Транспортные и производственные катастрофы

Транспортные и производственные катастрофы – это… Что такое Транспортные и производственные катастрофы?

Транспортные и производственные катастрофы

характеризуются неожиданным выводом из строя средств передвижения, технологического оборудования или производственных комплексов, вследствие чего возникают факторы, вызывающие гибель и поражения людей, а также наносящие вред окружающей среде.

Наряду с разрушением производственных объектов и транспортных средств при Т. и п. к. возможно полное или частичное разрушение лечебных учреждений, в т.ч. расположенных на значительном удалении от очагов бедствия, и гибель их работников, что при массовых поражениях населения определяет потребность в срочном привлечении дополнительных сил и средств медслужбы для оказания неотложной медпомощи пострадавшим.

Возможны следующие разновидности Т. и п. к.

: транспортные катастрофы — автомобильные, железнодорожные, авиационные, на морских и речных судах; производственные (промышленные) катастрофы — пожары, взрывы, аварии с угрозой выброса или выбросом реактивных веществ, сильно действующих ядовитых или боевых отравляющих веществ, внезапное обрушение сооружений, аварии на электроэнергетических системах, на коммунальных системах жизнеобеспечения, на промышленных очистных сооружениях, гидродинамические аварии.

Увеличение энерговооруженности, концентрация энергонасыщенных и использующих опасные для здоровья человека вещества объектов на небольшой территории, увеличение мощности оборудования и напряженности в основных промышленных агрегатах и транспортных коммуникациях, возрастание сложности инженерных систем и усиление инфраструктурной сопряженности всех звеньев технологической цепочки влекут за собой появление новых источников повышенного риска для здоровья и жизни людей, даже не причастных к производственным процессам. Во многих странах отмечаются факты снижения уровня контроля за хозяйственной деятельностью производителей, в результате чего наблюдаются серьезные просчеты в принятии решений о выборе наиболее рациональных технологий и повышается неустойчивость равновесия системы человек — производство. Т. и п. к. могут быть обусловлены также стихийными бедствиями (Стихийные бедствия).

Размеры потерь и количество погибших при Т. и п. к.

колеблются в большом диапазоне и зависят от характера и интенсивности действия поражающих факторов, плотности размещения работников (числа пассажиров на транспортном средстве) и населения в зоне катастроф, характера застройки, степени защиты и подготовленности населения, времени суток, метеоусловий и др.

Последствия некоторых технологических катастроф сопоставимы с последствиями военных операций. Только в нефтеперерабатывающей индустрии мира ежегодно происходит в среднем примерно 60 катастроф, каждая из которых сопровождается гибелью более 150 человек.

Ликвидация последствий крупных Т. и п. к. осуществляется с привлечением сил и средств службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях (см. Медицина катастроф). Наиболее частыми видами поражения людей при Т. и п. к. являются механические повреждения, среди которых более 20% составляет черепно-мозговая травма и до 60% — множественные и сочетанные травмы, ожоги и отравления. Эти травмы часто осложняются шоком, кровотечением, нагноением, характеризуются синдромом взаимного отягощения, психическим стрессом. Ухудшение санитарно-эпидемиологического состояния района катастрофы увеличивает опасность распространения инфекционных болезней.

Медицинские аспекты профилактики Т. и п. к.

включают обеспечение санитарного надзора за проектированием, строительством и эксплуатацией транспортных и производственных объектов, участие медиков в профессиональном отборе, медицинском контроле за состоянием здоровья лиц, ошибочные действия которых могут привести к Т. и п. к. (в частности, предрейсовые осмотры водителей), обучение населения правилам поведения при катастрофах и приемам само- и взаимопомощи, санитарно-просветительную работу.

При ликвидации последствий Т. и п. к. и оказании медпомощи пострадавшим в очаге бедствия условно различаются три периода: 1) изоляция, которая продолжается с момента возникновения катастрофы до начала организованного проведения спасательных работ; 2) спасение, продолжающееся от начала спасательных работ до завершения эвакуации пострадавших за пределы очага бедствия: 3) восстановление, которое продолжается до восстановления объекта, а с медицинских позиций определяется сроками стационарного лечения. В период изоляции, когда люди, оказавшиеся в зоне бедствия, независимо от уровня организации экстренной медпомощи, остаются предоставленными сами себе, особую роль приобретает первая помощь. Она оказывается на месте повреждения самим пострадавшим (самопомощь) или другим лицом (взаимопомощь) с целью устранения последствий травм и поражения, угрожающих жизни пострадавшего, и предупреждения опасных для жизни осложнений с использованием в основном подручных средств. В этот период проводят следующие мероприятия: извлечение пострадавшего из-под завалов: тушение горящей одежды; устранение асфиксии путем освобождения верхних дыхательных путей от слизи, крови и возможных инородных тел; временную остановку наружного кровотечения; наложение асептической повязки на рану и ожоговую поверхность: наложение окклюзионной повязки при открытом ранении груди с использованием прорезиненной оболочки ППИ; иммобилизацию поврежденных конечностей простейшими средствами; введение обезболивающих средств и дачу антибиотиков, сульфаниламидных препаратов, противорвотных средств из индивидуальной аптечки (см. Аптечки). Объем доврачебной помощи расширяется в период спасения с прибытием в очаг бедствия команд спасателей, в состав которых входят бригады экстренной доврачебной медицинской помощи. Прибывшие в очаг производственных катастроф должны действовать с учетом возможной утечки сильнодействующих ядовитых веществ и возможности образования очага комбинированного поражения, других вредных для здоровья продуктов, при необходимости использовать противогазы, антидоты и другие средства защиты, делать частичную санитарную обработку. Медсестрой (санинструктором) указанных бригад проводится: туалет полости рта и носоглотки, при показаниях введение воздуховода и ингаляции кислорода; контроль за правильностью и целесообразностью наложения кровоостанавливающего жгута; наложение и замена неправильно наложенных защитных повязок; транспортная иммобилизация табельными средствами; введение антидотов, обезболивающих препаратов и симптоматических средств, стимулирующих сердечно-сосудистую деятельность и дыхание; подготовку пораженных к медицинской эвакуации в лечебные учреждения. По прибытии врачебно-сестринских бригад пострадавшим срочно оказывают первую врачебную помощь. Она включает: окончательную остановку наружного кровотечения; противошоковые мероприятия (введение обезболивающих и сердечно-сосудистых средств, новокаиновые проводниковые блокады, транспортная иммобилизация, введение противошоковых жидкостей и кровезаменителей); восстановление проходимости дыхательных путей (трахеостомия, интубация трахеи, фиксация языка); наложение окклюзионной повязки при открытом пневмотораксе; искусственную вентиляцию легких ручным или аппаратным способами; закрытый массаж сердца; исправление повязок и транспортной иммобилизации; катетеризацию или пункцию мочевого пузыря; введение антибиотиков, антидотов и столбнячного анатоксина; купирование первичной реакции на внешнее облучение и другие мероприятия неотложной терапевтической помощи.

Объем врачебной помощи может варьировать в зависимости от многих условий: количества пострадавших и врачебных бригад, сроков доставки пострадавших из очага бедствия, обеспеченности транспортом для эвакуации пораженных, степени оснащенности врачебных бригад штатным имуществом и др.

При оказании первой врачебной помощи одновременно проводится медицинская сортировка пострадавших с выделением следующих групп: нуждающиеся в эвакуации в первую очередь (пострадавшие, находящиеся в шоке): нуждающиеся в эвакуации во вторую очередь (пострадавшие, которым транспортирование может быть отсрочено на ближайшее время — при наличии неосложненных травм или средней степени отравления).

Важнейшим условием снижения летальности среди пораженных при транспортных и промышленных катастрофах является срочная бережная эвакуация пострадавших в лечебные учреждения с использованием всех имеющихся видов транспорта.

Библиогр.: Организация экстренной медицинской помощи населению при стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях, под ред. В.В. Мешкова, М., 1991.

Источник: //dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/31347/%D0%A2%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5

Транспортные аварии и катастрофы. Причины и меры по их предупреждению

Транспортные и производственные катастрофы

транспортный безопасность чрезвычайный вредный

Авария – это повреждение машины, станка, оборудования, здания, сооружения. Производственная авария – это внезапная остановка работы или нарушение установленного процесса производства на промышленных предприятиях, транспорте и др. ОЭ, которые приводят к повреждению или уничтожению материальных ценностей, поражению или гибели людей.

Катастрофа – это крупная авария с большими человеческими жертвами, т.е. событие с весьма трагическими последствиями.

Главный критерий в различии аварий и катастроф заключается в тяжести последствий и наличии человеческих жертв.

Как правило, следствием крупных аварий и катастроф являются пожары и взрывы, в результате которых разрушаются производственные и жилые здания, повреждаются техника и оборудование.

В ряде случаев они вызывают загазованность атмосферы, разлив нефтепродуктов, а также агрессивных жидкостей и АХОВ.

Причинами производственных аварий и катастроф могут быть стихийные бедствия, дефекты, допущенные при проектировании или строительстве сооружений и монтаже технических систем, нарушения технологии производства, правил эксплуатации транспорта, оборудования, машин, механизмов. Наиболее распространенными причинами аварий и катастроф на ОЭ являются нарушения технологического процесса производства и правил ТБ.

Аварии на автомобильном транспорте (ДТП). Причины дорожно-транспортных происшествий могут быть самые различные.

Это, прежде всего, нарушение правил дорожного движения, техническая неисправность автотранспорта, превышение скорости движения, недостаточная подготовка лиц, управляющих транспортом, слабая их реакция и др.

Нередко причиной аварий и катастроф становится менеджмент автотранспортом лицами в нетрезвом состоянии. К серьезным дорожно-транспортным происшествиям приводят невыполнение правил перевозки опасных грузов и несоблюдение при этом необходимых требований безопасности.

Всем памятен случай, который произошел в 1994 г. в Москве на Дмитровском шоссе, когда бензовоз врезался в стоящий троллейбус. Бензин разлился по мостовой, вспыхнуло пламя. Ужас охватил людей.

Многие выскакивали из троллейбуса и бежали как горящие факелы. Другие сгорали в этом месте же на месте. Погибли пассажиры, ни в чем не повинные люди.

А всему виной халатность, пренебрежение элементарными правилами.

Другой причиной дорожных аварий является неудовлетворительное состояние дорог. Иногда на проезжей части можно видеть открытые люки, неогороженные и неосвещенные участки ремонтных работ, отсутствие предупреждающих об опасности знаков. Все это в совокупности приводит к огромным потерям.

Только в Москве на дорогах ежегодно погибают до 80 детей, это три полных класса. Травмы получают 1000 – целая учебное заведение. В России за год под колесами машин и в дорожных авариях погибают до 40 тыс. человек. Это почти в три раза больше, чем за девять лет войны в Афганистане.

По сведениям Всемирной организации здравоохранения, в результате дорожно-транспортных происшествий в Западной Европе ежегодно погибают приблизительно 100 тыс. человек и более 200 тыс. получают серьезные травмы.

При автокатастрофе главное – своевременно оказать первую медицинскую помощь пострадавшим. И должно быть это произведено не позднее 20-30 мин. Иначе будет уже поздно.

Что делать? Каждый шофер проходящей машины, каждый пешеход обязаны немедленно принять все возможные меры по спасению людей, оказанию им самой первой медицинской помощи, особенно остановки кровотечений. К месту происшествия вызываются работники ГИБДД (ГАИ), скорая медицинская техническая помощь. Место катастрофы ограждается предупредительными знаками.

Пострадавшие после оказания им первой медицинской помощи доставляются в ближайшие лечебные учреждения.

Для ликвидации последствий аварий с автотранспортом, перевозящим химически опасные, взрывчатые, ядовитые, радиоактивные вещества, привлекаются специализированные невоенизированные формирования ГО, силы противопожарной службы.

Аварии на железнодорожном транспорте. Основными причинами аварий и катастроф являются неисправности путей подвижного состава, средств сигнализации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.

Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах.

Не исключаются размывы железнодорожных путей, обвалы, оползни, наводнения.

При перевозке опасных грузов, таких как газы, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, едкие, ядовитые и радиоактивные вещества, происходят взрывы, пожары цистерн и других вагонов.

Ликвидировать такие аварии довольно сложно.

Вспомним Арзамас. В июне 1988 г. в 300 м от вокзала взорвались три вагона с промышленной взрывчаткой. Уничтожены: локомотив, 11 вагонов, 250 м ж.-д. путей, разрушены вокзал и 185 близлежащих зданий. После взрыва образовалась воронка глубиной 26 м, диаметром 53 м.

Ровно через год в июне в Башкортостане произошла страшная железнодорожная катастрофа. Разрушено 350 м пути. Взрывная волна сбросила с полотна 11 вагонов, 7 из которых полностью сгорели.

В октябре 1988 г. на станции Свердловск-Сортировочная при выполнении маневровых работ произошел взрыв двух вагонов с опасными грузами. В результате взрыва погибло 4 человека, 87 госпитализировано, более 600 семей остались без крова.

К сожалению, количество аварий на железнодорожном транспорте не сокращается. Ежегодно погибает до 3 тыс. человек, уничтожается имущество, страна несет огромные ущерб.

Аварии на авиационном транспорте. При авиационных авариях происходит разрушение самолета различной степени, при катастрофах имеются человеческие жертвы. А происходит их довольно много. Так, в 1994 г. в результате почти 20 авиакатастроф в Росси погибло приблизительно 400 человек.

К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем менеджмента, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров. На сегодня, пожалуй, наиболее опасной и часто встречающейся трагедией на борту самолета являются пожар и взрыв.

Спасательные и аварийные работы можно разделить на два вида: первые – проводимые членами экипажа, вторые – организуемые наземными службами. Экипажу для принятия мер, как правило, не хватает времени. Все происходит крайне быстротечно.

Экипаж подает сигнал бедствия и приземляется в ближайшем аэропорту. Перед самой посадкой открываются все входные двери и люки, освобождаются проходы к ним.

Как только самолет остановился, организуется немедленная эвакуация людей на безопасное расстояние.

Пострадавшим немедленно оказывается первая медицинская помощь. Всеми работами руководит командир корабля. Его распоряжения обязательны как для экипажа, так и для всех пассажиров.

Аварии на водном транспорте. Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходят под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей: капитанов, лоцманов и членов экипажа.

Многие аварии происходят из-за промахов и ошибок при проектировании и строительстве судов. Половина из них является следствием неумелой эксплуатации.

Например, часты столкновения и опрокидывание судов, посадка на мель, взрывы и пожары на борту, неправильное расположение грузов и плохое их крепление.

К работе по ликвидации последствий аварий, катастроф и спасению утопающих привлекаются все члены экипажа, при необходимости капитан может обратиться и к другим лицам, находящимся на судне. Общее руководство всеми работами осуществляет капитан, как начальник ГО. Основные задачи: спасение людей, терпящих бедствие, борьба за живучесть корабля, ликвидация пожара, пробоин.

Источник: //vuzlit.ru/116929/transportnye_avarii_katastrofy_prichiny_mery_preduprezhdeniyu

Что такое промышленная авария на производственных объектах: что к ним относится

Транспортные и производственные катастрофы

Количество промышленных аварий в последнее время растет. Крупные катастрофы становятся причиной серьезного ущерба для окружающей среды и человека. Промышленные предприятия отличаются сложными инженерными и техническими комплексами. Потому важно разобраться, какие аварии относятся к промышленным, как их избежать и что делать, если ЧП все же произошло.

Что такое промышленная авария

Для начала стоит разобраться в терминах и определить, что именно стоит относить к указанному понятию. В классе школьники на уроках ОБЖА проходят данную тему.

 Промышленные аварииэто катастрофы, произошедшие на промышленном объекте, которые могли причинить ущерб жизни и здоровью людей, повлечь негативные последствия для окружающей среды и нанести материальный ущерб.

К подобным ситуациям относятся различные разрушения и повреждения, пожары, частичное или полное уничтожение технического оборудования.

Промышленная авария

К аварии на производстве относят и последствия подобных катастроф, включая взрывы, затопления, выход из строя коммунальных сетей и энергетики, утрата связи.

Наиболее опасными считаются предприятия, на которых происходит изготовление, хранение или использование веществ высокого ядовитого воздействия.

Справка! Запроектная авария промышленного характера называется исходным состоянием, которое не было учтено для проектных катастроф.

Часто сопровождается дополнительными проблемами, включая ошибочные решения персонала, отказ системы безопасности. Проектная катастрофа не является синонимом предыдущему понятию.

Для нее характерно определение исходных и конечных данных при помощи проекта, а также предусмотрено наличие рычагов системы безопасности для устранения инцидента.

Промышленная авария с пожаром

Виды промышленных аварий и опасности

Промышленные аварии подразделяются на несколько категорий. Каждый вид имеет определенные особенности.

Производственные аварии и катастрофы относятся к ЧС

К катастрофам промышленного масштаба относятся химические аварии. Происходят они из-за нарушения технического процесса на предприятии, повреждений емкостей, хранилищ и прочего, где размещаются вещества, что провоцирует их выброс в атмосферу.

Большое количество химикатов опасно для здоровья и жизненных показателей окружающих людей. Химические вещества препятствуют нормальному развитию и существованию живого организма. В некоторых ситуациях, катастрофа заканчивается летальным исходом.

Следующим видом является радиационная катастрофа. Характеризуется выходом радиоактивных веществ или излучения за безопасные пределы на производстве. В результате население, находящееся рядом, подвергается излучению, а окружающая среда загрязняется.

Главной опасностью является именно воздействие радиации. Такое чрезвычайное происшествие может сопровождаться взрывами и возгораниями. При воздействии на организм радиации поражаются внутренние органы, развивается лучевая болезнь.

В итоге это провоцирует наступление у пострадавшего смерти.

Важно! Опасны также предметы, которые были подвержены излучению.

Следующий вид гидродинамический. Характеризуется разрушением или поломкой гидротехнического объекта полностью или частично. Вода становится неуправляемой. Она в большом количестве начинает перемещаться по территории производства, затопляя и разрушая всю территорию. Спровоцировать полную аварию может не только человек, но и силы природы.

Транспортный вид также относится к аварии на производстве. Последствиями являются травмы различной степени и ожоги. Опасность представляет любой вид транспорта, включая воздушные судна, железнодорожный, автомобильный и водный. На производстве происходят подобного вида аварии не при передвижении, а перемещении транспорта.

Утечка газа также отличается высокой степенью опасности. Многие природные газы не безопасны для окружающей среды и человека. Наибольшую опасность представляют метан и сжиженный нефтяной газ. Последний часто применяется в бытовых колониях, используется в виде баллонов. В ходе утечки у пострадавшего начинаются признаки удушья и отравления.

Важно! Газ может спровоцировать взрыв. Он весьма опасен, потому при работе с ним важно соблюдать все правила и рекомендации по безопасности.

Ликвидация ЧС

Основные причины промышленных аварий

Аварии на производственных объектах случаются по разным причинам. Объекты, на территории которых находятся вещества или оборудование, представляющие угрозу для окружающей среды и человека, признаны опасными. Потому, стоит разобраться, что провоцирует ЧС, чтобы сократить риск ее возникновения. Причинами, вызывающими аварии, являются:

  • Нарушения в технологии производства;
  • Пренебрежение правилами использования машин и оборудования;
  • Нарушение правил безопасности, установленных на конкретном предприятии;
  • Ошибки в регламенте проведения работ по ремонту;
  • Ошибки в организации производственного процесса;
  • Природные явления и стихийные бедствия.

Последние также часто провоцируют катастрофы. Что приводит к серьезному загрязнению атмосферы, человеческим жертвам.

Последствия промышленной аварии

Что делать в случае промышленной аварии

Если предотвратить происшествие не получилось, важно знать, как действовать в сложной ситуации. От действий каждого человека зависит масштаб трагедии, количество пострадавших. На выбор конкретной схемы действий влияет вид аварии.

Но есть ряд общих рекомендаций, которых необходимо придерживаться. Если авария маленькая и сводится к поломке оборудования, работнику следует отключить его от питания, сообщить о происшествии начальнику.

Дальнейшие действия должны соответствовать инструкциям и планам по безопасности, утвержденным на производстве.

План ликвидации аварии на опасном производственном объекте

При более масштабных происшествиях, вроде утечки газа, взрыва, необходимо действовать следующим образом:

  1. Постараться устранить угрозу для здоровья и жизни окружающих. При необходимости пострадавшим оказывают первую помощь, вызывают бригаду медиков;
  2. Дополнительно вызывают пожарных, МЧС. Лучше, если заниматься этим будут несколько лиц, что ускорит процесс. Объединять звонки и поручать их одному человеку не стоит;
  3. Когда опасность для окружающих снижена, создается специальная комиссия для расследования всех нюансов произошедшего. В ее состав входит руководитель организации, его заместитель, инженер и человек, ответственный за безопасность на предприятии. Дополнительно может быть вызван эксперт для независимой оценки;
  4. На завершающем этапе комиссия проводит осмотр места, где все произошло. По результатам этого составляется протокол, обязательно нужно зафиксировать место случившегося при помощи фото или видео.

Затем составляется акт. Форма его зависит от многих нюансов, например, были ли в результате ЧП пострадавшие.

При попытках ликвидировать очаг аварии, важно четко понимать, насколько опасной является ситуация. Не рекомендуется рискуя жизнью и здоровьем устранять катастрофу. Лучше вывести людей из опасной зоны и позволить специальным службам ликвидировать ЧС.

Справка! Примером одной из серьезных аварий является техногенная катастрофа на химкомбинате «Маяк». Это произошло в 1957 году. Последствия произошедшего оцениваются как тяжелые. Занимает 3 место среди всех катастроф подобного характера по всему миру. Ликвидация последствий была массовой и комплексной. Но избежать кризиса не удалось.

На территории Российской Федерации множество опасных промышленных предприятий. Только в Волгоградской области их можно насчитать десятки. По всей России это число довольно большое. Халатное отношение к безопасности приводит к смертельным исходам. Потому должны проводиться регулярные инструктажи на предприятии, обучение технике безопасности.

Источник: //ohranatryda.ru/chp/promyslennye-avarii.html

Производственные аварии и катастрофы 

1.2. Опасности аварий и катастроф

Аварии и катастрофы по характеру их проявления подразделяют на несколько групп.

Транспортные аварии (катастрофы) могут быть двух видов: происходящие на производственных объектах, не связанных непосредственно с перемещением транспортных средств (в депо, на станциях, в портах, на аэровокзалах), и случающиеся во время их движения. Для второго вида аварий обычно характерны удаленность места катастрофы от крупных населенных пунктов, трудность доставки туда спасательных формирований и большая численность пострадавших, нуждающихся в срочной медицинской помощи.

Пожары и взрывы— самые распространенные чрезвычайные события в современном индустриальном обществе. Наиболее часто и, как правило, с тяжелыми социальными и экономическими последствиями они происходят на пожаро- и взрывоопасных объектах.

Это, прежде всего, промышленные предприятия, использующие в производственных процессах взрывчатые и легковозгораемые вещества, а также железнодорожный и трубопроводный транспорт, несущий наибольшую нагрузку по перемещению пожаро- и взрывоопасных грузов.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) аварийно химически опасных веществ.   Это происшествия, связанные с утечкой вредных химических продуктов в процессе их производства, хранения, переработки и транспортировки.

Обычно аварии с выбросом таких веществ носят комбинированный характер. Кроме того, некоторые вещества в определенных условиях (скажем, при пожарах) в результате химических реакций могут образовывать ядовитые соединения.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ. Возникновение их возможно на радиационно опасных объектах: атомных станциях, предприятиях по изготовлению и переработке ядерного топлива, захоронению радиоактивных отходов и др.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ — не частое явление.

Объясняется это, по-видимому, строгой засекреченностью работ в этой области и в то же время продуманностью мер по предупреждению возникновения таких чрезвычайных ситуаций.

Однако, учитывая тяжесть последствий в случае попадания биологически опасных веществ в окружающую среду, такие аварии наиболее опасны для населения.

Внезапное обрушение зданий, сооружений.

 Подобного типа происшествия чаще всего происходят не сами по себе, а вызываются побочными факторами: большим скоплением людей на ограниченной площади; сильной вибрацией, вызванной проходящими железнодорожными составами или большегрузными автомобилями; чрезмерной нагрузкой на верхние этажи зданий и т. д. Обычно обрушения приводят к большим человеческим жертвам.

 
Аварии на электроэнергетических системах и коммунальных системах жизнеобеспечения редко приводят к гибели людей. Однако они существенно затрудняют жизнедеятельность населения (особенно в холодное время года), могут стать причиной серьезных нарушений и даже приостановки работы объектов промышленности и сельского хозяйства.

Аварии на промышленных очистных сооружениях приводят не только к резкому отрицательному воздействию на обслуживающий персонал этих объектов и жителей близлежащих населенных пунктов, но и к залповым выбросам отравляющих, токсических и просто вредных веществ в окружающую среду. 
 

 Гидродинамические аварии возникают в основном при разрушении (прорыве) гидротехнических сооружений, чаще всего плотин. Их последствия — повреждение и разрушение гидроузлов, других сооружений, поражение людей, затопление обширных территорий, нарушение судоходства, уничтожение значительных материальных ценностей.

Наибольшее количество аварий и катастроф происходит на пожаро- и взрывоопасных объектах, на предприятиях, использующих в производственном процессе химически опасные и радиоактивные вещества, на гидротехнических сооружениях. Такие предприятия называют потенциально опасными объектами.

В настоящее время на территории Российской Федерации постоянно функционируют около 45 тыс. потенциально опасных промышленных производств и объектов, от аварий на которых продолжают страдать и гибнуть люди.

Потенциально опасный объект— объект народного хозяйства или иного назначения, при аварии на котором может произойти гибель людей, сельскохозяйственных животных и растений, возникнуть угроза здоровью людей либо будет нанесен ущерб экономике и окружающей природной среде.

Основные причины, вызывающие аварии и катастрофы техногенного характера:

•    износ технологического оборудования, транспортных средств и основных производственных фондов, достигающий в некоторых отраслях промышленности 90% и более;•    недостаточный выпуск и низкий уровень качества приборов обнаружения и контроля опасных и вредных факторов, а также средств коллективной и индивидуальной защиты от этих факторов;•    недостаточная технологическая надежность систем обеспечения безопасности в промышленности, на транспорте, в энергетике, сельском хозяйстве, а также систем управления;•    недостаточная культура производства, снижение уровня компетенции и ответственности специалистов вредных и потенциально опасных предприятий;•    увеличение масштабов использования взрыво-, пожаро-, химически, радиационно, биологически опасных веществ и технологий;•    недостаточность и несогласованность в осуществлении мер по предотвращению аварий и катастроф, уменьшению возможных людских потерь и материального ущерба;•    размещение вредных производств и потенциально опасных объектов в непосредственной близости от жилых зон и систем их жизнеобеспечения;•    недостаточный контроль за состоянием потенциально опасных производств и объектов;•    резкое уменьшение объемов строительства и производства коллективных и индивидуальных средств защиты для персонала объектов экономики и населения;

•    отсутствие необходимого количества локальных систем оповещения об авариях на потенциально опасных объектах.

Существенно увеличивают опасность вредного воздействия на население возможные при таких авариях паника, распространение ложных и провокационных слухов, неповиновение должностным лицам и представителям власти.

Источник: //infourok.ru/proizvodstvennie-avarii-i-katastrofi-423907.html

Производственные аварии и катастрофы

Транспортные и производственные катастрофы

Авария — это повреждение машины, станка, оборудования, здания, сооружения. Происходят аварии на коммунально-энергетических сетях, промышленных пред­приятиях. Если эти происшествия не столько значительны и не повлекли за собой серьезных человеческих жертв — их обычно относят к разряду аварий.

Катастрофа — это крупная авария с большими человеческими жертвами, т.е. событие с весьма трагическими последствиями.

Главный критерий в различии аварий и катастроф заключается в тяжести по­следствий и наличии человеческих жертв.

В результате аварий на производстве возможны взрывы и пожары, а их послед­ствия — разрушение и повреждение зданий, сооружений, техники и оборудова­ния, затопление территории, выход из строя линий связи, энергетических и ком­мунальных сетей.

Наиболее часты они на предприятиях, производящих, использующих или хра­нящих аварийно химически опасные вещества (АХОВ). Следствием аварий являются взрывы и пожары.

При взрывах ударная волна не только приводит к разрушениям, но и к человечес­ким жертвам. Степень и характер разрушений зависят, кроме мощности взрыва, от технического состояния сооружений, характера застройки и рельефа местности.

На каких предприятиях чаще всего происходят взрывы? Там, где в больших количествах применяются угле­водородные газы (метан, этан, пропан).

Взрываются котлы в котельных, газовая аппаратура,  продукция и по­луфабрикаты химических заводов, пары бензина и других компонентов, мука на мельницах, пыль на элеваторах, сахар­ная пудра на сахарных заводах, древес­ная пыль на деревообрабатывающих предприятиях.

Взрывы возможны в жилых помещениях, когда люди забывают выключить газ.

Взрывы на газопроводах происходят при плохом контроле за их состоянием и несоблюдении требований безопасности при их эксплуатации, как это имело место в Башкортостане 3 июля 1989 г.

Взорвалась смесь из пропана, метана и бензина. Пламя мгновенно охватило огромную территорию. В огненном котле оказались два пассажирских встречных поезда.

Пострадало большое количе­ство людей, многие получили травмы и увечья.

К тяжелым последствиям приводят взрывы рудничного газа в шахтах, вызы­вающие пожары, обвалы, затопления подземными водами.

Большой материальный ущерб, а в ряде случаев и человеческие жертвы при­носят внезапные обрушения зданий, мостов, других инженерных сооружений. Причины — ошибки при изыскании и проектировании, низкое качество строи­тельных работ. 23 марта 1993 г. в руины превратился один из цехов Братского алюминиевого завода. Под обломками здания оказались 14 рабочих ночной смены.

Пожары происходят всюду: на промышленных предприятиях, объектах сель­ского хозяйства, в учебных заведениях, детских дошкольных учреждениях, в жилых домах.

Они возникают при перевозках горючего всеми видами транспорта. Самовоз­гораются такие химикаты, как скипидар, камфора, нафталин. В процессе горения поролона выделяется ядовитый дым, который приводит к опасным отравлениям.

В процессе производства при определенных условиях становятся опасными и возгораются древесная, угольная, торфяная, алюминиевая, мучная, зерновая пыль, а также пыль хлопка, льна, пеньки.

Летом 1985 г. тонкий хлопковый пух, который образовывался после стирки и сушки белья в прачечной гостиницы «Космос» (Москва), забил вентиляционную шахту.

Работники прачечной решили избавиться от него с помощью… огня, за­быв, что при определенных условиях он взрывается, как порох. Так, собственно, и произошло. Как только чиркнули спичкой — прогремел взрыв. Восемь человек получили ожоги и ранения.

Ударная волна разворотила перекрытие. Кажется, пра­чечная — производство самое мирное, а ведь взорвалось.

Каждые 4-5 мин в России вспыхивает пожар. Ежегодно в дым и пепел превра­щаются ценности на миллиарды рублей. Каждый час в огне погибает 1 человек и около 20 получают ожоги и травмы.

14 марта 1993 г. начался крупнейший за последние 10 лет пожар в России. Дот­ла сгорел на КамАЗе завод по производству двигателей. Общая площадь пожара 200 тыс. квадратных метров. Восстановлением, а точнее строительством нового занимаются до сих пор.

При катастрофе и крупной аварии очень важно своевременно оповестить и орга­низовать защиту рабочих и служащих, всего вблизи проживающего населения, которому угрожает опасность.

В первую очередь необходимо организовать спасательные работы, оказать пост­радавшим первую медицинскую помощь и доставить их в лечебные учреждения.

После разведки пораженных участков объекта организуется локализация и тушение пожаров, принимаются меры к предотвращению дальнейших разру­шений. Отдельные конструкции, которые угрожают падением, обрушают или наоборот укрепляют, проводят неотложные работы на коммунально-энергети­ческих сетях.

При этом огромное значение имеет соблюдение требований безо­пасности. Например, запрещается без надобности ходить по завалам, входить в разрушенные здания, проводить работы вблизи сооружений, грозящих обруше­нием. Нельзя прикасаться к оголенным проводам и различным электрическим устройствам.

Участок спасательных и восстановительных работ должен быть огражден, своевременно выставлены охрана и наблюдатели.

В результате аварии или катастрофы могут растекаться горючие и агрессивные жидкости. Это надо учитывать при организации работ.

Наиболее характерными видами травм при авариях и катастрофах бывают ранения, ушибы, переломы костей, разрывы и раздавливание тканей, пораже­ние электрическим током, ожоги, отравления.

Источник: //PrimTrud.ru/content/proizvodstvennyie-avarii-i-katastrofyi.html

Виды катастроф

Транспортные и производственные катастрофы

Различают следующие виды катастроф:

Экологическая катастрофа — стихийное бедствие, крупная производственная или транспортная авария (катастрофа), которые привели к чрезвычайно неблагоприятным изменениям в сфере обитания и, как правило, к массовому поражению флоры, фауны, почвы, воздушной среды и в целом природы. Последствием экологической катастрофы, как правило, является значительный экономический ущерб.

Производственная или транспортная катастрофа — крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы и значительный материальный ущерб.

Техногенная катастрофа — внезапное, непредусмотренное освобождение механической, химической, термической, радиационной и иной энергии.

Под помощью при катастрофах понимают меры, которые способны ограничить или изменить последствия катастрофы.

Классификация ЧС техногенного характера представлена на рис. 1.4.

Рис. 1.4. Классификация техногенных ЧС

Транспортные аварии (катастрофы) случаются во время движения транспортных средств.

Пожары и взрывы происходят на пожароопасных и взрывоопасных объектах, на железнодорожном и трубопроводном транспорте, которые осуществляют перемещение пожароопасных и взрывоопасных грузов.

Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ (АХОВ) — это происшествия, связанные с утечкой вредных химических продуктов в процессе их производства, хранения, переработки и транспортировки.

Аварии с выбросом радиоактивных веществ возникают на радиационноопасных объектах: атомных станциях, предприятиях по изготовлению и переработке ядерного топлива, захоронению радиоактивных отходов и др.

Аварии с выбросом биологически опасных веществ (БОВ) — наиболее опасные для населения аварии, так как тяжесть последствий в случае попадания биологически опасных веществ в окружающую среду очень велика.

Внезапные обрушения зданий, сооружений чаще всего вызываются побочными факторами: большим скоплением людей на ограниченной площади; сильной вибрацией, вызванной проходящими железнодорожными составами или большегрузными автомобилями; чрезмерной нагрузкой на верхние этажи зданий и т.д.

Аварии на электроэнергетических системах и коммунальных системах жизнеобеспечения существенно затрудняют жизнедеятельность населения, особенно в холодное время года.

Аварии на промышленных очистных сооружениях приводят к выбросам отравляющих, токсических и вредных веществ в окружающую среду.

Гидродинамические аварии возникают при разрушении гидротехнических сооружений, чаще всего плотин. Их последствия — затопление обширных территорий.

При дальнейшем развитии технического прогресса общества появятся новые ЧС, поэтому важное значение приобретают знания, умения, навыки, опыт людей по их предотвращению, действия, направленные на сохранение здоровья и жизни в случае возникновения ЧС техногенного характера.

7. Классификация социальных чрезвычайных ситуаций, их характеристики.

Важное место в жизни современного общества занимают ЧС социального характера: войны, террористические акты, захват заложников, кражи, мошенничество, азартные игры, изнасилования, вредные и опасные привычки, массовые скопления людей, неформальные объединения.

Специфическая особенность социальных ЧС заключается в том, что все они возникают в сфере взаимоотношений между людьми и зависят от человека. ЧС социального характера сознательно планируются, готовятся, проводятся людьми.

Эти люди пытаются с помощью ЧС социального характера решить свои политические, национальные, религиозные, криминальные, финансовые, личные задачи. Для этих целей используются различные жестокие методы: угрозы, шантаж, насилие, обман, захват заложников, кражи, убийства.

Организаторов, заказчиков, исполнителей не останавливает то, что жертвами социальных ЧС чаще всего становятся мирные жители.

Рис. 1.5. Классификация социальных ЧС

На борьбу с ЧС социального характера направлена деятельность мирового сообщества, государств, правительств, специальных служб. Важное место в общей системе противодействия социальным ЧС принадлежит населению, каждому из нас. Своими умениями, знаниями, правильными и своевременными действиями можно предотвратить многие ЧС социального характера, смягчить тяжесть их последствий.

8.Классификация экологических чрезвычайных ситуаций.

Для комфортного проживания на Земле человечеству необходимо уделять большое внимание экологическим ЧС, к ним относятся: вымирание растений и животных, загрязнения, засоление, заболачивание и эрозия почвы, загрязнения атмосферы, загрязнение вод Мирового океана, загрязнение природной среды, истощение водных ресурсов и т.д. (рис. 1.6.).

Рис. 1.6. Классификация экологических ЧС

Загрязнения природы, уменьшение толщины озонового слоя подавляют иммунную систему живых организмов, в том числе и человека.

Это является результатом резкого ухудшения экологической обстановки, разрушения ранее существовавших в стране систем общей профилактики заболеваний и пренебрежения к правилам и нормам безопасности жизнедеятельности.

Одним из главных факторов, приведших к ухудшению природной среды в РК, стало необоснованное развитие отраслей добывающей промышленности.

РК в основном производит продукцию горнодобывающей промышленности, большая часть этого сырья экспортируется.

В этом отношении РК мало отличается от стран Третьего мира, которые являются сырьевыми придатками промышленно развитых стран.

В структуре экспорта РК кроме сырой нефти, газа имеется металл и минеральные удобрения. На мировом рынке у РК покупают и черные, и цветные металлы.

Однако металлургия — одно из самых экологически грязных производств. Поэтому покупатели нашей металлургической продукции предпочитают иметь грязные производства в РК, а не у себя дома.

То же самое относится к промышленности минеральных удобрений.

Мировой опыт показывает, что для стабилизации экологической ситуации в стране нужно тратить не менее 3% валового национального продукта, а для улучшения экологической ситуации — необходимо 5%. Такие расходы несут Германия, Англия и Швеция. Самые большие затраты на природоохранные мероприятия у США — 7%.

В РК, выделяется на эти цели менее 1%.

Вопросы:

1. Какая ситуация называется чрезвычайной?

2. Что понимают под источником чрезвычайной ситуации?

3. Как классифицируются чрезвычайные ситуации в зависимости от источника?

4. Как классифицируются чрезвычайные ситуации в зависимости от масштабов?

5. Какая чрезвычайная ситуация является локальной?

6. Какая чрезвычайная ситуация является местной?

7. Какая чрезвычайная ситуация является территориальной?

8. Какая чрезвычайная ситуация является региональной?

9. Какая чрезвычайная ситуация является трансграничной?

10. Дайте определение стихийного бедствия.

11. Какова статистика стихийных бедствий?

12. Какая чрезвычайная ситуация называется природной?

13. Как классифицируются природные чрезвычайные ситуации?

14. Какие стихийные бедствия относятся к геологическим природным чрезвычайным

ситуациям?

15. Какие стихийные бедствия относятся к метеорологическим природным чрезвычайным ситуациям?

16. Какие стихийные бедствия относятся к гидрологическим природным чрезвычайным ситуациям?

17. Какая чрезвычайная ситуация называется техногенной?

18. Как классифицируются техногенные чрезвычайные ситуации?

19. Дайте определение аварии.

20. Дайте определение катастрофы.

21. Какие виды и характеристики катастроф вы знаете?

22. Какая чрезвычайная ситуация называется социальной?

23. Как классифицируются социальные чрезвычайные ситуации?

24. Какая чрезвычайная ситуация называется экологической?

25. Как классифицируются экологические чрезвычайные ситуации?

Тесты:

1. В зависимости от источника, ЧС подразделяются на:

1. природные, техногенные, криминальные, экологические;

2. природные, техногенные, социальные, производственные;

3. природные, техногенные, социальные, экологические;

4. техногенные, социальные, экологические, природные пожары;

5.природные, метеорологические, социальные, экологические.

2. По классификации землетрясение — это ЧС:

1. природная;

2. техногенная;

3. социальная;

4. экологическая;

5. метеорологическая.

3. По классификации транспортная авария — это ЧС:

1. природная;

2. техногенная;

3. социальная;

4. экологическая;

5. метеорологическая.

4. По классификации война — это ЧС:

1. природная;

2. техногенная;

3. социальная;

4. экологическая;

5. метеорологическая.

5. По классификации вымирание растений — это ЧС:

1. природная;

2. техногенная;

3. социальная;

4. экологическая;

5. метеорологическая.

6. По классификации извержение вулкана — это ЧС:

1. природная;

2. техногенная;

3. социальная;

4. экологическая;

5. метеорологическая.

7. По классификации пожары и взрывы — это ЧС:

1. природная;

2. техногенная;

3. социальная;

4. экологическая;

5. метеорологическая.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: //studopedia.ru/9_214341_vidi-katastrof.html

Ваш Недуг
Добавить комментарий