Россолимо психологический профиль

Метод

Россолимо психологический профиль

  • 07 апр. 2014 г.
  • 1129 Слова

Доклад на тему: «Метод «Психологических профилей» Г.И. Россолимо» Выполнила:  студентка 3 курса 33 группы дефектологического факультета  очной формы обучения  Илеменова Т.В. Проверила: к.п.н., доцент Леонова. Е. В.

Курск 2014 Григорий Иванович Россолимо (5 (17) декабря 1860, Одесса — 29 сентября 1928, Москва) — русский и советский невропатолог идефектолог. Занимался изучением проблем возрастной и экспериментальной психологии, нейропсихологии и патопсихологии. Исследуя возрастные особенности, стремился проникнуть в сущность поведения детей.

Особую область его деятельности составляли исследования психики больных детей и детей с отклонением в поведении. Им была разработана программа наблюдений за детьми – «План исследования детской души», первая вто время и одна из наиболее признанных в общеевропейском масштабе схема наблюдений за детьми. На собственные средства Россолимо создал в 1911 г.

первый в нашей стране «Институт детской психологии и неврологии», переданный им в дар Московскому Университету, где он был профессором, заведовал кафедрой нервных болезней. В институте изучалась детская личность со всех сторон: как со стороныпсихики и поведения, так и со стороны соматики и нервной системы.

Россолимо определял характер изменения психических функций личности в зависимости от нервных заболеваний и других нарушений и отклонений в поведении. Стремясь получить целостную картину личности ребенка, разработал метод «Психологического профиля», принесший ему мировую известность. Метод «Психологического профиля» Г.И.

Россолимо -психологический метод, направленный на разностороннее исследование психики, в первую очередь – интеллектуально-мнестического уровня.

Состоит из ряда экспериментальных приемов, позволяющих характеризовать состояние внимания, памяти зрительных образов (фиксационной, репродукционной и ретенционной), запоминание вербального и цифрового материала, осмысления, пространственной комбинаторики.

Висследовании на первый план выступает количественная оценка различных функций психики с целью создания индивидуальной картины психики у детей. В методе выделяются 11 психических профилей (воля, внимание, точность и прочность восприимчивости, зрительная память, память на речь, память на числа, осмысление, комбинаторные способности, сметливость, воображение, наблюдательность).

Речь идет о 38тестах, каждый из которых состоит из 10 заданий. Всего испытуемый должен выполнить 380 заданий. Результаты эксперимента заносятся на график в виде точек, при соединении которых получается кривая – “психологический профиль” личности.

Вычисляется общий уровень развития психических функций, а также качественный анализ полученного профиля из соотношения внимания, воли, памяти и мышления.

Тест наустойчивость внимания Для изучения устойчивости внимания, которая здесь рассматривается в отношении утомляемости и отвлекаемости, используется простейший произвольный двигательный акт, доступный всякому, владеющему только более или менее свободно одной рукой (независимо от уровня интеллигентности и развития). Это последовательное втыкание иглы в ряд готовых отверстий в листе картона. Приборсостоит из 10 пластинок нетолстого, прочного картона (18 х 22 см). Каждый лист имеет известное, неодинаковое число сквозных, круглых отверстий 3-х миллиметров в диаметре, расположенных в серии из 10 картонок в порядке возрастающей (для беспрерывного прокалывания) трудности. Причем одно из отверстий каждой замкнутой фигуры отмечено звездочкой, обозначающей место начала прокалывания по данной фигуре:кругу, четырехугольнику или звезде.

Исследователю число отверстий известно. На оборотной стороне каждого листа отверстия произвольно и без всякого порядка отмечены или колечком, или черточкой, или же рестом – для того, чтобы при выявлении степени «устойчивости внимания с выбором» испытуемый прокалывал лишь отверстия с кружком и с черточкой, но пропускал те,…

Читайте полный текст документа

Чтобы читать весь документ, зарегистрируйся.

{“thumb_default_size”:”160×220″,”thumb_ac_size”:”80×110″,”isPayOrJoin”:false,”essayUpload”:true,”site_id”:4,”autoComplete”:false,”isPremiumCountry”:false,”userCountryCode”:”RU”,”logPixelPath”:”\/\/www.smhpix.com\/pixel.gif”,”tracking_url”:”\/\/www.smhpix.com\/pixel.

gif”,”cookies”:[],”essay”:{“essayId”:58707954,”categoryName”:”Психология и Педагогика”,”categoryParentId”:null,”currentPage”:1,”format”:”text”,”pageMeta”:{“text”:{“startPage”:1,”endPage”:5,”pageRange”:”1-5″,”totalPages”:5}},”access”:”free”,”title”:”Метод \u0022психологических профилей\u0022 Россолимо”,”additionalIds”:[],”additional”:[],”loadedPages”:{“html”:[],”text”:[1,2,3,4,5]}},”user”:null,”canonicalUrl”:”\/\/www.skachatreferat.ru\/referaty\/Метод-Психологических-Профилей-Россолимо\/442068.html”,”pagesPerLoad”:50,”userType”:”member_guest”,”ct”:0,”ndocs”:”400.000″,”pdocs”:””,”cc”:”10_PERCENT_1MO_AND_6MO”,”signUpUrl”:”\/join.php”,”joinUrl”:”\/join.php”,”payPlanUrl”:null,”upgradeUrl”:”\/contribuir?newuser=1″,”freeTrialUrl”:null,”showModal”:null,”showModalUrl”:null,”joinFreeUrl”:”\/contribuir?newuser=1″,”siteId”:4,””:{“clientId”:””,”version”:”v2.9″,”language”:”ru_RU”},”analytics”:{“googleId”:”UA-18439311-1″}}

Источник: //www.skachatreferat.ru/referaty/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4-%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D0%B9-%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%BE/442068.html

Психодиагностика: конспект лекций

Россолимо психологический профиль

Первая в России экспериментальная психологическая лаборатория открылась в 1885 г. при клинике нервных и душевных болезней Харьковского университета; были устроены лаборатории опытной психологии в Петербурге, Дерпте. В 1895 г. по инициативе крупнейшего русского психиатра С. С.

Корсакова была создана психологическая лаборатория при психиатрической клинике Московского университета. Заведовать ею стал ближайший помощник Корсакова – А. А. Токарский.

Во всех этих лабораториях работали врачи-невропатологи и психиатры, совмещавшие свои психологические исследования с врачебной практикой в клинике, а также студенты-медики. Исключение составляла психологическая лаборатория в Новороссийском университете (в Одессе).

В отличие от других она была создана на историко-филологическом факультете профессором философии Н. Н. Ланге.

Центральной в экспериментальных исследованиях, проводившихся в психологических лабораториях, была проблема зависимости психики от мозга и внешнего мира. Исследовательская работа была тесно связана с медицинской практикой и служила целям диагностики психических и нервных заболеваний.

В этих исследованиях изучались объективные признаки тех или иных психических явлений (например, изменение пульса и дыхания как отражение эмоций), доказывалась предметность, объективность наших восприятий, выяснялась зависимость памяти и внимания от условий опыта и т. д. Кроме того, во всех экспериментальных лабораториях проводились исследования скорости протекания психических процессов.

Итак, во второй половине XIX в. в отечественную психологию был введен эксперимент. Но для возникновения психологической диагностики необходимо было, кроме того, чтобы практике потребовалось знание об индивидуально-психологических особенностях человека. Первые отечественные работы по психологической диагностике выполнялись в первые десятилетия XX в.

Вероятно, одна из первых значительных дореволюционных отечественных работ по психологическому тестированию, представляющая законченное самостоятельное исследование, была выполнена Г. И. Россолимо в 1909 г. в Московском университете. Г. И.

Россолимо, крупнейший невропатолог и психиатр, поставил своей целью найти метод количественного исследования психических процессов в нормальном и патологическом состояниях.

По существу этот метод, получивший широкую известность как в России, так и за рубежом, был одной из ранних оригинальных систем тестов для измерения умственной одаренности.

Эта система обследования, названная методикой индивидуального психологического профиля, сводилась к определению одиннадцати психических процессов, которые оценивались по десятибалльной системе на основании ответов на 10 достаточно произвольно подобранных вопросов.

Устанавливалась сила прирожденного ума («первичного ума»), который как некое устойчивое качество противопоставлялся «вторичному уму», непрерывно совершенствующемуся под влиянием внешних воздействий.

Психические процессы, измеряемые методикой Россолимо, в целом составляли также три группы, как внимание и воля, точность и прочность восприятия, ассоциативная деятельность. Он предложил графическую форму представления измерений психических процессов – вычерчивание психологического профиля, который наглядно демонстрировал соотношение указанных процессов. Отличительная особенность метода психологического профиля – его независимость от возраста испытуемого. Форма профиля оказалась надежным критерием для диагностики умственной отсталости.

Труды Россолимо были с интересом встречены как психологами, так и психиатрами, специализировавшимися на проблемах умственной отсталости. Подобные профили с того времени прочно вошли в психологическую диагностику.

Интересно мнение П. П. Блонского, высказанное по поводу методики определения психологического профиля: высоко оценивая эту методику, он признает работу Г. И. Россолимо наиболее удачной среди всех отечественных работ, так как в ней отобраны очень показательные для умственного развития тесты.

Положительным в исследованиях Россолимо было, считает П. П. Блонский, также и то, что в отличие от западного тестирования он стремился к целостной оценке личности, синтетическому способу изображения ее сильных и слабых сторон.

Лишь впоследствии синтетический способ исследования личности, к которому стремился Россолимо, начал укрепляться в психологической диагностике на Западе и в США.

Еще один русский психолог, придерживавшийся сходных взглядов на изучение личности, А. Ф. Лазурский, примерно в то же время создал новое направление в дифференциальной психологии – научную характерологию.

Строго придерживаясь опыта и эксперимента как основных методов исследования, он в то же время стоял за создание научной теории индивидуальных различий.

Основной целью дифференциальной психологии он считал «построение человека из его наклонностей», а также разработку возможно более полной естественной классификации характеров.

Неудовлетворенность лабораторно-экспериментальными методами побудила Лазурского искать другие методы.

Он выступает за естественный эксперимент, при котором преднамеренное вмешательство исследователя в жизнь человека совмещается с естественной и сравнительно простой обстановкой опыта.

Благодаря этому, по мнению Лазурского, удается исследовать не отдельные психические процессы, как это обычно делается, а психические функции и личность в целом.

Важным в теории Лазурского было положение о теснейшей связи свойств характера с нервными процессами.

Причем это было не воскрешение галлевской френологии (локализация способностей в виде внешне выраженного развития отдельных обособленных участков больших полушарий), а объяснение свойств личности нейродинамикой корковых процессов.

Итак, научная характерология Лазурского строилась как опытная наука, опирающаяся на естественный эксперимент и изучение нейродинамики корковых процессов.

Не придавая вначале значения количественным методам оценки психических процессов, используя только качественные методы, он позднее ощутил недостаточность последних и попытался использовать графические схемы для определения способностей ребенка. Но работы в этом направлении были не закончены им, помешала преждевременная кончина исследователя (1917).

Источник: //bookap.info/genpsy/luchinin_psihodiagnostika_konspekt_lektsiy/gl16.shtm

Alib.ru > Автор книги: россолимо. Название: общая характеристика психологических профилей

Россолимо психологический профиль

Алиб.ру – |Последние поступления| Форум| Продавцы книг| Как купить книгу| Как продать книги| Ищу книгу| Доставка| О сайте

Россолимо Г.И. Общая характеристика психологических профилей. 1. Психически недостаточных детей. 2 Больных нервными и душевными болезнями
Инициальный автограф автора сотруднику Неврологического Института М. Берловичу. Григорий Иванович Россолимо 5 12 1860, Одесса — 29 09 1928, Москва) — русский и советский невропатолог и дефектолог.

В 1884 окончил медицинский факультет Московского университета. Был однокурсником и близким другом А. П. Чехова. С 1890 года — заведующий клиникой нервных болезней при клинике внутренних болезней А. А. Остроумова. Работал в Московском университете..

Активно выступал на педагогических и психологических съездах, освещая проблемы изучения обучения и воспитания умственно отсталых детей. В 1911 организовал на собственные деньги Институт детской психологии и неврологии где безвозмездно работали его ученики и друзья (С. Я. Рабинович, Ф. Д. Забугин и др.).

Был одним из организаторов Общества невропатологов и психиатров, где состоял председателем в течение 10 лет. Был основателем и редактором журнала «Невропатология и психиатрия». В 1917 Россолимо подарил свой институт Московскому университету. С 1917 — профессор МГУ и директор Неврологического института. Разрабатывал вопросы морфологии нервной системы.

Уточнил ход проводников в центральной нервной системе. Описал патологический стопный сгибательный рефлекс, впоследствии названный его именем. Работы Россолимо посвящены диагностике опухолей головного мозга, клинике рассеянного склероза, полиомиелита, рецидивирующего паралича лицевого нерва при мигрени.

Изобретатель многих медицинских приборов: динамометр, клонограф, мозговой топограф и др. Сферой научных интересов Россолимо были клинико-психологические исследования интеллектуального развития, как в норме, так и при патологии. Огромное значение он придавал исследованиям, результатом которых было улучшение состояния воспитания умственно отсталых детей. Г. И.

Россолимо считал необходимым привлечение к воспитанию разнообразных наук о человеке. В своей деятельности он использовал и развивал идеи К. Д. Ушинского. Как отмечал его коллега Ф. Д. Забугин: Идеи Ушинского и Пирогова и их заветы были постоянно спутниками педагогических характеристик, диагнозов и тех мероприятий, которыми всегда провожал Г. И. своих маленьких пациентов. Г.

И. Россолимо считал, что надо создать метод изучения личности ребенка, который бы позволял определить уровень его интеллектуального развития. Это даст возможность направлять отстающих детей в специальные классы и заведения, а также дифференцировано подойти к умственной отсталости, выделяя в ней разные группы по степени тяжести нарушения интеллекта.

Свой метод экспериментального исследования личности он назвал методом «психологических профилей». В методе выделяются 11 психических профилей (воля, внимание, точность и прочность восприимчивости, зрительная память, память на речь, память на числа, осмысление, комбинаторные способности, сметливость, воображение, наблюдательность). Профили оцениваются по десятибалльной шкале.

В продаже:

№ Продавец Описание Состояние Фото Купить по цене
1BS-BookzТольятти.М. Меньшов. Кушнерев. 1910-1911г. 106 с. владельческий твердый переплет, увеличенный формат.Состояние: Хорошее, переплет потерт, верхние уголки крышек помяты, редкие временнЫе пятнышки, доревол библ отметки и штампы.1– 1Купить за 1500 руб.
2BS-VolodyapiterСанкт-Петербург.М. Тип. К. Меньшова. Тип. И. Кушнерева. 1910-1911г. 106с. любительский с наклеенной обложкой, Увеличенный формат.Состояние: Блок практически отличное, переплетена без сохранения задней обложки, передняя наклеена на переплет.Обложка– Титул– ТитулКупить за 3300 руб.

КАРТА сайта · Алиб.

ру – · Авторам и правообладателям · Указатель серий · Alib в Українi · Пластинки · Марки · Добавить в Избранное

Copyright © 1999 – 2020, Ведущий и K°. Все права защищены.
Вопросы, предложения пишите в книгу

Источник: //www.alib.ru/au-rossolimo/nm-obwaya_harakteristika_psihologicheskih_profilej/

Россолимо Григорий Иванович

Россолимо психологический профиль

Родился в Одессе, грек по национальности; его дед, будучи молодым человеком, отправляясь в плаванье из Кефалонии, потерпел кораблекрушение и был выброшен на берег вблизи Одессы, где и остался навсегда.

Г.И. Россолимо закончил классическую гимназию в Одессе и медицинский факультет Московского Государственного университета, в 1887 году защитил докторскую диссертацию на тему: “Экспериментальное исследование по вопросу о путах, проводящих чувствительность и движение в спинном мозгу”.

Россолимо – русский невропатолог, психиатр и психолог. Занимался изучением проблем возрастной и экспериментальной психологии, нейропсихологии и патопсихологии. Исследуя возрастные особенности, стремился проникнуть в сущность поведения детей.

Особую область его деятельности составляли исследования психики больных детей и детей с отклонением в поведении. Им была разработана программа наблюдений за детьми – “План исследования детской души”, первая в то время и одна из наиболее признанных в общеевропейском масштабе схема наблюдений за детьми.

На собственные средства Россолимо создал в 1911 г. первый в нашей стране “Институт детской психологии и неврологии” переданный им в дар Московскому Университету, где он был профессором, заведовал кафедрой нервных болезней. В институте изучалась детская личность со всех сторон: как со стороны психики и поведения, так и со стороны соматики и нервной системы. Р.

определял характер изменения психических функций личности в зависимости от нервных заболеваний и других нарушений и отклонений в поведении. Установил, что у детей с отклонением в поведении наблюдается прямая зависимость с уровнем развития психических функций.

Стремясь получить целостную картину личности ребенка, разработал метод “Психологического профиля”, принесший ему мировую известность.

В исследовании на первый план выступала количественная оценка различных функций психики с целью создания индивидуальной картины психики у детей. По программе исследовались 22 психические функции личности (11 по сокращенной программе).

При этом все психические функции делились на три группы: группа “А”, определяющая психический тонус личности (внимание и воля), группа “В” (память и восприятие), группа “С” (мышление, комбинаторные способности, сообразительность и наблюдательность).

Результаты эксперимента заносились на график в виде точек, при соединении которых получалась кривая – “психологический профиль” личности. Вычислялся общий уровень развития психических функций, а также качественный анализ полученного профиля из соотношения внимания,Ш воли, памяти и мышления.

Для детей младшего школьного возраста с целью ориентировки в их умственном развитии Р. разработал серию заданий под названием “Краткий метод Россолимо”. Для детей дошкольного возраста была создана особая система заданий “Метод элементарных представлений профессора Россолимо”.

Методы Г.И.

Россолимо, основывающиеся на сравнительном количественном подходе к изучению структуры личности, обогащали клинические исследования данными психического развития больных детей, что имело большое значение при диагностике различных сторон психической и нервной патологии. Большое внимание уделялось развитию, воспитанию и обучению больных и умственно-отсталых детей, проблеме их профессиональной пригодности.

Он подчеркивал важность психологического образования педагогов и врачей. Внес большой вклад в создание Московского общества экспериментальной психологии, общества невропатологов и психиатров при 1 МГУ и ряда других. Являлся членом Римской медицинской

академии наук, Парижского общества психиатров, Филадельфийского общества невропатологов, членом Президиума Международного бюро по психотехнике. Инициатор издания журналов “Психология и дети”, “Журнала невропатологии и психиатрии им. С.М. Корсакова” (ответственный редактор последнего).

Р. работал в системе Наркомпроса, Наркомздрава, Наркомтранспорта, в Реввоенсовете.

Г.И.Россолимо был личностью разносторонней и широобразованной. Он владел 8-ю языками, понимал и любил музыку, хорошо рисовал, знал литературу, любил театр.

Литературное наследие Г.И.Россолимо более 100 научных работ на разные темы возрастной и экспериментальной психологии, патопсихологии, психоневрологии, физиологии, дефектологии и др.

Основные труды:

  • Страх и воспитание // Вопросы невропсихической медицины. 1887.
  • Экспериментальный метод при изучении нервных и душевных болезней. М., 1893.
  • К вопросу о душевных катастрофах в юношеском возрасте.//Педагогическое общество. М.,1903.
  • План исследования детской души. М., 1906.
  • Экспериментально-психологическое исследование больных и учащихся // Общество невропатологов и психиатров. М., 1909.
  • План исследования детской души в здоровом и болезненном состоянии. М., 1909.
  • Методика психилогических профилей //Современая психиатрия, 1910.
  • Общая характеристика Психологических профилей. М., 1910.
  • Краткий метод исследования умственной отсталости. М., 1914.
  • Психологические профили дефективных детей. М., 1914.
  • Психологические профили. Количественное исследование психических процессов в нормальных и патологических состояниях. Методика. М.,1917.
  • Данные психопатологии в вопросе о совместном воспитании. – М., 1919.
  • План исследования детской души. М., 1922.
  • Неврология и психотехника // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова, 1926, № 4-5.

О нем:

  1. Сборник в честь Г.И.Россолимо. М.,1925.
  2. Брусиловский Л.Я. Ученый общественник. Журнал невропатологии и психиатрии. 1929, № 3-4.
  3. Памяти профессора Г.И.Россолимо. Журнал “Педагогия”, 1928. Серия Б., кн.П.

Н.А.Даниличева

Источник: //psy.msu.ru/people/rossolimo.html

Читать онлайн Психодиагностика: учебник для вузов страница 33. Большая и бесплатная библиотека

Россолимо психологический профиль

Григорий Иванович Россолимо

Родился в 1860 г. Профессор Московского университета, выдающийся специалист в области психиатрии, неврологии и психологии. Основоположник детской неврологии в России. Описал специфический патологический рефлекс, известный в дальнейшем под его именем.

Выдвинул идею количественной оценки духовной жизни человека с целью выявления индивидуально своеобразного профиля развития больной и здоровой личности. “Психологические профили” Россолимо являются передовыми по сравнению с диагностическими разработками на Западе.

Умер в 1928 г.

Работы по психологическому тестированию в России до 1917 г. в первую очередь связаны с именами выдающихся психиатров и психологов Г. И. Россолимо и Ф. Е. Рыбакова. В 1908 г.

Григорий Иванович Россолимо публикует шкалу для измерения уровня развития общих способностей, вошедшую в историю психологии и психодиагностики под названием “Психологические профили”. Г. И.

Россолимо, конструируя тест, шел не эмпирическим путем, а разработал систему теоретических представлений о структуре личности и интеллекта. Основной целью своего теста автор считал выработку критериев отличия нормальных детей от имеющих разные степени умственной отсталости (ср. с исследованиями А. Бине).

Эта задача была успешно решена в новой для психологического тестирования того времени форме – теста, состоящего из 11 субтестов (субтесты основывались на выделении 11 психических процессов, которые разбивалась на пять групп: внимание, восприимчивость, воля, запоминание, ассоциативные процессы) и позволяющего представить полученные данные в виде профиля. Задания варьировались по категориям обследуемых (дети, взрослые интеллигентные, взрослые неинтеллигентные). Впервые была предложена и формула перевода профиля с графического языка на арифметический. “Профили” получили высокую оценку научной общественности, были переведены на несколько языков.

Не менее интересны и исследования Ф. Е. Рыбакова, разработавшего тест для определения уровня развития пространственного воображения.

“Фигуры Рыбакова” быстро стали известны в мире, по их подобию создавались многочисленные тесты, использующиеся и в настоящее время, например тест интеллекта, предложенный Р. Мейли в 1955 г.

Судьба всех дореволюционных тестологических разработок в России – забвение на родине, но использование и развитие (часто под другими именами) за рубежом.

Так же как и в зарубежье, в России того времени звучали призывы к трезвой оценке тестов, призывы, сопровождающие развитие психологического тестирования во всех странах и свидетельствующие прежде всего об огромном социальном значении этих исследований. В 1912 г. Г. И. Челпанов всячески подчеркивал, что “психологические тесты имеют исключительно научное значение, т. е.

могут применяться исключительно только для научных исследований, но не для практических целей”. Это мнение Г. И.

Челпанова, одного из создателей и первого руководителя Психологического института, основывалось на том, что тесты дают знания лишь об отдельных проявлениях личности, которые к тому же требуют не одномоментного, а длительного изучения, не обеспечиваемого тестированием.

В советский период в педологии и психотехнике 1920-1930-х гг. практика тестирования набирает обороты. Тесты получают широчайшее применение прежде всего в учебно-воспитательных учреждениях.

Плодотворно работают в области психологического тестирования М. Я. Басов, М. С. Бернштейн, П. П. Блонский, А. П. Болтунов, С. М. Василейский, С. Г. Геллерштейн, В. М. Коган, Н. Д. Левитов, А. А. Люблинская, Г. И. Россолимо, И.

Н. Шпильрейн, А. М. Шуберт и др.

На Украине публикуют свои новаторские исследования А. М. Мандрыка и М. Ю. Сыркин.

Основное внимание в их работах уделяется теоретическим аспектам прикладной статистики в психологическом тестировании (Мандрыка, 1931), а также критериям точности тестовых испытаний и сопряженности получаемых данных с социальными факторами (Сыркин, 1929).

Особо следует отметить вклад Л. С. Выготского. Разработанное этим выдающимся психологом учение о психологическом диагнозе, его особенностях и этапах сохраняет свое значение и поныне.

Многие идеи и разработки тех лет не только соответствовали мировому уровню, но и опережали его. В то же время продолжаются жаркие дискуссии об инструментах измерения индивидуальных различий.

Многие критики отмечают отсутствие теоретического обоснования тестов, без которого они превращаются в “наукообразную игру в бирюльки… портят жизнь как взрослого, так и ребенка”. Среди противников тестов были такие известные психологи и педагоги, как К. Н. Корнилов, А. В. Залкинд, С. С. Моложавый, наконец Н. К. Крупская.

Почти в одно и то же время, с интервалом в несколько месяцев (1927), научная и педагогическая общественность страны то выступает за самую широкую тестологическую практику (I Педологический съезд), то признает тесты недопустимыми для всеобщего пользования (Конференция по вопросу об оценке успеваемости учащихся при педагогической студии НКП РСФСР). Дискуссии, как и тестирование, были прерваны известным Постановлением ЦК ВКП(б) “О педологических извращениях в системе наркомпросов” от 4 июля 1936 г.

О чем же шла речь в этом печально знаменитом постановлении, которое всеми пишущими на эту тему только упоминается? Ознакомимся с основными положениями в том виде, как они были сформулированы более 70 лет назад.

В постановлении указывается, что “практика педологов, протекавшая в полном отрыве от педагога и школьных занятий, свелась в основном к ложнонаучным экспериментам и проведению среди школьников бесчисленного количества обследований в виде бессмысленных и вредных анкет, тестов и т. п., давно осужденных партией.

Эти якобы научные “обследования”, проводимые среди большого количества учащихся и их родителей, направлялись по преимуществу против неуспевающих или не укладывающихся в рамки школьного режима школьников и имели своей целью доказать якобы с “научной” “биосоциальной” точки зрения современной педологии наследственную и социальную обусловленность неуспеваемости ученика или отдельных дефектов его поведения, найти максимум отрицательных влияний и патологических извращений самого школьника, его семьи, родных, предков, общественной среды и тем самым найти повод для удаления школьников из нормального школьного коллектива”.

В этих же целях действовала обширная система обследований умственного развития и одаренности школьников, некритически перенесенная на советскую почву из буржуазной классовой педологии и представляющая из себя форменное издевательство над учащимися, противоречащая задачам советской школы и здравому смыслу. Ребенку 6–7 лет задавались стандартные казуистические вопросы, после чего определялся его так называемый “педологический” возраст и степень его умственной одаренности. Все это вело к тому, что все большее и большее количество детей зачислялось в категории умственно отсталых, дефективных и “трудных”.

В документе отмечалось, что “…представителям нынешней так называемой педологии предоставляется широкая возможность проповеди вредных лженаучных взглядов и производства массовых, более чем сомнительных экспериментов над детьми”.

ЦК ВКП(б) осудил теорию и практику педологии, признав ее базирующейся на ложнонаучных антимарксистских положениях, и потребовал преодоления антинаучных принципов и взглядов педологов, их суровой критики. В постановляющей части один из пунктов гласит: “Ликвидировать звено педологов в школах и изъять педологические учебники”.

Таковы важнейшие из имеющих отношение к психологическому тестированию положения этого постановления.

Источник: //dom-knig.com/read_240974-33

Ваш Недуг
Добавить комментарий