственная подача наружного воздуха в помещение.

2. Вытяжная – искусственная вытяжка воздуха из помещения.

3. Приточно-вытяжная – искусственный приток и вытяжка. Поступление воздуха происходит через приточную камеру, где он обогревается, фильтруется и удаляется через вентиляцию.

Общий принцип вентиляции заключается в том, что

• В грязных помещениях должна преобладать вытяжка (чтобы исключить самопроизвольное поступление грязного воздуха в соседние помещения)

• В чистых помещениях должен преобладать приток (чтобы в них не поступал воздух из грязных помещений).

Как определить, сколько чистого воздуха должно поступать в помещение в час на одного человека, чтобы вентиляция была достаточной?

Количество воздуха, которое необходимо подать в помещение на одного человека в час называется объемом вентиляции.

Он может быть определен по влажности, температуре, но точнее всего определяется по углекислому газу.

Методика:

В воздухе содержится 0.4 °А= углекислого газа. Как уже упоминалось, для помещений, требующих высокого уровня чистоты (палаты, операционные), допускается содержание углекислого газа в воздухе не более 0.7 А° в обычных помещениях допускается концентрация до 1 °А».

При пребывании в помещении людей количество углекислого газа уве­личивается. Один человек выделяет приблизительно 22.6 л углекислого газа в час. Сколько же нужно подать воздуха на одного человека в час, чтобы эти 22.6 литра разбавить так, чтоб концентрация углекислого газа в воздухе помещения не превысила бы 0.7 А- или 1 А»?

Каждый литр подаваемого в помещение воздуха содержит 0.4 А» углекислого газа, то есть каждый литр этого воздуха содержит 0.4 мл углекислого газа и таким образом может еще “принять” 0.3 мл (0.7 – 0.4) для чистых помещений (до 0.7 мл в литре или 0.7 А° ) и 0.6 мл (1 – 0.4) для обычных помещений (до 1 мл в литре или 1 °А. ).

Так как каждый час 1 человек выделяет 22.6 л (22600 мл) углекислого газа, а каждый литр подаваемого воздуха может “принять” указанное выше число мл углекислого газа, то количество литров воздуха, которое необходимо подать в помещение на 1 человека в час составляет

1) Для чистых помещений (палаты, операционные) – 22600 / 0.3 = 75000 л = 75 м3 . То есть, 75 м3 воздуха на каждого человека в час должно поступить в помещение для того чтобы концентрация углекислого газа в нем не превысила 0.7 А=.

2) Для обычных помещений – 22600 / 0.6 = 37000 л = 37 м3. То есть, 37 м воздуха на каждого человека в час должно поступить в помещение, для того чтобы концентрация углекислого газа в нем не превысила

1 /оо.

Если в помещении находится не один человек, то указанные цифры ум- ' ножаются на количество человек.

Выше было подробно объяснено, как находится величина вентиляционного объема прямо на конкретных цифрах, вообще же нетрудно догадаться, что общая формула выглядит следующим образом:

L = (К * N) / (Р – Р,) = (22.6 л * N) / (Р – 0.4%.) где

L – объем вентиляции (м )

К – количество углекислого газа, выдыхаемого человеком за час (л)

N – число людей в помещении

Р – максимально допустимое содержание углекислоты в помещении (А»)

Pi – содержание углекислого газа в атмосферном воздухе (А»)

По данной формуле мы рассчитываем необходимый объем подаваемого воздуха (необходимый объем вентиляции). Для того, чтобы рассчитать реальный объем воздуха, который подается в помещение за час (реальный объем вентиляции) нужно в формулу вместо Р (ПДК углекислого газа – 1 А°, 0.7 /..) подставить реальную концентрацию углекислого газа в данном помещении в промилях:

й. = (22.6 л * N) / ([СО2]факт – 0.4 7~)

L реальный

где

L реальный – реальный объем вентиляции

[СО2]факт – фактическое содержание углекислого газа в помещении

Для определения' концентрации углекислого газа используют метод Суб-ботина-Нагорского (основан на снижении титра едкого Ва, наиболее точен), метод Реберга (также использование едкого Ва, экспресс-метод), метод Прохорова, фотоколориметрический метод и др.

Другой количественной характеристикой вентиляции, непосредственно связанной с объемом вентиляции, является кратность вентиляции. Кратность вентиляции показывает сколько раз в час воздух в помещении полностью обменивается.

Кратность вентиляции = Объем попядаемого (изилекяр.мого) в час возпуха

Объем помещения.

Соответственно, чтобы рассчитать для данного помещения необходимую кратность вентиляции нужно в эту формулу в числителе подставить необходимый объем вентиляции. А для того, чтобы узнать, какова реальная кратность вентиляции в помещении в формулу подставляют реальный объем вентиляции (расчет см. выше).

Кратность вентиляции может рассчитываться по притоку (кратность по притоку), тогда в формулу подставляется объем подаваемого в час воздуха и значение указывается со знаком (+), а может рассчитываться по вытяжке (кратность по вытяжке), тогда в формулу подставляется объем извлекаемого в час воздуха и значение указывается со знаком (-).

Например, если в операционной кратность вентиляции обозначается как + 10, -8, то это означает, что каждый час в это помещение поступает десятикратный, а извлекается восьмикратный объем воздуха по отношению к объему помещения.

Существует такое понятие как воздушный куб.

Воздушный куб – это необходимый на одного человека объем воздуха.

Норма воздушного куба составляет 25-27 м” . Но как было рассчитано выше на одного человека в час требуется подавать объем воздуха 37 м3 , то есть при данной норме воздушного куба (данном объеме помещения.) необходимая кратность воздухообмена составляет 1.5 (37 м / 25 м = 1.5).

Предыдущая10111213141516171819202122232425Следующая

Дата добавления: 2016-01-20; просмотров: 2678; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: //helpiks.org/6-54215.html

Воздушная среда помещений. Понятие «воздушный куб»

Воздушный куб

Воздушная среда современных жилых зданий имеет многокомпонентный химический состав, зависящий от степени загрязнения атмосферного воздуха и мощности внутренних источников загрязнения, к которым, в первую очередь, относятся продукты жизнедеятельности человека — антропоксины, продукты неполного сгорания бытового газа и продукты деструкции полимерных материалов, входящих в состав отделочных и строительных материалов, предметов личного и домашнего обихода. Антропогенные загрязнения – содержание СО2 – первый сан показатель, и содержание аммиака. Техногенные загрязнения – формальдегид. Также в воздухе содержатся аэроины (появляются под действием энергии фонового ионизирующего излучения, когда часть молекул газов атмосферного воздуха ионизируется: электрон отрывается от одной молекулы и присоединяется к другой). Важным элементом еще является пыль. Состав пыли в помещении крайне разнообразен как по химическому составу, так и по морфологическому строению и размеру составляющих ее пылинок (волокна, шарообразные частицы, капли слизи, бактерии и др.) В основу расчета воздушного куба положено гигиенически допустимое содержание СО2 в жилом помещении и естественное содержание СО2 в атмосферном воздухе крупных городов. Воздушный куб – это объем пространства жилого помещения, которое необходимо для одного человека.

85. Гигиенические требования к отоплению и вентиляции жилых и общественных зданий.

Поддержание нормального микроклимата в зимнее время осуществляется с помощью системы отопления. Гигиеническая задача отопления жилища состоит в том, чтобы создать температурные условия наиболее близким к оптимальным, позволяющие уравновесить тепловые потери организма в холодное время года.

Человек теряет тепло несколькими путями: а)конвенция; б)кондукция; в)излучение; г)испарение влаги при t-20 градусов. Выделяют три основных элемента отопления: 1.генератор отопления, 2.теплопроводы с теплоносителем, 3.нагревательные приборы. Различают две системы отопления: -местная, -централизованная. Местное отопление.

К местным системам отопления относится печное отопление. Печное отопление разрешается применять на предприятиях общественного питания, расположенных в сельской местности, в одноэтажных зданиях с числом мест не более 50.

Минусы: местное отопление имеет высокую пожароопасность, загрязняет воздух продуктами неполного сгорания топлива, дает неравномерный нагрев. Центральное отопление. Центральное отопление осуществляется от домовых, районных котельных или ТЭЦ.

По виду теплоносителя системы отопления подразделяются на водные, паровые, воздушные, комбинированные и панельно-лучистые. Водяное отопление отвечает всем перечисленным выше гигиеническим требованиям. Оно позволяет легко регулировать степень нагрева воздуха в помещениях, поддерживать в разных помещениях необходимую температуру.

Требования: Отопительные системы должны соответствовать определенным гигиеническим требованиям. Суточные колебания температуры не должны превышать 2—3°С. Температура воздуха в помещениях должна быть равномерна в вертикальном и горизонтальном направлениях.

Разница по горизонтали от наружной до внутренней стены не должна превышать 2°С, а по вертикали — 2—2,5°С на каждый метр высоты.
Отопительная система не должна загрязнять воздух помещений продуктами неполного сгорания топлива, быть регулируемой, удобной для эксплуатации, бесшумной, безопасной в пожарном отношении. Средняя температура нагревательных приборов не должна превышать 80 °С во избежание подгорания и возгонки пыли.

Вентиляция. Под вентиляцией понимают замену загрязненного воздуха помещения полностью или частично чистым наружным воздухом. Для создания благоприятной воздушной среды в помещениях должны быть обеспечен достаточный воздухообмен. Кратность воздухообмена – это число показывающее сколько раз в темпе часа воздух помещения был сменен.

Различают естественную и искусственную вентиляцию. Под естественной вентиляцией понимают обмен комнатного воздуха на наружный через форточки, фрамуги, вентиляционные каналы, подоконные приточные приспособления, топочные отверстия печей, поры строительных материалов.

Естественная вентиляция осуществляется под влиянием разницы температур наружного и комнатного воздуха, а также вследствие разницы давлений. Наиболее целесообразно устраивать фрамуги. Более надежный эффект дает сквозное проветривание, при котором полную смену воздуха в комнате можно обеспечить за 3—5 мин.

В помещениях, где имеется большое скопление людей или воздух значительно загрязнен, естественная вентиляция не может обеспечить нужного воздухообмена. В таких случаях прибегают к искусственной, механической вентиляции. Искусственная вентиляция может быть местной (для определенного помещения) и центральной (для всего здания).

Механическая вентиляция не зависит от колебаний температуры и давления наружного воздуха, действует постоянно и равномерно. Требования: Вентиляция обязана предусматриваться в абсолютно всех производственных помещениях, вне зависимости от степени загрязнения воздуха.

Для эффективной работы вентиляции важно, чтобы еще на стадии ее проектирования было предусмотрено выполнение ряда санитарно-гигиенических и технических требований. Баланс приточного и удаляемого воздуха должен соответствовать назначению вентиляции и конкретным условиям ее применения.

Объем воздуха, удаляемый из помещения вытяжными вентиляционными установками, должен компенсироваться организованным притоком чистого воздуха. Приточные и вытяжные системы должны быть правильно размещены. Шум вентиляционных установок не должен увеличивать производственный шум выше допустимого санитарными нормами уровня.

Планировка жилищ и ее влияние на микроклимат и световой режим помещений.

Во многих домах квартиры расположены во5круг лестничной клетки. Квартиры выходят на одну площадку, образуют секцию. Бывают мало- и многоквартирные лестничные площадки.

Рациональная планировка квартиры позволяет улучшить в ней гигиенические условия и даст возможность с наибольшим удобством использовать в быту ее отдельные помещения. Планировка должна обеспечивать наилучшею инсоляцию жилых комнат.

Освещение в квартирах вторым светом из соседних помещений допускается: в кладовой, передней, уборной и в ванной. Второе важное достоинство планировки сквозное проветривание, что возможно при расположении комнат выходящими окнами на два противоположных фасада.

Проще всего это достигается в тех случаях, когда на каждую лестничную площадку выходят только две квартиры. В жарком районе в летние дневные часы сквозное проветривание может облегчить тяжелые тепловые состояния людей, т.к. снижается влагопотеря.

87.Особенности планировки общежитий, гостиниц.

гигиеническая норма для общежитий: площадь спален на одного человека во всех общежитиях не менее 6м2, высота не менее 2,7м.

Дополнительно в общежитиях, предназначенных более чем для 300 человек, предусматривается столовая общественного питания, прачечная и медицинский пункт, а в отдельных случаях – баня с дезинфекционной камерой.

Типичная для общежитий планировка помещений: а)общий коридор длиной не свыше 40м; б)выходящие в коридор спальные комнаты; в)сосредоточенные в конце коридора подсобные помещения.

Гостиницы размещаются в отдельных или в других помещениях с отдельным входом. Запрещается размещение жилых помещений в подвалах и цокольных этажах. В каждом номере должно быть сан узлы и гардероб. Жилая площадь не менее 6м2.

В составе помещения предусматривается: приемно-вестибюльная, жилая, культурно-досуговая, физическо-оздоровительная, медицинского обслуживания, предприятия питания, предприятия торговли, деловой деятельности, административной и служебной эксплуатации.

Все жилые номера должны иметь встроенные шкафы. Прачечная и химчистки должны располагаться в хоз-бытовом блоке.

88.Особенности планировки, благоустройства и оборудования сельских жилищ.

Необходимо, чтобы сельские жилища располагались на здоровых территориях и по своей планировке, устройству и оборудованию отвечали местным климатическим, экономическим и бытовым условиям.

Изолированно стоящий сельский дом всегда можно расположить таким образом, чтобы его жилые комнаты выходили окнами на южные нормы для сельских жилищ должны такие же, как и для городских. Большое значение в сельском быту имеет кладовая, предназначенная для хранения продуктов и разного инвентаря.

В современном жилищно строительстве на селе в типовых проектах обязательны имеющие большое гигиеническое значение элементы: а)теплая уборная, канализованная или типа люфтклозета; б) комната гигиены с умывальником, ванной; в)теплая и светлая передняя (помимо сеней ведущих во двор); г)веранда в районах с умеренным, теплым и жарким климатом; в средних и южных широтах она должна быть обязательно в каждом сельском доме. В дом может быть один или, что гигиенически и лучше, два входа; один с улицы в переднюю дома, а второй со двора хозяйственный вход.

Источник: //cyberpedia.su/12x11de4.html

Существует такое понятие как воздушный куб

Воздушный куб

Воздушный куб – это необходимый на одного человека объем воздуха.

Норма воздушного куба составляет 25-27 м” . Но как было рассчитано выше на одного человека в час требуется подавать объем воздуха 37 м3 , то есть при данной норме воздушного куба (данном объеме помещения.) необходимая кратность воздухообмена составляет 1.5 (37 м / 25 м = 1.5).

2.. Вредные вещества пищевых продуктов. классификация.

Все вредные вещества пищевых продуктов принципиально можно разделить на три группы:

1. Собственные компоненты пищи – изначально содержатся в пищевых продуктах.

2. Пищевые добавки – применяются для улучшения органолептических свойств пищевых продуктов

3. Контаминанты (ксенобиотики) – чужеродные вещества, которые попадают в пищевые продукты из внешней среды

I. Собственные компоненты пищи:

1) Циагенные гликозиды – содержатся в косточках персиков, абрикосов, яблок, вишни, зернах миндаля и др. В желудке под действием соляной кислоты и ферментов происходит превращение гликозидов в цианистый водород (HCN), который и вызывает отравление.

2) Гепатотропные яды. Действующим началом являются пирроли-зидиновые алкалоиды, которые содержатся в зерновых и вызывают цирроз и рак печени.

3) Фитотоксины пептидной природы. Фазин, содержащийся в фасоли, вызывает тошноту, рвоту, диарею, гемолиз эритроцитов. Пектины содержатся в бобах и представляют собой термолабильный яд. Бобы перед употреблением необходимо вымачивать в течение 18 часов.

4) Циклопептиды грибов – аматотоксины. При отравлении в смертельной дозе (50 г грибов ) наблюдаются симптомы, характерные для холеры (неукротимая рвота, диарея и др.), которые заканчиваются гибелью больного. Некоторые грибы содержат галюциногены (псилоцибин). В мухоморах содержится алкалоид мускарин.

5) Зеленый картофель – действующим токсическим началом является соланин, близкий к группе сапонинов. Он содержится преимущественно в ботве, а также в кожице и поверхностном слое клубня.

соланина в позеленевшем и проросшем картофеле повышается иногда настолько значительно, что употребление его в пищу может привести к отравлению.

Оно проявляется горечью во рту, царапаньем в горле, в более тяжелых случаях – тошнотой, рвотой.

6) Зобогенное действие продуктов. Зобогенным действием обладает капуста, что объясняется наличием в ней особых веществ – изоциана-тов, которые тормозят поступление йода в щитовидную железу.

7) Морепродукты. Сине-зеленые водоросли содержат гепато- и ней-ротксические яды. Моллюски за счет сакситоксина могут вызывать паралич дыхания.

Придонный фитопланктон содержит акадаевую кислоту, поражающую преимущественно центральную нервную систему. Вредное влияние на организм могут оказывать также яды рыб.

Например, тетро-дотоксин обладает нейропаралитическим действием.

8) Мясо некоторых птиц. Например, употребление в пищу мяса мигрирующих перепелок вызываетсатурнизм.

9) Неприродные БАВ. Биологически активные вещества в больших дозах могут оказывать неблагоприятное действие на организм. Из неприродных БАВ можно выделить следующие:

1. Этанол

2.Кофеин. Содержится в чае, кофе. Доза кофеина в 0.1-0.5 г, которая содержится в одной чашке кофе, оказывает тонизирующее действие.

При увеличении дозы кофеина до 1 г и более возникает кофеинизм, который характеризуется повышением артериального давления, повышением концентрации глюкозы в крови, снижением усвоения железа, гиповитаминозом Bl, увеличениемконцентрациихо лестерина.

3. Пиво содержит 2.5-6% спирта, может приводить к развитию таких заболеваний как «пивное сердце», цирроз печени, заболевания простаты. В 2 раза чаще возникает рак толстой кишки.

10) Биогенные амины (природные БАВ). Сюда относятся гистидин, тирозин, фенилэтиламин, серотонин и др. В организме под действием микрофлоры из биогенных аминов могут образовываться другие вещества: из гистидина – гистамин, из тирозина – тирамин и тд. Фенилэтиламин в большом количестве содержится в шоколаде.

Все биогенные амины являются мощными вазопрессорами, вызывают повышение артериального давления, мигрени и др. Их много в рыбе, сыре, маринованной сельди, дрожжах, бананах. Отравления возникают при содержании этих веществ более 10 мг в 100 г продукта.

ПО

В скумбрии много гистидина, который может превращаться в гистамин и вызывать покраснение лица, головную боль, отек слизистых, тошноту, рвоту и другие симптомы. Для предотвращения образования гиста-мина необходимо сразу готовить рыбу, не допуская ее хранения.

II. Пищевые добавки

III. Контаминанты



Источник: //infopedia.su/18x11402.html

Гигиеническая оценка микроклимата помещений: Цель работы: закрепить теоретические знания о требованиях,

Воздушный куб

Цель работы: закрепить теоретические знания о требованиях, предъявляемых к микроклимату учебных и жилых помещений, овладеть методами их санитарно-гигиенического обследования.

1.

Исследуйте параметры микроклимата в помещении. При выполнении данной работы определите: 1.1. температуру помещения; 1.2. влажность воздуха в помещении; 1.3. атмосферное давление; 1.4. рассчитайте количество воздуха, приходящегося на одного человека (воздушный куб); 1.5. рассчитайте коэффициент аэрации в помещении. 2. Оформите полученные результаты исследований в виде карты санитарно-гигиенического обследования, в которой, используя справочный материал, сделайте вывод о состоянии микроклимата помещения и запишите свои предложения по его улучшению. Методические указания к выполнению лабораторно-практических работ 1. Выполните лабораторную работу «Исследование параметров микроклимата в помещении». При выполнении данной работы определите температуру, влажность воздуха в помещении, атмосферное давление. Рассчитайте воздушный куб и коэффициент аэрации. 1.1. Определение температуры воздуха Приборы и оборудование: спиртовой или ртутный термометр; Ход работы. В начале занятия измерьте температуру в трех точках помещения по диагонали – у наружной стены, внутренней стены и в центре, на уровне 1,0 м от пола. Если обследуемое помещение больших размеров с высокими потолками (актовый, концертный, спортивный залы и др.) дополнительно измерьте температуру в вертикальном направлении на уровне 0,1, 1,0 и 1,5 м от пола. Для измерения температуры воздуха около стен поместите термометр на расстоянии 20 см от них, на уровне 1,0 м от пола и через 10 минут запишите его показания. Нельзя устанавливать термометр вблизи сильно нагретых или охлажденных предметов (например, около радиатора батареи, непосредственно возле стекла окна в зимнее время), исключите действие на прибор прямых солнечных лучей. Используя полученные данные, рассчитайте среднюю температуру в помещении в начале занятия. Аналогичные измерения и подсчеты проведите в конце занятия. Сравните температуру с нормативными данными, приведенными в таблице 15 и справочном материале. Таблица 15 ОПТИМАЛЬНАЯ ТЕМПЕРАТУРА ВОЗДУХА В ЖИЛЫХ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ (В О С) 1.2. Определение атмосферного давления Приборы и оборудование: барометр-анероид. Ход работы. Поместите барометр на горизонтальную поверхность, после легкого постукивания по стеклу в целях преодоления трения передаточной системы, установите величину атмосферного давления в паскалях по показанию прибора. Затем запишите данные в тетрадь и переведите значение в мм. рт. ст. или в миллибары (мб), используя следующие соотношения: 1Па = 0,00751 мм рт. ст.; 1 мб = 0,7501 мм рт. ст.

Нормальное атмосферное давление на уровне моря составляет 101,3 кПа (760 мм рт.

ст. или 1 атм). Суточные и сезонные колебания атмосферного давления составляют 200-300 Па (20-30 мм рт. ст.). 1.3. Определение влажности воздуха Приборы и оборудование: аспирационный психрометр (психрометр Ассмана) или психрометр стационарный (психрометр Августа). Ход работы. Ознакомьтесь с устройством психрометра и принципом его работы. Перед определением влажности воздуха в помещении смочите ткань влажного термометра дистиллированной водой, затем поместите психрометр на расстоянии 1,5 м от пола и через 10 —15 минут запишите показания сухого и влажного термометров. Вычислите абсолютную влажность воздуха по формуле Реньо: K = f —р х (t —t1) х B, где К —абсолютная влажность воздуха, f —максимальное напряжение водяных паров, соответствующее температуре влажного термометра (определяется по таблице 8), р —психрометрический коэффициент, для помещений равный 0,0011, t —температура сухого термометра, t1 —температура влажного термометра, В – атмосферное давление в мм. рт. ст. (определяется с помощью барометра). Вычислите относительную влажность воздуха по формуле: R = K х 100 / F, где R – относительная влажность воздуха, К – абсолютная влажность воздуха, F —максимальная влажность воздуха при температуре сухого термометра (определяют по таблице 16). Таблица 16 МАКСИМАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ ВОДЯНЫХ ПАРОВ ПРИ РАЗНЫХ ТЕМПЕРАТУРАХ, ММ. РТ. СТ. {FOTO43} Оптимальная относительная влажность воздуха для помещений составляет 40-60 %. Допустимые колебания от 30 до 75 %. 1.4. Расчет воздушного куба Ход работы. Воздушный куб – это объем воздуха в помещении в кубических метрах, приходящийся на одного человека. Для вычисления этого показателя рассчитайте объем обследуемого помещения в м3 и разделите его на количество людей, находящихся одновременно в помещении. Объем воздуха на одного человека в классах и производственных помещениях для занятия умственным и легким физическим трудом должен быть не менее 5 м3 на одного человека (при условии трех-четырехкратной смены воздуха за 1 час). В школьных мастерских и производственных помещениях для физического труда средней тяжести он должен быть не менее 10 м3, в спортивном зале и производственных помещениях, предусмотренных для тяжелого физического труда – не менее 20 м3. В жилых помещениях (при условии двух-трех кратной смены воздуха в 1 час) воздушный куб составляет 25 – 30 м3 (20 м3 на ребенка и 30 м3 на взрослого). 1.5. Расчет коэффициента аэрации Ход работы. Коэффициент аэрации служит одним из показателей интенсивности вентиляции воздуха в помещении, он характеризуется отношением площади отверстия всех форточек и фрамуг в помещении к площади пола. Вычислите коэффициент аэрации по формуле: КА = Sф / Sп, где КА – коэффициент аэрации, Sп – площадь пола в помещении в м2, Sф – площадь отверстия форточек и фрамуг в м2. Величина коэффициента аэрации выражается соотношением или дробью, где числитель – единица, а знаменатель – полученное частное. Например, 1 : 50 или 1/50. Коэффициент аэрации в классах должен быть не менее 1:50, оптимальное значение – 1:30.

Примечание: Заключение об уровне освещения и предложения по улучшению условий освещения сделайте после изучения справочного материала.

Источник: //med-books.info/valeologiya_739/gigienicheskaya-otsenka-mikroklimata.html

Виды вентиляции и их гигиеническая оценка. Показатели эффективности вентиляции помещений: воздушный куб, объём вентиляции, кратность воздухообмена

Воздушный куб

Среди факторов внешней среды, оказывающих постоянное и непосредственное воздействие на организм человека, воздух играет наиболее важную роль. Без него немыслимо продолжительное сохранение жизненных функций. Воздух необходим человеку для дыхания, он принимает большое участие в тепловом обмене организма.

Влияние воздуха на организм может быть не только положительным, но и отрицательным.

Воздух плохо вентилируемых жилых и других закрытых помещений вследствие изменений в химическом и бактериальном составе, физических и других свойств способен оказывать вредное влияние на состояние здоровья, вызывая или ухудшая течение заболеваний легких, сердца, почек и т.д.

Газовый состав воздуха закрытых помещений отличается от атмосферного и определяется:

– составом атмосферного воздуха, в котором могут быть химические вещества – загрязнители;

– строительными и отделочными материалами, которые в свою очередь делятся на:

a) понивилхлоридные материалы, из которых в воздух закрытых помещений выделяются – бензол, толуол, этилбензол, циклогексан, ксилол, бутиловый спирт;

b) стеклопакеты, которые выделяют – ацетон, толуол, бутанол, формальдегид, фенол, стирол;

c) лакокрасочные покрытия и клейсодержащие вещества выделяют толуол, бутилацетат, ксилол, стирол, ацетон, бутанол, этиленгликоль;

d) ковровые изделия из химических волокон выделяют стирол, изофенол, сернистый ангидрид.

Интенсивность выделения летучих веществ зависит от температуры, влажности, времени эксплуатации, а концентрация их в воздухе закрытых помещений от кратности воздухообмена.

Даже в небольших концентрациях эти химические вещества могут стать причиной сенсибилизации организма.

Установлено, что в помещениях, насыщенных полимерными материалами наблюдается большая подверженность людей аллергическими и простудными заболеваниями, гипертонии, неврастении, вегетососудистой дистонии. Наиболее чувствительными являются организмы детей и больных людей.

Кроме того, воздух закрытых помещений загрязняется в результате жизнедеятельности человека и бытовой деятельности.

Установлено, что человек в процессе жизнедеятельности выделяет около 400 химических соединений, причем пятая часть из них относится к числу высокотоксичных веществ – антропотоксины (второйкласс опасности) – это диметиламины, сероводород, диоксид азота, окись этилена, бензол и т.д.

К малотоксичным веществам (третий класс опасности) относятся уксусная кислота, фенол, метилстирол, толуол, метанол, винилацетат и т.д.

Воздушная среда невентилируемых помещений ухудшается пропорционально числу людей и времени их пребывания в помещении.

Даже 2-4 часовое пребывание в этих условиях отрицательно сказывается на состоянии умственной работоспособности людей.

В состоянии покоя (в процессе основного обмена) взрослый человек выделяет около 10-15 л диоксида углерода в час, а при небольшой активности до 20-25 л в среднем 22,6 л/ч.

Диоксид углерода участвует в обменных процессах организма, являясь физиологическим возбудителем дыхательного центра. Вдыхание больших концентраций СО2нарушает окислительно-востановительные процессы, его накопление в крови и тканях ведет к тканевой гипоксии.

диоксида углерода в воздухе закрытых помещений имеет санитарное значение, являясь косвенным показателем чистоты воздуха.

Дело в том, что параллельно с накоплением СО2, обычно не выше 0,2%, ухудшаются другие свойства воздуха: повышается температура, влажность, запыленность, содержание микроорганизмов, число тяжелых ионов, появляются антропотоксины.

Этот комплекс изменившихся физических свойств воздуха наряду с химическим загрязнением и вызывает ухудшение самочувствия людей. Такому изменению свойств воздуха соответствует содержание углекислоты равное 0,1%,и поэтому, данная концентрация считается предельно допустимой для воздуха закрытых помещений.

В последние годы было установлено, что для оценки санитарного состояния воздуха закрытых помещений этого показателя недостаточно, так как требуется определение содержание некоторых токсических химических веществ, выделяющихся в воздух из полимерных строительных материалов, широко применяемых для внутренней отделки помещений (фенол, аммиак, формальдегид и т.д.).

Важнейшим мероприятием по сохранению чистоты воздуха в помещениях является вентиляция.

Вентиляция(от лат. ventilatio – проветривание) – регулируемый воздухообмен, осуществляемый для создания в помещениях воздушной среды, благоприятной для здоровья человека.

Вентиляция жилых и общественных зданий обеспечивает своевременное удаление избытка тепла, влаги и вредных газообразных примесей, скапливающихся в воздухе в результате пребывания людей и различных бытовых процессов.

Вентиляцию (воздухообмен) характеризуют объем вентиляции и кратность воздухообмена. Чистота воздуха закрытых помещений обусловливается обеспечением для каждого человека необходимого объема воздуха – так называемого воздушного куба и его регулярной сменой с наружным воздухом.

Количество потребного для этого вентиляционного воздуха одного человека в 1 час называется объемом вентиляции. Объем вентиляции зависит от строительного объема помещения (кубатура помещения, м3), числа людей и характера работы, выполняемой в этом помещении.

Если в нем производится работа, не связанная с загрязнением воздуха вредными веществами и с изменением микроклиматических условий помещения, если изменения химического состава и физических свойств воздуха обусловливаются только присутствием людей (например, жилые и общественные здания), то объем воздуха, необходимый для вентиляции, определяется исходя из накопления в помещении диоксида углерода (СО2) как косвенного показателя степени чистоты воздуха.

В жилых, общественных помещениях и больничных палатах норма воздушного куба составляет 25-27 м3,объем вентиляции37,7 м3, поэтому необходимо для полного удаления загрязненного воздуха и замены его чистым атмосферным воздухом обеспечить примерно полуторократный обмен комнатного воздуха с наружным в течение 1 часа. Задачей вентиляции в данном случае является обеспечение содержания СО2 в воздухе закрытого помещения в количествах, не превышающих норму

0, 1% (1%0).

А. Расчет объема вентиляции производится по формуле:

П ∙ N

L = ______________ ,

Р1 – Р2

где L – объем вентиляции, м3;

П – количество СО2, выдыхаемое человеком в час (22,6 л);

N – число людей в помещении;

Р1– максимально допустимое содержание СО2 в помещении (0,1% = 1%0 = 1 л/м3);

Р2 – содержание СО2 в атмосферном воздухе (0,04%=0,4%0 =0,4 л/м3).

При делении полученного объема вентиляции на кубатуру помещения определяют необходимую для этого помещениякратность воздухообмена в 1 ч.

Пример: При санитарно-гигиеническом обследовании воздушной среды в послеоперационной палате хирургического отделения (кубатура 69,7 м3), где находятся 4 больных, содержание СО2 составило 0,12%. Определяется необходимый и фактический объем вентиляции и кратность воздухообмена.

Решение:П ∙ N 22,6∙ 4

1. Lнеобходимый объем вентиляции = _______= __________ = 150,6 м3

Р – Р1 1- 0,4

150,6 м3

Кратность воздухообмена необходимаяК = ____________ = 2, 16 раза

69,7 м3

П ∙ N 22,6∙ 4

2. Lфактический объем вентиляции = ________ = ___________ = 113 м3

Р – Р1 1,2 – 0,4

113 м3

Кратность воздухообмена фактическаяК1 = ____________ = 1, 62 раза

69,7 м3

Заключение: фактическая кратность воздухообмена (1,62 раза в 1 ч) значительно ниже необходимой (2,16 раза в 1 ч), что свидетельствует о неэффективности вентиляции в обследованной палате.

Б.Расчет объема вентиляции и кратности воздухообмена при естественном воздухоснабжении.

Кратность воздухообмена при естественной вентиляции можно вычислить по формуле:

А∙ В ∙С

К = ____________,

V

гдеА – площадь вентиляционного отверстия (форточка), м2;

В – скорость движения воздуха в вентиляционном отверстии, м/с;

С – время проветривания, сек;

V – объем помещения, м3;

Пример: в палате кубатурой 60 м3, где находятся три человека, проветривание происходит за счет форточки, которую открывают на 10 мин каждый час. Скорость движения воздуха в вентиляционном отверстии – 1 м/с, площадь форточки – 0,15 м2. Рассчитывается кратность воздухообмена.

Решение: за 10 мин (600 секунд) в палату поступает

L= а ∙ в ∙ с = 0,15м2 ∙ 600 = 90м3

Кратность воздухообмена при этом составляет: К1= _______ = 1,5 раза

Определяется необходимый объем вентиляции и кратность воздухообмена:

22,6 ∙ 3 113

L = __________ = 113 м3; К = _________ = 1,9 раза

1- 0,4 60

Заключение: Фактическая кратность воздухообмена ниже необходимой для обследуемого помещения рекомендуется увеличить время проветривания палаты до 15 мин каждый час.

В.Оценка искусственной вентиляции по притоку и вытяжке.

Основным критерием оценки искусственной вентиляции является кратность по притоку и вытяжке. Обычно знаком «+» обозначают кратность воздухообмена по притоку и знаком «-» по вытяжке.

Например:+ 4 3

Преобладание притока над вытяжкой предусматривается в помещениях, где чистота воздуха имеет особое значение (операционные, родовые и т. д.), в палатах для больных с инфекционными или гнойными заболеваниями вытяжка должна превалировать надпритоком.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: //studopedia.ru/10_299294_vidi-ventilyatsii-i-ih-gigienicheskaya-otsenka-pokazateli-effektivnosti-ventilyatsii-pomeshcheniy-vozdushniy-kub-ob-em-ventilyatsii-kratnost-vozduhoobmena.html

Ваш Недуг
Добавить комментарий