Синкинезия

Б.А.Архипов (2002г.) Синкинезии

Синкинезия
Синкинезии ( содружественные движения) – непроизвольные или избыточные движения, воспроизводящиеся одновременно с произвольными и с включением других мышечных групп. Различают (см. БМЭ т.23., с.

805-809) синкинезии патологические: Глобальная синкинезия – содружественное (непроизвольное) сокращение паретичных конечностей (при гемиплегии в стадии реституции) при форсированных (сильном и длительном напряжении) сокращениях мышц здоровых конечностей. Вызывается также при зевоте, кашле, чиханье, смехе, плаче, натуживании.

Координаторные синкинезии – содружественное (непроизвольное) сокращение в паретичных мышечных группах при попытке или выполнении произвольного движения. К ним относятся: (21 по Боголепову Н.К.)см.с. 14-15. Синкинезии на лице (описаны Н.К.

Боголеповым) патологические: а/ окулолингвальная – движения языка в сторону отведения глаз, б/ орально-платизмальная – напряжение платизмы при надувании щек или при открывании рта, в/ респираторно-мануальная – разведение пальцев при глубоком вдохе или кашле, г/ симптомы ротации стопы: 1г. Вращение стопы кнаружи ( при поражении пирамидного пути), 2г.

Вращение стопы внутрь ( в восстановительном периоде центрального пареза или при поражении премоторной зоны коры головного мозга). В. Имитационные (контралатеральные) синкинезии возникают содружественно в парализованной конечности при произвольных сокращениях.

К имитационным относятся также заместительные и компенсаторные движения, которые больной производит здоровой конечностью, когда ему предлагают выполнить движение паретичной конечностью. Все эти типы синкинезий ( возможно даже их большее количество ) описаны при патологических состояниях центральной нервной системы, сопровождающихся парезами и параличами.

Менее явные синкинезии, наблюдающиеся в детском возрасте по типу тонических или кинетических установок в состояниях асимметричного мышечного тонуса, являются признаком незрелости нервной системы.

Врожденные имитационные синкинезии могут наблюдаться у нескольких здоровых членов семьи и проявляются характерными парными движениями, чаще в руках, затрудняющими формирование моторных мономануальных навыков. (например письмо, рисование, лепку и др.). При дизонтогениях, а также при врожденных заболеваниях синкинезии имеют тенденцию и способность к трансформации.

Например пальпебро-мандибулярная синкинезия Маркуса-Гунна, мандибуло-лакримальная синкинезия и др. в процессе роста и развития ребенка поддаются контролю и управлению и совершенствуются вместе с другими навыками, если коррекционные занятия построены в соответствии и с учетом особенностей индивидуальной «порочной» программы развития ребенка.

В особую группу могут быть включены синкинезии лицевых мышц, которые наблюдаются в резидуальной стадии поражения лицевого нерва: веко-губная, веко-лобная, веко-платизмальная, веко-ушная, губно-пальпебральная и др.

Синкинезии физиологические являются составной частью синергий – совместных согласованных сокращений различных мышц и мышечных групп, обеспечивающих реализацию целесообразного двигательного акта (БМЭ т.23., с.805-809),в константных условиях поддержания позы и равновесия тела.

К синкинезиям физиологического характера следует отнести содружественные движения наблюдаемые в онтогенезе при овладении ребенком нового двигательного целенаправленного акта. Аксиальные: синкинезии, которые наблюдаются в дистальных отделах верхних (реже нижних) конечностей при овладении ребенком навыками речи. Другой вариант, когда синхронно с движениями кистей и пальцев рук можно наблюдать движение челюсти или нижней части лицевой мускулатуры. Такого же характера вовлечения является тоническая фиксация туловища в движения пальцев рук и круговой мышцы рта при фиксации взора.

Координаторные: синкинезии наблюдаются, как правило, в проксимальных отделах плечевого пояса и в руках при выполнении ребенком вращательных движений, а также в ситуациях освоения графомоторных навыков, при этом часто можно наблюдать осевое тоническое и вращательное включение головы, глаз и языка.

Монолатеральные: наблюдаются на одной стороне тела при выполнении произвольного действия – взора, поворота головы, выполнения рукой или ногой нового простого или сложного локомоторного акта Билатеральные: наблюдаются с двух сторон тела при выполнении парных совместных функций – направленного взора, а также его удержания вверх или вниз, подъема или опускания головы, высовывания и удержания языка, тонического напряжения рук и ног или динамического (кинетического) акта руками и ногами, включая пальцы рук и ног, осевого напряжения туловища. Контралатеральные: наблюдаются с противоположной стороны тела от выполняемого произвольного действия. Например при направленном взоре в одну сторону с другой стороны и в противоположную сторону отмечаются синхронные движения: окуло-мандибулярная синкинезия: смещение или движение нижней челюсти при направленном взоре или его удержании,  окуло-фациальная,  окуло-лингвальная,  окуло-платизмальная,  окуло-осевые головой и туловищем,  окуло-мануальные и  окуло-педальные.

Тонические:  синкинезии, которые связаны с произвольным двигательным или сенсорным, или другим целенаправленным  актом тоническим напряжением мышечных групп, затрудняющие  реализацию планируемого действия в рамках свободы его выполнения.

Такие синкинезии являются частью несформированного (по типу диспраксии)  сенсомоторного акта, требующие дополнительного волевого усилия для своего завершения.

Формирование или нарастание мышечного тонуса в процессе выполнения программируемого (планируемого) действия замедляет его, но не нарушает самой программы, приводит к преждевременному утомлению, но не мешает получению удовлетворения от завершенного действия.

Кинетические: синкинезии синхронные или асинхронные сопровождают как простые произвольные движения, так и сложные, а также простые и сложные статические позы. По своему характеру и  проявлению они напоминают тикоидные и хореиформные гиперкинезы, иногда сопровождаются дополнительной вокализацией. При обращении на них внимания ребенка, могут удерживаться произвольно или также произвольно (подавляться) нивелироваться вплоть до полного исчезновения. Как правило, такие синкинезии не сопровождаются чувством утомления и редко замечаются ребенком в процессе выполнения какого-либо действия. Тонико-кинетические: синкинезии, имеющие вид беспорядочных мышечных сокращений как тонических, так и кинетических в различных частях тела. Могут наблюдаться в покое, в состоянии активной мыслительной деятельности, при эмоциональном напряжении, часто сопровождают эмоционально насыщенную речь. Синхронные: проявляются в процессе выполнения произвольного движения одновременным ритмичным сокращением мышечных групп сгибателей при сгибании конечности или разгибателей при разгибании конечности, напоминают имитационные синкинезии, но воспроизводятся в здоровых конечностях. Наблюдаются в проксимальных, средних и дистальных отделах. Часто можно наблюдать синхронные имитационные (со сложным ротационным зеркальным повторением) движения в левой кисти или стопе при овладении ребенком  навыком письма или какого-либо другого тонко-моторного акта. Также в ситуациях связанных с овладением (наработка опыта в синестезии) нового артикуляторного репертуара, например в пении, воспроизводятся парные движения рук.

Асинхронные:  движения воспроизводимые не в ритме произвольного акта, но согласующиеся с ним разносторонностью и разнонаправленностью сложных мышечных сокращений в парных дистальных, проксимальных или не парных дистально -проксимальных отделах верхних и нижних конечностях, а также в лицевой и язычно-глоточной мускулатуре. Иногда включаются мышечные группы диафрагмы и других внутренних мышц.

Генерализованные: в виде сложных психомоторных актов включенных в произвольное действие. Такие действия напоминают по своему проявлению тикоидные  (иногда глобальные) гиперкинезы, без нарушения последовательности, с явной избыточностью и полным окончанием завершения произвольного акта. Локальные: отдельные недифференцированные сокращения в разных частях тела (чаще в лицевой и плечевой области) мышечных групп, наблюдаемых как в покое ( в паузе действия), при переключениях с одного типа действия на другое, так и в процессе подготовки и предугоотованности в совершению двигательного акта или сложного и мало предсказуемого действия. Ментальные:  отмечаются в виде сложно организованных и согласованных с процессом воспоминания сенсомоторных актов включенных в систему кратковременной или долговременной памяти. Имеют картину невербальной или вербально-эмоционльно-жестовой синхронной и распределенной в пространстве жестикуляции. Мнестические-окуло-вербально-мануальные, мнестические слухо-вестибуломоторные, фацио-лингвальные, а также сложные движения согласованные с рефлекторными проявлениями. Этологические: проявляются как поведенческие стереотипные двигательные акты включенные в реализацию начала совершаемого действия в условиях эмоционального напряжения (выполняемые, по-видимому, для разрешения конфликта планируемого действия и возможностью его совершения ). Вероятно, такого типа синкинезии имеют древний, возможно филогенетический вариант происхождения, и встречаются  больше в психиатрической практике, поскольку связаны с вокальными неречевыми компонентами познотонических и познокинетических двигательных актов. Синкинезии подкрепления: Содружественные движения, позволяющие оптимизировать нарабатываемый навык. К таким видам синкинезий можно отнести: 1/-мануально мандибулярную тоническую при формировании навыка удержания экстензии большого пальца или сгибательно-разгибательную кинетическую при его движениях в кисти ( например при освоении резания ножницами)., 2/-мануально-лингвальную и манульно-пальпебральную, мануально-мандибулярную и мануально- фациальные в том числе генерализованные как тонические так и кинетические при овладении графомоторными навыками (рисование, письмо). Синкинезии сопровождения: Содружественные движения в процессе выполнения произвольного действия, не нарушающие качественный характер двигательного акта, но приводящие к преждевременному утомлению за счет избыточности движений. Например бимануальные — тыльное тоническое сгибание кистей при освоении ходьбы на пятках или на мысочках (на цыпочках)., то же происходит и с нижней челюстью, которая при такой ходьбе остается открытой и взором направленным вниз вместе с опущенной головой. В процессе освоения письма можно часто наблюдать синкинезии тонические позные (установочные) или кинетические головой, лицевой гомо- или гетеролатеральной мускулатурой, подбородочные, язычные, дыхательные, торсионные, а также движения в нижних конечностях особенно в стопах ротационные, повторяющие кинетическую траекторию руки. Синкинезии замещения: Содружественные  движения включенные в произвольное действие, которые нарушают его качественные характеристики  по ритму, пластике, удержанию позы и времени выполнения. Такие синкинезии в отличие от предыдущих не вызывают утомления, хотя и затягивают (удлиняют) процесс, делая его дискретным и мало продуктивным. Поскольку процесс самого действия не является целостным, а фрагментарным его тонико- кинематическая сенсорная связность формируется также дискретно с включением низкоорганизованных (обозначаемых как патологические) механизмов регуляции ВПФ. Все эти варианты синкинезий являются сложно оганизованными иррадиирующими функциональными новообразованиями незрелой или несформированной экстрапирамидной системы. Ведущей клинической симптоматикой этой несформированности, как правило, является дистонический симптомокомплекс. При дистонических состояниях (синдромах) мышечный тонус и рефлекторная сфера ребенка в процессе выполнения произвольного действия изменяются непредсказуемо в зависимости от состояния средовых (внешних и внутренних) факторов, и будучи включенными в гностико-праксическую форму сенсомоторного акта являются ее неотъемлемой частью. Формирование  (синдрома дистонии), по-видимому, закладывается преждевременно по принципу антиципации как приспособительный процесс связанный с нарушением равновесия средовых внутриорганизменных и внеорганизменных факторов . Затягивание (или замедление) созревания связанных между собой функций пластичности предполагает включение более жестких форм реагирования как уже отработанных в опыте онтогенеза. Такой механизм может быть оправдан, если время необходимое для включения новых форм реагирования и приспособления будет согласовано с множественностью и разнообразием типов ответных реакций, т. е. формой опробывания неравновесных, но созависимых состояний в условиях дизонтогений. С этой точки зрения, которая м.б. не нова, можно предполагать, что на определенном временном этапе онтогенеза патофеноменология является не истинной картиной органической принадлежности к тому или иному морфологическому субстрату мозга, а функционально необходимой для завершения созревания (дозревания) в генетически заданных рамках импринтинговых функциональных связей, т.е. компенсаторных и следовательно (витально) жизненно необходимых для формирования множества стереотипов индивидуальных приспособительных процессов в будущем созревании мозговых процессов. В границах времени проявления псевдопатосимптомов любая избыточность, нарушающая формы равновесия может привести к их стагнации и впоследствии выступать в виде различных форм экстрапирамидной недостаточности, т. е. дизонтогений. Основная задача (и м.б. смысловая) в поиске и обнаружении синкинезий по отношению к пространственным функциям – это определение их связности. Связность их (на пересечении осей в общем функциональном поле)  в пространстве, как структурно организованный акт произвольности, отражает внутреннюю картину связности приспособительного функционально-физиологического способа реализации программируемого действия включенного в онтогенез. Таким образом может измениться и задача связанная с исправлением искаженного развития, в котором синкинезии (в этом случае с оценкой не патологической, а приспособительной) могут быть включены в любой восстановительный процесс как обязательный.

Синкинезии так же как и синестезии, обладающие в онтогенезе связностью с пространственной  расширяемой и обогощаемой схемой тела, необходимо отличать от патологических, ограничивающих процесс сенсомоторного развития  и включенных в схему узкого пространственного патофеномена раннего онтогенеза. Последние, как правило, являются частью органического неврологического синдрома со сложной структурой экстрапирамидной недостаточности, которые выступают впоследствии в виде диспраксий и дисгнозий в особом формировании ВПФ.

Источник: //sensint.ru/articles/baarhipov-2002g-sinkinezii

Синкинезии — Медицинская энциклопедия

Синкинезия

Синкинези́и

(греч. syn- вместе kinēsis движение; синоним: ассоциированные движения, содружественные движения)

непроизвольные мышечные сокращения и движения, сопутствующие активному двигательному акту.

Разнообразные С. характерны для нормальной моторики и являются составной частью синергий — совместных согласованных сокращений различных мышц и мышечных групп, обеспечивающих реализацию целесообразного двигательного акта (см. Движения). Они имеют большое значение в механизмах поддержания позы и равновесия тела.

Так, например, при ходьбе каждой фазе шага соответствуют сокращение или расслабление мышц шеи, плечевого пояса, туловища, благодаря чему обеспечивается сохранение вертикального положения тела: сокращения мышц конечностей сопровождаются сокращениями мышц туловища, которые происходят в строго определенной последовательности и направлены на сохранение равновесия. Многочисленные С. наблюдаются при беге, плавании. Характер С. может меняться в зависимости от исходной позы, а также в процессе тренировки, включая и выработку профессиональных навыков. Реализация С. обеспечивается взаимодействием различных отделов ц.н.с. — пирамидной и экстрапирамидной систем, мозжечка, сегментарного аппарата спинного мозга.

Исследование С. проводят путем визуального наблюдения за произвольными движениями, а также с помощью электромиографии (Электромиография) и других методов изучения функций органов движения,

При ряде заболеваний ц.н.с. отмечается изменение характера и выраженности физиологических, нормальных С. Резкое угнетение С. типично, например, для Паркинсонизма, а их усиление — для двойного атетоза (см. Атетоз двойной).

Появление новых патологических С., часть из которых характерна для организмов, филогенетически находящихся на более низком уровне развития, или для эмбрионального периода развития человека, наблюдается при ряде заболеваний ц.н.с.

, а также при ее врожденном недоразвитии, например, у новорожденного при недоразвитии полушарий головного мозга выявляются шейные рефлексы Магнуса — Клейна; у взрослого такие рефлексы появляются при поражениях головного мозга (см.

Рефлексы).

Различные варианты патологических С. возникают обычно при поражении пирамидной системы (Пирамидная система) в пределах как головного, так и спинного мозга (при сосудистых, воспалительных, дегенеративно-дистрофических заболеваниях нервной системы и др.).

Выявление таких С. позволяет диагностировать органические поражения нервной системы, оценивать динамику патологического процесса. Эти С. следует учитывать при проведении реабилитационных мероприятий; одни С.

используют для восстановления движений, другие — подавляют.

Патологические С. принято разделять на глобальные, координаторные и имитационные (контралатеральные).

Глобальные С. — непроизвольные движения парализованных конечностей, возникающие при сильном и сравнительно длительном напряжении здоровых конечностей (например, форсированном сжатии кисти в кулак), а также при зевоте, кашле, чиханье, смехе, плаче, натуживании.

Характер глобальной С. обычно определяется избирательным повышением тонуса в парализованных конечностях. В руке С.

проявляется сгибанием пальцев, сгибанием и пронацией предплечья, отведением плеча, в ноге — приведением бедра, разгибанием голени, подошвенным сгибанием стопы, сгибанием пальцев.

Координаторные С. — непроизвольные сокращения одних паретичных мышц при попытке произвольных сокращений других функционально связанных с ними мышц. Обычно они наблюдаются в период восстановления произвольных движений при гемиплегии (см. Параличи), когда появляется возможность выполнять некоторые произвольные движения, а сопутствующие движения активно задержать не удается.

Например, при восстановлении движений в ноге раньше всего С. возникают при сгибании голени: дополнительное сгибание стопы или разгибание ее большого пальца, тогда как изолированного движения стопы и большого пальца выполнить не удается (феномен Штрюмпелля). Французский невропатолог Бабинский (J. F.F.

Babinski) описал комбинированную флексию бедра и туловища: при попытке больного с гемиплегией сесть из положения лежа на спине наступает сгибание парализованного бедра и пятка приподнимается от постели. При сгибании туловища вперед нога на стороне гемипареза непроизвольно сгибается в коленном суставе (феномен Нери). К этой группе С.

относится симптом комбинированной аддукции и аддукции Раймиста: у больного, лежащего на спине со слегка раздвинутыми ногами, при попытке врача приблизить к средней линии или отвести кнаружи здоровую ногу (и сопротивлении со стороны больного) непроизвольно приводится или отводится больная нога. Нередко встречаются С.

в виде непроизвольного сгибания большого пальца руки при пассивном разгибании II—V пальцев (феномен Клиппеля — Фейля) или веерообразное разведение пальцев парализованной руки при зевоте.

Имитационные С. — непроизвольные движения одной конечности, имитирующие волевые движения другой конечностью. К имитационным С.

относят заместительные, компенсаторные движения, которые больной производит здоровой конечностью, когда ему предлагают выполнить движения паретичной или отсутствующей конечностью.

В первое время после ампутации конечности волевой импульс, например, для ампутированной руки вызывает движение противоположной руки. Иногда больные с парезом руки облегчают выполнение движений этой рукой посредством идентичности напряжения здоровой руки.

На ранних этапах онтогенеза у человека движения симметричны и двусторонни, а двигательные импульсы иррадиируют на обе стороны. В последующем, при оконченной миелинизации пирамидных и экстрапирамидных волокон, а также по мере приобретения индивидуального двигательного опыта становится возможным выполнять движения изолированно одной конечностью.

Приобретение двигательных навыков заключается в обучении умению не только быстро производить нужные движения, но и подавлять при этом синкинетические импульсы.

При поражении пирамидной системы на уровне коры и подкорки происходит растормаживание имевшихся в раннем периоде развития нейронных связей в подкорковых образованиях и возобновляются имитационные С., которые являются патологическими. От имитационных С. следует отличать сходные движения, относящиеся к глобальной С.

, например сжатие в кулак парализованной кисти одновременно с произвольным движением здоровой руки. При глобальной С. этот эффект в парализованной руке наступает не только при сгибании, но и при разгибании здоровой кисти.

Врожденные имитационные С. встречаются у нескольких членов одной семьи, в остальном вполне здоровых. Они выражаются в передаче движения с одной руки на противоположную, что затрудняет формирование многих двигательных навыков верхней конечности. Врожденной является также С. при синдроме Гунна — поднимание верхнего века при активном открывании рта или других движениях нижней челюсти.

Особую группу составляют С. мимических мышц (векогубная, веколобная, векоплатизмовая, векоушная, губно-пальцебральная и др.) в резидуальной стадии поражения лицевого нерва.

Предполагают, что в месте поражения лицевого нерва в костном канале создается так называемая триггерная зона Вольтмана с поперечной передачей импульсов в нерве, что приводит произвольном напряжении определенных мышц лица к появлению сопутствующих движений в других мышцах.

При патологических С. проводят лечение основного заболевания. Эффективными являются препараты, снижающие мышечный тонус (мидокалм, циклодол, дофамин).

Библиогр.: Болезни нервной системы, под ред. П.В. Мельничука, т. 2, М., 1982; Гусев Е.И., Гречко В.Е. и Бурд Г.С. Нервные болезни, с. 89, М., 1988.

Источник: Медицинская энциклопедия на Gufo.me

Источник: //gufo.me/dict/medical_encyclopedia/%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D0%B8

Синкинезии в практической логопедии

Синкинезия

Кроме речевой симптоматики, у детей с неврологическими патологиями наблюдаются и другие изменения. Синкинезии в логопедии – это непроизвольные движения, сопутствующие произвольным. Например, при поднятии языка поднимается верхняя губа.

Подобные явления могут наблюдаться не только в артикуляционной моторике, но и в скелетной мускулатуре. Особенно в отделах, связанных с речевыми центрами коры головного мозга. Иногда во время разговора ребенок двигает пальцами, хотя в этом нет необходимости, – это синкинезия. Такие непроизвольные движения являются одним из признаков сложных речевых расстройств.

Виды

Существует несколько разновидностей непроизвольных сопутствующих движений, которые могут проявляться у людей с нарушениями речи.

  1. Синкинезии лицевой мускулатуры. Причина их возникновения – патология лицевого нерва. Происходит напряжение мышц, приводящее к их непроизвольному сокращению. Такая патология появляется не только в момент речи, но и во время совершения движений, в которых оказываются задействованными мышцы лица (жевание, моргание и т. д.).
  2. Оральные синкинезии могут наблюдаться у младенцев. Это нормальное явление, проходящее к концу 3-го месяца жизни. Но если они сохраняются, то могут пагубно сказаться на формировании артикуляционной моторики, что приведет к нарушению звукопроизношения.
  3. Патологические синкинезии являются отражением действий здоровой конечности. Например, при поднятии правой ноги непроизвольно поднимается левая. Или во время речи возникает подергивание ноги или руки.

Синкинезии часто сопровождают дизартрические расстройства, особенно когда у человек испытывает сильное психоэмоциональное напряжение. Происходит нарушение артикуляционной моторики, иногда появляется гиперсаливация (сильное слюнотечение).

При диагностике логопед отмечает наличие тремора (дрожания) языка, нарушение работы мимической мускулатуры, непроизвольные движения нижней челюсти. Коррекционную работу над преодолением синкинезий в логопедии проводят параллельно с другими видами работ при речевых расстройствах.

Этиология

Раньше медики и логопеды полагали, что справиться с данной патологией нельзя. Считалось, что причина – необратимое нарушение иннервации лицевого нерва. Но дальнейшие исследования и уточнение определения показали, что этиология синкинезий – обширна, соответственно можно подобрать методики по их преодолению. Причины:

  • Расстройства центральной нервной системы (ЦНС).
  • Нарушения работы коры головного мозга (КГМ).
  • Нарушения общего мышечного тонуса.
  • Дизартрия.
  • Патологические рефлексы.
  • Перенесенный инсульт.
  • Неправильная работа мимической мускулатуры.
  • Черепно-мозговые травмы.

Все перечисленные причины – серьезные, и требуют медицинских знаний, чтобы подобрать правильное лечение. Поэтому детям, в анамнезе которых есть синкинезии, оказывают комплексную помощь, в том числе и медицинскую. Это повышает эффективность коррекционной работы.

Особенности логопедической диагностики

Наличие непроизвольных сопутствующих движений можно выявить и на логопедическом обследовании. Для этого проверяют состояние моторной сферы: общей, пальчиковой, артикуляционной и мимической.

Оценка общей моторики

Для ее оценивания предлагают упражнения на статику (удержание) определенной позы и динамические задания:

  • стояние поочередно на одной ноге под счет до 5;
  • вытянуть одну ногу и руки вперед, закрыть глаза и попытаться удержать это положение под счет до 5;
  • прыжки на месте;
  • бег на месте;
  • марш под счет с одновременным поднятием ног и рук.

Специалист обращает внимание на координацию, на наличие сопутствующих движений: например, при поднятии ноги ребенок может высовывать язык или при стоянии на одной ноге вторая пытается распрямиться и др.

Также оценивается и состояние ребенка: насколько быстро он устает, как реагирует, если задание не получается. Иногда дети с нарушениями мышечного тонуса могут отказываться выполнять какие-либо задания, потому что они испытывают физический дискомфорт.

Например, могут быть болезненные ощущения при выпрямлении ноги или руки. Все это признак нарушения общей моторной сферы.

Оценка пальчиковой моторики

Множество исследований доказали, что пальчиковая моторика связана с работой речевых центров. Поэтому ей уделяется особое внимание в коррекционной работе. Если ребенок испытывает затруднения в освоении тонких дифференцированных движений пальцами, то у него могут возникнуть сложности в формировании звукопроизношения.

Все упражнения выполняют в определенной последовательности. Сначала делают правой рукой, потом левой и обеими одновременно. Удерживать позы нужно под счет до 5.

  • Удерживать прямую ладонь со сближенными пальцами в вертикальном положении.
  • Аналогичное задание, только пальцы разводят в стороны.
  • Выставить большой палец и мизинец.
  • Сделать позу «зайчик» − выставить указательный и средний пальцы, остальные  собрать в щепоть.
  • Указательный и мизинец выпрямлены, остальные собраны в кулак.
  • Средний палец положить на указательный.
  • Соединить поочередно все пальцы с большим («Кольцо»). Сначала на одной руке, потом на другой и на обеих одновременно.
  • Пальцы сжимают в кулак и разжимают несколько раз.
  • Ладонь помещают на стол и соединяют−разъединяют пальцы.
  • Делают из пальцев кольцо, затем раскрывают ладонь 5-8 раз.
  • Одна кисть в положении «открытой ладони», другая сжата в кулак. Затем они меняются местами и так повторяют несколько раз.

Во время выполнения вышеперечисленных упражнений логопед обращает внимание на точность их выполнения; координацию; трудности в переключении. Синкинезии могут проявляться в содружественных движениях мимических мышц (например, опускание нижней челюсти, поднятие языка и др.) или одновременном выполнении всех проб на обеих руках.

Оценка мимической мускулатуры

Часто при тяжелых речевых расстройствах отмечается нарушение лицевой моторики. Для ее проверки ребенку предлагают изобразить эмоции удивления, злости, грусти, радости. При выполнении этого задания могут проявиться лицевые и оральные синкинезии. Ребенку перед выполнением показывают картинки с изображением этих эмоций, если у него возникают затруднения с пониманием инструкции.

Оценка артикуляционной моторики

Для проверки предлагают задания на удержание позы и на проверку динамической стороны.

  • Сделать губы трубочкой, округлить, улыбнуться.
  • Широко открыть рот и закрыть его несколько раз.
  • Положить широкий язык на нижнюю губу.
  • Вытянуть узкий язык.
  • Поднимать−опускать язык.
  • Двигать языком влево−вправо.
  • Удерживать в форме «Чашечки».
  • Присосать кончик языка к небу («Грибок») и удерживать в таком положении.
  • Сделать «Грибок» и поднимать−опускать нижнюю челюсть.
  • Сделать «Лошадку».

Во время выполнения упражнений специалист смотрит на точность движений; особенности переключения; наличие тремора языка и состояние его мышечного тонуса. При дизартрии во время проверки артикуляционной моторики могут проявиться синкинезии. Например, при опускании языка вниз ребенок морщит лоб или опускается верхняя губа, могут возникать и другие виды непроизвольных движений.

Коррекционная работа

Чтобы преодолеть синкинезии нужно комплексное воздействие. Это упражнения для улучшения состояния общей моторики, расслабление мышечного тонуса. Поэтому таким пациентам часто рекомендуют заняться плаванием, потому что оно благотворно влияет не только двигательную активность, но и на нервную систему.

Дети с наличием синкинезий посещают занятия ЛФК, проходят курсы терапевтических массажей, которые назначает врач.

Если они проявляются в артикуляционной и лицевой моторике, то добавляют курс логопедического массажа. Выполнять его должен только логопед, окончивший специальные курсы.

В домашних условиях можно делать несложный самомассаж, также благотворно влияющий на лицевые и артикуляционные мышцы.

При дизартрии назначают медикаментозное лечение. Оно не только стимулирует работу речевых центров, но и влияет на состояние мышечного тонуса.

Чем раньше родители обратились за консультацией к специалисту, тем эффективнее будет коррекционная работа. Преодоление синкинезий благотворно влияет не только на речевую деятельность, но и на нервную систему и состояние мышечного тонуса.

Источник: //LogopediaCentr.ru/logopediya/sinkinezii-v-logopedii/

Патологические и оральные синкинезии : причины, симптомы, методы диагностики и лечение

Синкинезия

Синкинезия — содружественное движение группы мышц, которое импульсивно зарождается в одной области тела или лица, синхронно с пассивным движением другой конечности.

Современная терапевтическая практика классифицирует приступы по нескольким основным типам, среди которых встречается патологический. В этом случае рефлекторные движения зарождаются в парализованной области тела или конечности, совместно с целенаправленными движениями противоположных, здоровых участков.

Синдром отмечается на фоне иррадиирующих свойств импульсов, которые поступают и активизируются в коре головного мозга, на близлежащие нейроны.

Виды синкинезии и их основные характеристики

Физиологические синкинезии особенно остро выражаются в детском возрасте. Новорожденные и дети до одного года часто сопровождают активные движения конечностей рефлекторными сокращениями мышечной ткани рта и языка. Синкинезии в младенческом возрасте чаще распространены как пробуждение примитивной моторики.

С поэтапным ростом и развитием излишние движения исчезают. Синкинезии встречаются также в логопедии: они выражаются в непроизвольном подъеме вверх нижней челюсти при попытке осуществить традиционный артикуляционный процесс кончиком языка, и прижать его к небу во время речи.

Синкинезии лица

Проявляются как осложнения нейропатии и аберрантной регенерации лицевого нерва.

Синдром выражается в резком напряжении лицевых мимических мышц, которому сопутствует глобальное сокращение остальной мускулатуры.

Такое нарушение может доставить больному немало проблем и дискомфортных ощущений.

Клиническая картина данного типа выражается в следующих синдромах:

  • Веко-губная синкинезия — при опущении глазного века приподнимается угол рта;
  • Веко-лобная синкинезия — смыкание век сопровождается непроизвольным наморщиванием лба;
  • Веко-платизменная синкинезия — зажмуривание или сощуривание глаз дополняется напряжением подкожной мышцы шейного отдела;
  • Веко-ушная синкинезия — при резком смыкании век или зажмуривании, уголок ушной раковины непроизвольно поднимается вверх;
  • Синкинезия Гюйе — натужность круговой мышцы глаза сопровождается подъемом вверх крыла носа с той же стороны;
  • Губно-пальпебральная — глазная щель сужается и создает эффект сощуривания при принятии пищи, произношении слов, раздувании щек, смыкании губ в трубочку, их вытягивании;
  • Лобно-губная — содружественный подъем углов рта при наморщивании лба;

Лечение синкинезий лица проходит совместно с лечением основного заболевания.

Синдром «крокодиловых слез»

Выражается слезотечением средней и высокой интенсивности, отмечающееся в той или иной части лица при пережевывании пищи, или перемещении нижней челюсти.

Оральные синкинезии

Характеризуются острыми дисфункциями орального автоматизма, однако, считаются относительно нормальным явлением для младенцев. Симптоматика оральной синкинезии отмечается непосредственно после рождения, ее признаки ощутимо ослабевают к третьему месяцу жизни, и пропадают совсем спустя год.

Сохранение и эволюционирование данной дисфункции может пагубно сказаться на формировании речевого аппарата и тормозить целенаправленные артикуляционные движения.

Как следствие, возникает ряд логопедических проблем, обретающих тенденцию к сохранению на протяжении всей жизни:

  • Расстройство произношения согласных и гласных (усредненность/редуцированность);
  • Палатализация (ощутимое смягчение твердых звуков);
  • Межзубное, боковое и небное воспроизведение шипящих и свистящих звуков;
  • Общая смазанность речи, ощущение наполненного рта больного при разговоре.

Патологические синкинезии

Проявляются в содружественных движениях конечности, пораженной центральным гемипарезом, при идентичном произвольном движении здоровой частью тела. Подразделяются на координаторные и имитационные рефлексы.

В первом случае возникают ввиду общего сокращения функционально связанной группы мышц, во втором — являются фантомным зеркальным воспроизведением движений, выполняемых здоровой конечностью.

Лечение бокового амиотрофического склероза очень ответственное мероприятие. Дело в том, что данное заболевание практически не поддается лечению, его можно лишь отсрочить. Подробнее узнаете из статьи.

Если вас интересует, помогает ли при воспалении седалищного нерва гимнастика, то можно заглянуть сюда.

Синкинезии при дизартрии

Являются следствием речевых нарушений, имеют тенденцию к усилению во время психоэмоционального напряжения. У пациента отмечается затруднение произвольного ослабления органов речевого аппарата, может быть заторможено и искажено пережевывание пищи, иногда отмечается обильное слюнотечение при разговоре.

Общие нарушения сопровождаются тремором языка, неритмичными сокращениями мышц, непроизвольным отдергиванием нижней челюсти вниз или вверх при напряжении кончика языка.

Синдром Маркуса-Гунна (Веко-нижнечелюстная синкинезия)

Выражается в явном раннем птозе одного из век (опущение ткани). Может быть врожденной или приобретенной проблемой.

Нависание отмечается преимущественно в спокойном положении глаз, когда взгляд направлен прямо. При жевании, глотании, сосании и прочих активных движениях нижней челюсти, веко пораженного глаза приводится в интенсивное моргательное движение.

Причины синкинезий

Ранее медики придерживались прочно укоренившегося мнения о том, что синкинезия, возникающая вследствие невритов, является необратимой патологией.

Это связано с некорректной регенерацией лицевого нерва после нарушения его целостности.

Однако некоторые клинические исследования доказали, что причины синкинезии могут быть разнообразны, следственно, они поддаются терапии, в том числе хирургической.

К причинам синдрома относят следующие факторы:

  • Локальные дисфункции и расстройства в центральной нервной системе;
  • Врожденные аномалии в коре головного мозга;
  • Устойчивая иррадиация нейронов;
  • Пирамидный паралич;
  • Центральный гемипарез;
  • Аномально повышенный общий тонус мышц;
  • Дизартрия;
  • Некорректное функционирование периферической ЦНС;
  • Неправильное формирование мимических движений;
  • Патологические рефлексы;
  • Перенесенный инсульт;
  • Некоторые воспалительные процессы (энцефалит);
  • опухоли и новообразования различной этиологии;
  • Тяжелые черепно-мозговые травмы;
  • Дисфункции мозгового кровообращения;
  • Спастическая атаксия;
  • Спинальные травмы.

Симптомы

Содружественные движения в конечностях могут возникать у абсолютно здоровых людей. Первый пример тому — бег, прыжки, или другая спортивная деятельность. При интенсивной нагрузке на ноги и быстром их передвижении, у человека самопроизвольно двигаются верхние конечности.

Такой тип синкинезии является физиологическим и относится к абсолютно нормальным явлениям. Патологические же синкинезии классифицируются на три типа: имитационные, координаторные и глобальные.

Клиническая картина нарушения проявляется в следующих признаках:

  • Нарушения мимических движений в лице — непроизвольное сощуривание глаз или движение губ на фоне активации челюсти или век;
  • Проявление сгибательной контрактуры в паретичной верхней конечности и разгибательной в нижней. Активируется при попытке совершить движение парализованными частями тела;
  • Зеркальное повторение движений здоровых частей тела парализованными конечностями;
  • Выполнение активных дополнительных движений парализованными конечностями при попытке целенаправленного двигательного акта всем телом;
  • Повышение интенсивности сухожильных рефлексов.

Диагностические методы

Поскольку синдром может быть вызван рядом сопутствующих заболеваний и нарушений, диагностика синкинезии не может быть быстрой и однозначной.

Кроме того, пациенту может потребоваться очный осмотр отоларинголога, окулиста, стоматолога и нейрохирурга. Синдром может быть напрямую связан с некоторыми болезнями челюстно-лицевой системы, ЛОР-органов и даже зубов.

Дифференциальная диагностика заключается в следующих этапах:

  • Визуальный осмотр лечащего врача с наблюдением за произвольными движениями;
  • Электромиография скелетных мышц;
  • При выявлении глобальной синкинезии — наблюдение за целенаправленной попыткой больного совершить двигательный акт паретичными конечностями;
  • При — имитационной синкинезии — раздражение исследующим здоровой конечности с целью наблюдения за наличием или отсутствием имитирующих непроизвольных движений парализованной частью тела;
  • МРТ (магнитно-резонансная томография);
  • Ультразвуковое исследование головного мозга;
  • КТ головного мозга (при отсутствии возможности произвести МРТ);
  • Электроэнцефалография.

Давайте поговорим о кардионеврозе. В повседневной жизни с ним сталкиваются достаточно часто. Вся правда об этом заболевании и методах его лечения.

Попробуем разобраться в последствиях от ушиба головного мозга. В этом нам поможет следующая ссылка.

Чем он отличается от перифокального отека головного мозга можно прочитать здесь //gidmed.com/bolezni-nevrologii/sherepno-mozgovye-travmy/otek-golovnogo-mozga.html.

Терапевтические меры

Поскольку синдром редко развивается как самостоятельное поражение мышц и нервов, медики предпочитают выяснить истинную причину, прежде чем приступить к интенсивной терапии.

Лечение синкинезий состоит из комплекса мер:

  • Усиление общей двигательной активности;
  • Лечебная физкультура;
  • Терапевтические массажи;
  • Восстановление двигательных функций при гемипарезах (центральных параличах);
  • Медикаментозное лечение (если болезнь связана с повышенным тонусом мышц, применяются ослабляющие препараты: дофамин, циклодол, мидокалм, тропацин, элатин);
  • Хирургические вмешательства (преимущественно при синдроме Маркуса-Гунна);
  • Физиотерапевтические процедуры;
  • Аппликации димексида с добавлением натрия оксибутирата или аминазина.

Прогноз и последствия

Если синдром был выявлен в младенческом возрасте и не подвергался терапии, или сохранился после первого года жизни, у человека возможны дальнейшие нарушения двигательных и речевых функций, эволюционирование и прогресс заболевания.

Выявление симптомов синкинезии ведет к адекватной диагностике сопутствующих заболеваний и эффективному их лечению.

Меры профилактики

Синдром не поддается эффективной профилактике, если имеет место развитие сопутствующих неврологических дисфункций. Однако даже больные, страдающие параличами, могут избежать развития подобных нарушений, соблюдая простые правила.

  • Увеличение физических нагрузок;
  • Лечебные массажи и иглорефлексотерапия (по назначению);
  • Лечебная физкультура;
  • Своевременная консультация специалиста при подозрении на развитие синдрома у взрослых и детей;
  • Терапевтический массаж;
  • Инъекции ботулотоксина при поражениях лицевых мышц.

К счастью, современная медицина способна предложить множество разнообразных способов терапии данного расстройства — от консервативных методик до радикальных хирургических вмешательств.

Своевременное обнаружение нарушения и обращение к специалисту помогут не только избавить пациента от визуальных дисфункций, но и вернуть его нервной и рефлекторной системам здоровое состояние.

Источник: //gidmed.com/bolezni-nevrologii/nevralgija/ponyatie-sinkinezij.html

Ваш Недуг
Добавить комментарий