Трансгрессия

​Словарный запас: ТРАНСГРЕССИЯ

Трансгрессия

Последняя выставка современного искусства оставила странный осадок в душе? Не волнуйтесь, у вас трансгрессия! От шуток к делу: что такое трансгрессия и почему о ней так часто говорят кураторы и арт-критики.

 

«Трансгрессия — одно из ключевых понятий постмодернизма, фиксирующее феномен перехода непроходимой границы и прежде всего — границы между возможным и невозможным: „трансгрессия — это жест, который обращён на предел“ (Фуко), „преодоление непреодолимого предела“ (М. Бланшо)». («История философии. Энциклопедия»)

 

Антонио Джеуза, доктор философии, куратор, критик, специалист по видеоарту

Я сейчас смотрю в окно, и в нём видно табличку «Курить запрещено» — красный круг с перечёркнутой сигаретой — всем понятный знак. А рядом с ним стоит человек и курит. Это самое элементарное, простейшее объяснение трансгрессии.

То есть что-то запрещено по определению, но человек всё равно это делает. Трансгрессия подразумевает нарушение границ, законов или традиций, если речь идёт об искусстве.

Если художник действует вопреки сложившимся правилам, мы говорим о трансгрессии.

Когда я был студентом в Лондоне, нам читали цикл лекций об американском кино второй половины прошлого века, которое было связано именно с нарушением традиционных устоев. Курс так и назывался «Трансгрессия». Речь в нём шла о новых формах нарративности в 50-х и 60-х. Эти фильмы предлагали темы и формы, которые Голливуд и мейнстрим тогда даже не рассматривали.

Темы могли быть разные, иногда довольно жёсткие, например оргии. Или подход мог быть более формальным, но автор использовал длинный-длинный кадр, который затягивался на 20 минут. Мы смотрели фильм, в котором восемь часов показывается только здание Эмпайр-стейт-билдинг, больше на экране ничего не происходит.

Надо сказать, это было смертельно скучно, но именно через такие формы можно понять, что есть трансгрессия. То есть художники, в данном случае режиссёры, предложили новую грамматику в визуальном искусстве, нарушили правила нарративности, использовали новые ракурсы и темы.

Позже трансгрессия в этом курсе раскрывалась через андеграундные произведения, работы, посвящённые байкерам, хиппи — тем, о ком ранее не говорили.

Парадокс искусства заключается в том, что оно не может существовать без традиции. Оно как раз заключается в развитии, прогрессе традиционных форм. Но именно благодаря этому факту трансгрессия имеет место в искусстве. Возьмём работы Пикассо.

Зритель ожидает увидеть в портрете чёткие черты лица, и вдруг перед ним возникает вроде всё то, что должно быть у обычного человека, но в иной форме. В этот момент трансгрессия происходит со стороны зрителя: границы его ожидания разрушаются.

Трансгрессия может быть достигнута и более простым путём (на первый взгляд). В фильмах 70-х годов художник мог не нарушать ничего визуально, но за основу сюжета брал самую обычную домохозяйку и её жизнь.

Для зрителя вдруг оказывалось, что жизнь женщины намного многообразнее и заключается не только в стиральной машине и готовке ужина для мужа. Хотя этот образ долго насаждался.

То есть трансгрессия происходит на концептуальном уровне, на уровне идеи.

Когда мы говорим о трансгрессии в современном искусстве, все вспоминают «Чёрный квадрат» Малевича и писсуары Дюшана. То есть о дематериализации произведения искусства: ready-made, готовый предмет становился произведением.

И людям, искусствоведам, историкам, кураторам пришлось очень долго думать, разбираться, потому что в работах Дюшана трансгрессия произошла на очень многих уровнях.

То есть художник, по сути, сказал: «Перестаньте думать, что объект, который художник создавал в своей студии, есть произведение искусства; искусство — это жест». И он взял и принёс в галерею предмет, который уже был на улице.

Дальше можно рассматривать очень много художников, в том числе дадаистов, которые показали мир через иронию. Все они стремились показать людям, что искусство — это не продукт, а концепт, нет разницы между искусством и жизнью. Сам факт, что люди ходили на выставки дадаизма, — это уже трансгрессия.

Создание искусства никогда не является коммерческим делом. Коммерческое отношение может появиться, но только потом, уже когда есть объект произведения.

И денежный эквивалент никак не объясняет, не раскрывает процесс искусства, это совершенно другое. Художники создают искусство потому, что по-другому жить не могут.

И лично для меня трансгрессия — это, наконец, понимать: искусство — движение, и это движение важнее, чем продукт. Потому что мир нам объясняют не произведения, а художники.

 

ТАК ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО

«Их творческий метод — это трансгрессия. Не та, что из книг о Гарри Поттере, а та, что из книг по философии постмодернизма. Поступок, доведённый до предела, попытка перехода за границу возможного.

Накаляя текст песни или концертное выступление до максимума, Fat White Family хотят выскочить на неизведанную территорию, в незнакомую ситуацию, которой управляет только господин случай». ( style.rbc.

ru)

Источник: //strelkamag.com/ru/article/vocabulary-transgressiya

Трансгрессия – это… что такое трансгрессия?

Трансгрессия
– одно из ключевых понятий постмодернизма, фиксирующее феномен перехода непроходимой границы и прежде всего – границы между возможным и невозможным: “трансгрессия – это жест, который обращен на предел” (Фуко), “преодоление непреодолимого предела” (М.Бланшо). Согласно концепции Т.

, мир налично данного, очерчивая сферу известного человеку возможного, замыкает его в своих границах, пресекая для него какую бы то ни было перспективу новизны. Этот обжитой и привычный отрезок истории лишь длит и множит уже известное; в этом контексте Т. – это невозможный (если оставаться в данной системе отсчета) выход за его пределы, прорыв того, кто принадлежит наличному, вовне его.

Однако “универсальный человек, вечный, все время совершающий себя и все время совершенный” не может остановиться на этом рубеже (Бланшо). Собственно Бланшо и определяет трансгрессивный шаг именно как “решение”, которое “выражает невозможность человека остановиться – …

пронзает мир, завершая себя в потустороннем, где человек вверяет себя какому-нибудь абсолюту (Богу, Бытию, Благу, Вечности), – во всяком случае, изменяя себе”, т.е. привычным реалиям обыденного существования. Традиционно исследуемый мистическим богословием феномен откровения как перехода в принципе непроходимой грани между горным и дольним выступает очевидной экземплификацией феномена Т.

, которую постмодернизм мог бы почерпнуть из культурной традиции. В этом плане Ж.Батай обращается к анализу феномена религиозного экстаза (трансгрессивного выхода субъекта за пределы обыденной психической “нормы”) как феноменологического проявления трансгрессивного трансцензуса к Абсолюту.

Традиционной сферой анализа выступает для философии постмодернизма также феномен смерти, понимаемый в качестве трансгрессивного перехода. Столь же значимой для постмодерна предметностью, на которую была апплицирована идея Т., был феномен безумия, детально исследованный постмодернизмом как в концептуальном (аналитики Фуко, Делеза и Гваттари), так и в сугубо литературном (романы Батая) планах.

Спецификацией этой общей ситуации выступает ситуация запрета, когда некий предел мыслится в качестве непереходимого в силу своей табуированности в той или иной культурной традиции. В данном контексте Батай моделирует ситуацию “праздника”, функционально аналогичного моделируемому М.М.Бахтиным “карнавалу”: “эта ценность /табуированный “запретный плод” – M.M.

/ проступает в празднествах, в ходе которых позволено – даже требуется – то, что обычно запрещено. Во время праздника именно Т. придает ему чудесный, божественный вид”. В связи с этим той сферой, на которую механизм Т. апплицируется постмодернистской философией,

с самого начала выступает сфера сексуальности. Будучи далекой от естественно-научной терминологии, концепция Т.

, тем не менее, имплицитно несет в своем содержании идеи, фиксирующие – пусть и дескриптивно – те же механизмы нелинейной эволюции, которые в эксплицитной форме зафиксированы синергетикой. Прежде всего, речь идет о возможности формирования принципиально новых (т.е. не детерминированных наличным состоянием системы) эволюционных перспектив.

Сущностным моментом трансгрессивного акта выступает именно то, что он нарушает линейность процесса: Т., по Бланшо, собственно, и “означает то, что радикальным образом вне направленности”. В этом отношении концепция Т.

радикально порывает с презумпцией линейно понятой преемственности, открывая (наряду с традиционными возможностями отрицания и утверждения в логике “да” и “нет”) – возможность так называемого “непозитивного утверждения”: как пишет Фуко, фактически “речь не идет о каком-то всеобщем отрицании, речь идет об утверждении, которое ничего не утверждает, полностью порывая с переходностью”.

Открываемый трансгрессивным прорывом новый горизонт является подлинно новым в том смысле, что по отношению к предшествующему состоянию не является линейно “вытекающим” из него очевидным и единственным следствием, – напротив, новизна в данном случае обладает по отношению ко всему предшествующему статусом и энергией отрицания: открываемый в акте Т.

горизонт определяется Бланшо как “возможность, предстающая после осуществления всех возможных возможностей… которая низвергает все предыдущие или тихо их устраняет”. В этой системе отсчета Батай называет этот феномен “краем возможного”, “медитацией”, “жгучим опытом”, который “не придает значения установленным извне границам”; Бланшо – “опытом-пределом”.

Кроме того, постмодернизм однозначно связывает акт трансгрессивного перехода с фигурой “скрещения” различных версий эволюции, что может быть оценено как аналог бифуркационного ветвления. Например, Фуко фиксирует трансгрессивный переход как “причудливое скрещение фигур бытия, которые вне его не знают существования”.

Столь же очевидна аналогия между синергетической идеей случайной флуктуации и постмодернистской идеей фундированности Т. сугубо игровым (“бросок кости”) механизмом: как пишет Деррида, именно в ходе исследования Т. философии “удалось утвердить правило игры или, скорее, игру как правило”.

Изоморфизм позиций синергетики и философского постмодернизма может быть зафиксирован и в новом (нелинейном) понимании эволюционизма (см. Неодетерминизм). Так, отвергая однозначную причинно-следственную связь между этапами развития системы (типа Tn_1 -> Тn -> Тn 1 и т.п.

), синергетика, тем не менее, утверждает, что в ситуации бифуркационного ветвления “выбор” системой траектории во многом зависит от того, каким именно путем она попадает в точку бифуркации: “поведение … систем зависит от их предыстории” (И.Пригожин, И.Стенгерс).

Точно так же и постмодернизм постулирует, что в момент трансгрессивного перехода “на тончайшем изломе линии мелькает отблеск ее происхождения, возможно, также все тотальность ее траектории, даже сам ее исток” (Фуко). Т.е.

воистину опыт не бытия, но становления: данный поворот (говоря словами Пригожина, “от существующего к возникающему”) фиксируется философией постмодернизма абсолютно эксплицитно: как пишет Фуко, “философия трансгрессии извлекает на свет отношение конечности к бытию, этот момент предела, который антропологическая мысль со времени Канта обозначала лишь издали, извне – на языке диалектики”.

Двигаясь в плоскости категорий возможности и действительности, концепция Т. вводит для фиксации своего предмета понятие “невозможности”, интерпретированной – в отличие от классического философствования – в качестве онтологической модальности бытия. Связанность опыта Т.

с “невозможным” вообще не позволяет, по оценке Деррида, интерпретировать его в качестве опыта применительно к действительности: “то, что намечается как внутренний опыт, не есть опыт, поскольку не соответствует никакому присутствию, никакой исполненности, это соответствует лишь невозможному, которое “испытывается” им в муке”. Попытка помыслить трансгрессивный переход вводит сознание “в область недостоверности то и дело ломающихся достоверностей, где мысль сразу теряется, пытаясь их схватить” (Фуко). Очевидно, что в данном случае речь фактически идет о том, что сложившиеся (линейные) матрицы постижения мира оказываются несостоятельными, и в отсутствие адекватной (нелинейной) парадигмы мышления субъект не способен осмыслить ситуацию моментного перехода своего бытия в радикально новое и принципиально непредсказуемое состояние иначе, нежели как “незнание”. Правомерность такой трактовки можно аргументировать тем фактом, что Бланшо в эксплицитной форме ставит вопрос о статусе феномена “незнания” в когнитивных системах, противопоставляя традиционные гносеологии (типа учения, “которое утверждалось Лениным, провозглашавшим, что когда-нибудь “все будет понято”) и новую версию понимания “незнания” как онтологически пред-заданного “модуса существования человека”. В последней трудно не усмотреть аналогии с постулируемой синергетикой презумпцией принципиальной невозможности невероятностного прогноза относительно перспектив эволюционной динамики в точках бифуркаций. Аналогичную ситуацию Т. создает и применительно к язы-

ку: поскольку наличные языковые средства не могут являться адекватными для выражения трансгрессивного опыта, постольку неизбежно то, что Батай называет “замешательством слова”, а Фуко – “обмороком говорящего субъекта”. По мнению Фуко, “трансгрессивному еще только предстоит найти язык”.

Намечая контуры стратегии создания такого языка, он полагает, что последний возможен лишь как результат внутриязыковой Т., Т.

самого языка за собственные пределы, доселе мыслившиеся в качестве непреодолимых: “не доходит ли до нас возможность такой мысли как раз на том языке, что скрывает ее как мысль, что доводит ее до самой невозможности языка? До того предела, где ставится под вопрос бытие языка?” Таким образом, необходимо “пытаться говорить об этом опыте (опыте трансгрессии), заставить его говорить – в самой полости изнеможения его языка”. Собственно, по мнению Фуко, неклассическая литература типа романов де Сада и Батая, и моделирует ту сферу, где “язык открывает свое бытие в преодолении своих пределов”. При этом Фуко настоятельно подчеркивает, что постмодернистская концепция Т. не является экстравагантной абстрактной конструкцией, но выражает глубинный механизм эволюционного процесса, доселе не фиксируемый традиционным мышлением. Подобно тому, как синергетическая рефлексия фиксирует, что “мы находимся на пути к новому синтезу, новой концепции природы” (Пригожин, И.Стенгерс), точно так же и Фуко полагает, что “может быть, наступит день и этот опыт /т.е. “опыт Т.” – M.M./ покажется столь же решающим для нашей культуры, столь же укорененным в ее почве, как это было в диалектической мысли с опытом противоречия”.

История Философии: Энциклопедия. — Минск: Книжный Дом. А. А. Грицанов, Т. Г. Румянцева, М. А. Можейко. 2002.

Источник: //dic.academic.ru/dic.nsf/philosophy_history/591/%D0%A2%D0%A0%D0%90%D0%9D%D0%A1%D0%93%D0%A0%D0%95%D0%A1%D0%A1%D0%98%D0%AF

Значение слова ТРАНСГРЕССИЯ. Что такое ТРАНСГРЕССИЯ?

Трансгрессия

  • ТРАНСГРЕ́ССИЯ, -и, ж. Геол. Наступление моря на сушу.

    [От лат. transgressio — переход]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Трансгрессия:Трансгрессия — философское понятиеТрансгрессия — наступление моря на сушу в результате опускания земной коры либо повышения уровня моря.Трансгрессия — усиленное (или ослабленное) проявление какого-либо генетического признака у потомства по сравнению с родительскими особями.Трансгрессия — Магический способ перемещения в пространстве, неоднократно упоминаемый в произведении Понедельник начинается в субботу(1964 г.) Братьев Стругацких

    Трансгрессия (в серии книг о Гарри Поттере) — способ перемещения волшебника на ограниченное расстояние за считанные секунды.

Источник: Википедия

  • ТРАНСГРЕ'ССИЯ, и, мн. нет, ж. [латин. transgressio — переход за какую-н. границу] (геол.). Затопление морем части суши.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • 1. геол. наступление моря на сушу в результате опускания земной коры либо повышения уровня моря

    2. генет. усиленное (или ослабленное) проявление какого-либо генетического признака у потомства по сравнению с родительскими особями

    3. филос. преодоление разумным субъектом границ возможного, в том числе социальных, моральных и иных запретов, традиций

Источник: Викисловарь

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова антитоксин(существительное):

Предложения со словом «трансгрессия»

  • Палеогеновая трансгрессия достигла максимума к концу эоцена (37, 2 млн.
  • Они формируются под полынно-типчаково-ковыльной и типчаковой растительностью поверх основания из желто-бурых карбонатных или лёссовидных суглинков, отложений каспийских трансгрессий либо глинистых сыртовых и засоленных структур.
  • И наоборот, современная всемирная паутина интернета напоминает пространство цирка, образующее во время представления особого рода «гиперпространство», параллельную вселенную, где законы притяжения оказываются бессильными, а скорость света и случаи трансгрессии — возможными.
  • (все предложения)

Сочетаемость слова «трансгрессия»

  • перспектива трансгрессии
  • (полная таблица сочетаемости)

Понятия со словом «трансгрессия»

  • Морская трансгрессия (также трансгрессия моря) — геологическое явление, при котором уровень моря повышается по отношению к земле, и, в результате затопления, береговая полоса движется в направлении более высоких мест. Трансгрессия может происходить в результате опускания суши, поднятия океанического дна или увеличения объёма воды в океаническом бассейне. Трансгрессии (и регрессии, см. ниже) могут быть вызваны тектоническими явлениями, такими как орогенез, серьёзными климатическими изменениями (межледниковье…
  • Трансгрессия, или трансгресс (греч. trans — сквозь, через; gress — движение) — термин неклассической философии, фиксирующий феномен перехода непроходимой границы, прежде всего — границы между возможным и невозможным. Буквально означающий «выход за пределы». Одно из ключевых понятий постмодернизма, переход разумного субъекта от возможного к невозможному. Наличные языковые средства не способны выразить трансгрессию, трансгрессионный язык возможен лишь как «внутриязыковая трансгрессия» — трансгрессия…
  • Фландрская трансгрессия — стремительный период подъема уровня мирового океана, который наблюдался после конца ледникового периода 6—8 тыс. лет назади (голоцен). Уровень мирового океана в тот период на 3—6 м превышал современный. Из-за фландрской трансгрессии исчез Босфорский перешеек и образовалось Азовское море (Теория черноморского потопа). В тот же период времени Британия окончательно откололась от континентальной Европы (Доггерленд), образовались Датские проливы и Анциловое озеро превратилось…
  • (все понятия)

Источник: //kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F

Ваш Недуг
Добавить комментарий