Ритм сердца трехчленный

Добавочные тоны сердца (Трехчленные ритмы)

Ритм сердца трехчленный

От раздвоения тонов необходимо отличать появление добавочных тонов сердца.

1. «Ритм перепела». При митральном стенозе на верхушке сердца, особенно в положении на левом боку и на выдохе, может выслушиваться трехчленный ритм. Его образуют три компонента:

• Громкий, хлопающий I тон. Он образуется в силу того, что при митральном стенозе левый желудочек недостаточно наполняется кровью, систола его становится короткой, энергичной, а I тон громким.

• После I тона следует, как обычно, II тон.

• Через 0,07‑0,12 сек после II тона выслушивается дополнительный тон‑тон открытия митрального клапана. Образование его обусловлено тем, что при митральном стенозе створки митрального клапана по периферии срастаются между собой, склерозируются, часто кальцинируются.

Такой клапан не может полностью открыться в фазу диастолы, а лишь частично приоткрывается.

Находящаяся под давлением в левом предсердии кровь с силой ударяет в стоящие под углом к потоку крови створки митрального клапана, при этом образуется короткий высокочастотный звук, который вместе с хлопающим I тоном и II тоном образует своеобразную трехчленную мелодию, напоминающую пение перепела.

2. «Ритм галопа». Выслушивается при тяжелом поражении сердца (инфаркт миокарда, тяжелое течение миокардита и т.п.). Это признак тяжелой сердечной недостаточности («крик сердца о помощи»).

Над сердцем выслушивается трехчленный ритм, напоминающий ритм скачущей галопом лошади. Первые два компонента этого ритма образованы, как обычно, I и II тонами. Однако из‑за тяжелого поражения миокарда и снижения его сократительной способности оба тона, особенно I тон, резко ослаблены.

Третий компонент образуется патологически усиленными III и IV тонами. Временной интервал возникновения этих тонов по отношению ко II тону практически идентичен физиологическому III и IV тону.

Патологически усиленный III тон возникает в начале диастолы, в фазу быстрого пассивного наполнения желудочка кровью, а патологический IV тон – в конце диастолы желудочков, перед I тоном. На этом сходство кончается.

Существенная разница между физиологическими и патологическими III и IV тонами – в ответной реакции миокарда желудочков на поступающую кровь в фазу их наполнения.

Так, здоровый миокард в силу высоких эластических свойств отвечает дополнительным повышением тонуса, сдерживая поток крови; резко ослабленный, дряблый, потерявший тонус миокард, каковым он бывает при тяжелом миокардите, инфаркте, тяжелой сердечной недостаточности, кардиомиопатиях, в ответ на поступающую кровь еще больше растягивается, при этом дилятированные желудочки могут ударятся в грудную стенку и этот глухой удар можно иногда воспринимать пальпаторно и почти всегда аускультативно, особенно при непосредственной аускультации ухом. Подобная реакция миокарда возникает как в начале диастолы (патологически усиленный III тон), так и в конце диастолы желудочков за счет дополнительного количества крови, выбрасываемой в желудочки часто гипертрофированным предсердием (патологически усиленный IV тон). На ФКГ осцилляция патологических III и IV тонов резко усилены. Если усиливается III тон, то он образует мелодию протодиастолического ритма галопа, при усилении IV тона речь идет о пресистолическом ритме галопа. При выраженной тахикардии образуется мезодиастолический (суммационный) ритм галопа. Напоминаем еще раз, что ритм галопа всегда сопровождается резким ослаблением I тона и тахикардией.

При сращении листков перикарда может возникнуть перикард‑тон. Он бывает в диастолу (через 0,08‑0,14 сек после 2‑го тона) – диастолический перикард‑тон. Связан он с колебаниями перикарда при быстром расширении желудочков в начале диастолы. Он может возникнуть и в систолу – между I и II тоном.

При пролабировании митрального клапана между I и II тоном может наблюдаться дополнительный тон, который получил название систолического щелчка (систолический клик).

3. Эмбриокардия – наблюдается при выраженном учащении ритма сердца, когда I тон значительно усилен, диастола очень укорочена, II тон практически не слышен. При этом мы выслушиваем только первый тон. Это бывает при пароксизмальной тахикардии (смотри раздел «аритмии»).

Сердечные шумы

Помимо тонов, при аускультации сердца могут выслушиваться дополнительные звуки, которые называются шумами. У здорового человека шумов нет или выслушиваются функциональные шумы.

Не все шумы, выслушиваемые в области сердца, возникают внутри самого сердца. Существуют шумы, которые возникают и вне сердца. Поэтому все выслушиваемые шумы разделяются на: внутрисердечные и внесердечные.

Внутрисердечные шумы делятся на:

1. органические (они связаны с поражением клапанов, сужением сосудов и отверстий, сердечной мышцы)

2. функциональные (не связаны с поражением клапанов сосудов и сердечной мышцы).

Органические шумы делятся на:

1. клапанные

2. мышечные.

К внесердечным шумам относят:

1. шум трения перикарда

2. плевроперикардиальный шум

3. кардиопульмональный шум.

Предыдущая51525354555657585960616263646566Следующая

Дата добавления: 2016-02-02; просмотров: 1489; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: //helpiks.org/6-75698.html

Симптомы заболевания сердца. Ритм галопа. Диагностика ритма галопа

Ритм сердца трехчленный

Симптомы со стороны самого сердца, указывающие на заболевание миокарда, следующие.
а) Расширенный и приподымающий верхушечный толчок. Смещение его вниз (в шестой межреберный промежуток) всегда патологично.

Оно указывает на увеличение сердца, если нет ненормальностей со стороны положения сердца (деформации грудной клетки, особенно при воронкообразной груди и кифосколиозе, высокое стояние диафрагмы, беременность, асцит, опухоли, реже только метеоризм).

б) Патологические данные аускультации. Особое значение для распознавания поражения миокарда принадлежит ритму галопа, который характеризуется приблизительно одинаковыми интервалами между тремя тонами, что особенно часто имеет место при тахикардии.
От ритма галопа надо, следовательно, отличать простое расщепление первого или второго тона.

Расщепление первого тона, который складывается из двух элементов — прэдсердного и желудочкового, наблюдается в физиологических условиях у молодых лиц, а как патологическое явление — при удлинении времени проведения или блокаде ножки.

Расщепление второго тона указывает на неодновременное закрытие клапанов аорты и легочной артерии и встречается как в физиологических условиях, так и при повышении давления в легочной артерии, следовательно, при митральных и врожденных пороках сердца.

При настоящем ритме галопа различают пресистол ичес кую и протодиастолическую формы в зависимости от того, идет ли при добавочном тоне речь об усилении предсердного тона или появлении добавочного третьего тона, физиологического для детского возраста.

Если при тахикардии пресистолический и прото-диастолический тоны совпадают, то говорят о суммированном г а л оп е.

Патологически, однако, в основе обеих форм галопа лежит один и тот же механизм: вследствие повышенного при сердечной недостаточности давления в желудочках затрудняется приток крови из предсердий в желудочки, что при более значительном количестве остаточной крови ведет к появлению звука (в стенке желудочка?).

При пресистолическом галопе затруднен приток крови после сокращения предсердий, при протодиастолическом — сейчас же после открытия атриовентрикулярных клапанов. Таким образом, настоящий ритм галопа является единственным воспринимаемым при аускультации признаком недостаточности миокарда и поэтому имеет особенное значение для диагностики.

Различить аускультативно обе формы галопа, как правило, трудно или даже невозможно. С помощью же одновременной записи электро- и фонокардиограммы их можно всегда отдифференцировать безупречно.

Протодиастолический ритм галопа в молодом возрасте может быть физиологическим явлением, у лиц же старше 40 лет он всегда имеет патологическое значение.

В противоположность физиологическому ритму галопа патологическая форма не исчезает в положении стоя.

Протодиастолический галоп отражает преимущественно недостаточность правого желудочка, он всего громче в области смещенного верхушечного толчка и наблюдается поэтому при митральном стенозе, врожденных пороках сердца, эмфиземе, анемии, инфаркте миокарда, в поздних стадиях гипертонической болезни с расширением правого желудочка, склерозе легочной артерии и инфаркте легких.

Протодиастолический тон, кажущийся протодиастолическим галопом, часто прослушивается при concretio перикарда. Третий тон глухой, похож на звук при внезапном натяжении кожи барабана (Schlitter и Scholmerich).

На фонокардиограмме он наблюдается только в полосе более низких частот (35—140 герц).

Этот низкий глухой третий тон при протодиастолическом галопе можно отличить уже с помощью стетоскопа от резкого, более высокого тона при раскрытии клапанов митрального отверстия (звук, издаваемый парусом, когда он бьется против ветра, Holldack), фиксируемого на фонокардиограмме в полосе до 250 герц, и имеет, естественно, совершенно иное дифференциально-диагностическое значение.

Труднее дифференцировать его от физиологического третьего тона у молодых лиц, звук которого также имеет глухой оттенок и на фонокардиограмме представлен в полосе низких частот. Физиологический третий тон появляется приблизительно через 0,16 секунды после второго тона и наблюдается самое большее до 25-летнего возраста.

Пресистолический ритм галопа указывает преимущественно на недостаточность левого желудочка, повышение, желудочкового давления и обусловленное этим повышение предсердного давления. Он имеет большое диагностическое значение, так как он единственный аускультативный симптом, указывающий на недостаточность миокарда.

Этот важный симптом всего чаще определяется при гипертонической болезни, инфаркте миокарда, склерозе миокарда и миокардите. Предсердные тоны представлены на фонокардиограмме всего лучше в полосе низких частот. Пресистолический ритм галопа находят, кроме того, при сильно замедленном времени проведения, так как тогда предсердный тон не теряется в первом тоне.

Эта форма чаще всего наблюдается при гипертонической болезни и инфаркте миокарда.

Ненормально ранний второй сердечный тон непосредственно отражает слабость миокарда, т. е. энергетически-динамическую недостаточность сердца.

Патологическая ЭКГ

Первичная, чисто легочная одышка, например при бронхиальной астме, может сопровождаться на ЭКГ признаками поражения миокарда/но вторичного происхождения. При хронической легочной астме после многолетнего течения участие правого желудочка является правилом.

При остром приступе бронхиальной астмы часто находят снижение сегмента S—Т и уплощение зубца Г, которые через короткое время (несколько часов или дней), возвращаются к норме.

Следовательно, электрокардиографические признаки поражения миокарда не доказывают именно сердечного характера одышки.

– Также рекомендуем “Симптомы сердечной недостаточности. Гемодинамическая сердечная недостаточность.”

Оглавление темы “Причины одышки. Сердечная недостаточность.”:
1. Одышка. Причины одышки.
2. Одышка при заболеваниях легких. Одышка при поражении легких.
3. Предел дыхания. Проба Тиффно. Виды легочной недостаточности.
4. Дыхательная недостаточность при бронхиальной астме. Одышка при эмфиземе.
5. Одышка при бронхите. Диагностика бронхита.
6. Бронхит от раздражения. Бактериальный бронхит. Бронхит при эмфиземе легких.
7. Одышка при заболеваниях сердца. Болезни сердца и одышка при них.
8. Симптомы заболевания сердца. Ритм галопа. Диагностика ритма галопа.
9. Симптомы сердечной недостаточности. Гемодинамическая сердечная недостаточность.
10. Определение скорости кровотока. Оценка скорости кровотока.

Источник: //meduniver.com/Medical/profilaktika/268.html

Ритм галопа. Ритм перепела

Ритм сердца трехчленный

Основными тона при аускультации сердца являются I и II тоны. Кроме того, при определенных состояниях могут появиться дополнительные III и IV тоны сердца и тон открытия митрального клапана (ТОМК).

I тон регистрируется в начале систолы, он приблизительно совпадает с зубцом S ЭКГ.II тон регистрируется в начале диастолы, он приблизительно совпадает с концом зубца Т ЭКГ.III тон — это очень тихий звуковой феномен – он в 200 раз слабее II тона и слышится как глухое «эхо» II тона. III тон низкочастотный, появляется в первой трети диастолы, т.е. в протодиастоле – через 0,12 – 0,19″ после II тона. IV тон сердца регистрируется в конце диастолы (в пресистолу) и совпадает с зубцом P ЭКГ.ТОМК — это высокочастотный тон, который появляется при стенозе митрального клапана. Слышен практически сразу после II тона.

III тон сердца

III тон был описан в XIX веке П.Потеном (1866 г.) и с тех пор считается важным признаком поражения желудочков. Национальная дирекция программ по терапии и кардиологии (США) обозначила III тон как самый важный добавочный тон сердца по его диагностической ценности.

III тон низкочастотный – от 10 до 70 Гц (40-50 Гц), он возникает при пассивном наполнении желудочков кровью (в протодиастоле). В это время желудочки наполняются кровью на 80% (!).

Образно можно сказать, что когда открываются a-v клапаны, кровь падает («плюхается») в желудочки и тогда слышен III тон сердца – от вибрации мышцы желудочков. При этом происходит гидравлический удар о стенку желудочков порции крови.

III тон называют тоном диастолического наполнения желудочков, а также желудочковым или протодиастолическим.

Однако у здоровых людей III тон очень тихий. Это связано с тем, что при хорошем диастолическом тонусе удар порции крови из предсердия амортизируется нормально расслабляющимся миокардом желудочка (А.В.Струтынский, 2004).

Вопрос о том, является ли III тон физиологическим или патологическим, решается врачом с обязательным учетом конкретных обстоятельств, при которых этот тон выслушивается.

IV тон сердца

IV тон – это низкочастотный тихий звук, возникающий в конце диастолы – перед I тоном (в пресистоле).

Его называют «предсердным тоном», подчеркивая связь IV тона с сокращением предсердий (доказательством роли систолы предсердий в возникновении IV тона является факт его исчезновения при возникновении мерцательной аритмии).

IV тон также называют позднедиастолическим или пресистолическим добавочным тоном (как указывалось выше, III тон называют желудочковым или протодиастолическим).

Относительно громкий IV тон в сочетании с I и II тоном обусловливает трехтактный ритм, называемый предсердным или пресистолическим галопом.

Ритм галопа

Ритмом галопа сердца называется трехчленный ритм сердца при высокой частоте сердечных сокращений. Своё название он получил по сходству со звуками галопа скачущей лошади. Известный французский клиницист Анри Юшар говорил: «Нет галопа без тахикардии».

Причина появления ритма галопа – это изменения свойств миокарда желудочков.

Пьер Потен (Потен Пьер Чарльз Эдуард, 1825 -1903) французский терапевт объяснял ритм галопа вибрацией стенок левого желудочка при потере им тонуса. Как известно, в протодиастоле начинается поступление крови из предсердий в желудочки.

В норме оно происходит бесшумно (ухом не воспринимается), так как мышца желудочка, имеющая тонус, расправляется постепенно и амортизирует удар порции крови, поступающей из предсердия.

Если же мышца потеряла тонус и «висит, как мешок», то кровь, падая на дно желудочка, вызывает дополнительный удар, слышимый как дополнительный тон – патологический III тон сердца.

Ритм галопа может быть двух типов: протодиастолический и пресистолический:

Протодиастолический ритм галопа (так называемый желудочковый ритм галопа) – в его основе лежит патологический III тон, имеющий более высокочастотные компоненты, чем в норме; дополнительный тон выслушивается после II то на на верхушке сердца. Джордж Тейлор (Южная Каролина, США, 2004) дает такую краткую характеристику III тону и протодиастолическому галопу: «большой дряблый желудочек (перегрузка «объемом»)».

III тон 90/мин (протодиастолический галоп)

Пресистолический ритм галопа (предсердный галоп) – в его основе лежит патологический IV тон – этот ритм лучше регистрируется при длинном интервале PQ ЭКГ; появление патологического IV тона зависит при этом от величины конечного диастолического давления в желудочке, ригидности левого желудочка, его плохой «расправляемости», плохой расслабляемости.

IV тон 90/мин (пресистолический галоп)

Очень важно то, что его можно «пропальпировать», т.е. ощутить рукой этот диастолический тон. Ритм галопа свидетельствует о сердечной недостаточности – это «крик сердца о помощи», раньше говорили, что это «крик сердца о дигиталисе».

Ритм галопа — это крик сердца о помощи !

Суммационный галоп

Суммационный (или мезодиастолический) галоп – это трехчленный ритм желудочка, когда в результате резкого укорочения фазы медленного наполнения на фоне тахикардии патологические III и IV тоны сливаются в один дополнительный достаточно громкий тон.

Основные условия возникновения суммационного галопа это:

  1. снижение сократимости миокарда желудочков у больных с сердечной недостаточностью и острым повреждением миокарда, ведущее, с одной стороны, к уменьшению его диастолического тонуса и скорости расслабления («дряблый желудочек, желудочек «висит как мешок») – это дает III патологический тон сердца;
  2. повышение конечно – диастолического давления в желудочке – это дает IV патологический тон сердца;

Характерным сочетанием для такиз больных является наличие гипертонической болезни и сердечной недостаточности.

Суммационный галоп может возникнуть также при a-v блокаде I степени, когда удлиненный интервал PQ приводит к смещению IV тона ближе к началу диастолы, где он сливается с III тоном.

Тон суммационного галопа имеет более высокую частоту, громче и продолжительнее, чем III и IV тоны по отдельности.

Двойную природу суммационного галопа можно выявить при урежении ритма, например, при массаже каротидного синуса. В этом случае начинает выслушиваться четырехчленный ритм галопа с раздельно выслушиваемыми III и IV тонами сердца.

III и IV тоны 60/мин

Итого

Итак, протодиастолический (желудочковый) галоп связан со слышимым III тоном. Дополнительный тон слышится после II тона. Он воспринимается и ухом, и пальпаторно. Галоп, как правило, наблюдается при тахикардии. Многие клиницисты считают, что желудочковый ритм галопа это самый достоверный признак сердечной недостаточности, определяемый физикально.

IV тон и пресистолический галоп – это «жесткий неподатливый желудочек (перегрузка «давлением»)».

Прогностически более неблагоприятен протодиастолический ритм галопа.

Следует еще раз отметить, что галопом обозначается любой трехчленный диастолический ритм сердца, скорость которого настолько велика, что имитирует бег лошади.

Термин «ритм галопа» подразумевает высокую частоту сердечных сокращений (часто в сочетании с приглушением I и II тонов) и типичную мелодию. Ритм галопа – более угрожающий признак, чем простое присутствие III тона.

Как указывалось выше, III тон сердца может быть «близким к физиологическому», а также быть отражением относительной перегрузки левого желудочка объемом и не формировать ритм галопа. Напротив, ритм галопа с III тоном почти всегда является патологическим.

Как это показали ныне подтвержденные многими советскими клиницистами и зарубежными терапевтами наблюдения В.П.Образцова и М.М.Губергрица, что и у здоровых людей выслушиваемая непосредственной аускультацией мелодия сердца является трехчленной (т.н.

нормальный третий тон) и что при сравнительно небольшой патологии, равно как и при физиологических обстоятельствах могут наблюдаться расщепления и раздвоения первого тона (? В.О.) (свыше 10% по В.П.

Образцову), то ясно, что между ритмом галопа и нормальной мелодией сердца существуют постепенные переходы, а не резкая неотделимая грань».

Значимость ритма галопа интересно определил Джордж Тейлор (2004):

«Традиционно много внимания уделяется шумам сердца, однако они, помогая правильно поставить диагноз, не могут рассказать нам столько о тяжести болезни. Это делают именно галопы и верхушечный толчок: они говорят нам о размерах желудочка, его функции и диастолической податливости».

Ритм перепела

Ритм перепела выслушивается в области верхушки сердца в виде кажущегося раздвоения II тона. В действительности это не раздвоение II тона, а появление дополнительного тона в начале диастолы вследствие открытия митрального клапана (тон или щелчок открытия митрального клапана) у больных митральным стенозом.

В норме митральный клапан открывается бесшумно, а при митральном стенозе клапан становится похожим на мембрану вследствие сращения створок по комиссурам. При открытии он прогибается, создавая дополнительный звук в диастолу.

Этот звук высокочастотный (поэтому надо использовать фонендоскоп), и он имеет заметный «щелкающий» характер («твердый» тон по Ю.Р.Ковалеву, 2004), что помогает отличать его от «похожего» на него III тона. Ритм перепела выслушивается на фоне усиленного I тона, ритм галопа – на фоне ослабленного I тона.

Этот щелчок выслушивается сразу после II тона, но только на верхушке сердца (точнее – даже чуть медиальнее ее) и вдоль левого края нижней трети грудины. Это доказывает его именно «митральное» происхождение.

Ритм перепела (Хлопающий S1 и ТОМК)

В зарубежной литературе принято обозначать его для краткости двумя буквами OS (opening snap) – «щелчок открытия» . Величина интервала II тон – OS зависит от степени сужения a-v отверстия, степени стеноза: чем больше стеноз, тем короче интервал. В конечном итоге (при максимальной выраженности стеноза) OS может вообще слиться со II тоном (и ритм перепела тогда исчезнет).

В отсутствии кальцификации клапана щелчок открытия выявляется у 75-90% больных с митральным стенозом. Он отражает относительно легкую форму заболевания, в то же время он отсутствует в более тяжелых случаях и при кальцификации створок митрального клапана.

АУСКУЛЬТАЦИЯ СЕРДЦА. ТОНЫ СЕРДЦА В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ. Профессор В.Н.Ослопов.

Источник: //vk.com/@cnpo_msmu-ritm-galopa-ritm-perepela

Хроническая сердечная недостаточность ритм голопа, диагностика, диагноз

Ритм сердца трехчленный

Сердечная недостаточность не является самостоятельным заболеванием. Это осложнение различной патологии    сердечно-сосудистой системы, при которой ослабевает сократимость сердечной мышцы, сердечный выброс не соответствует метаболическим потребностям тканей, что приводит к уменьшению венозного возврата и увеличению общего сопротивления сосудов.

Наиболее часто хроническая сердечная недостаточность развивается у пациентов, страдающих следующими заболеваниями:

  • Ишемической болезнью сердца;
  • Артериальной гипертензией;
  • Сахарным диабетом;
  • Кардиомиопатиями;
  • Системными заболеваниями соединительной ткани;
  • Клапанными пороками сердца.

Реже причиной хронической сердечной недостаточности являются обменные и эндокринные заболевания, нервно-мышечные болезни, интоксикации, дефицит калия, селена, магния, селена, хронические заболевания органов дыхания.

Пациенты, страдающие хронической недостаточностью, предъявляют следующие классические жалобы:

  • Инспираторная одышка;
  • Ортопноэ (одышка в положении «лёжа»);
  • Пароксизмальная ночная одышка;
  • Кашель;
  • Кровохарканье;
  • Сердцебиение;
  • Жажда;
  • Слабость, утомляемость;
  • Когнитивные расстройства (снижение памяти, умственной работоспособности).

При тяжёлой сердечной недостаточности появляется цианоз (синюшный цвет) кожи и слизистых оболочек, на тяжесть в правом подреберье, отёки на нижних конечностях, увеличение объема живота из-за накопления жидкости.

Во время объективного обследования пациента с ХСН в случае тяжёлых поражений сердца может прослушиваться трехчленный ритм.

Он обусловлен ослаблением миокарда левого желудочка и возникает в результате быстрого растяжения его стенок под напором крови, вливающейся из предсердия.

Это создаёт мелодию трехчленного ритма (первый, второй и дополнительный третий тоны), которая напоминает топот скачущей лошади – «ритм галопа».

Как формируется ритм перепела

При стенозе митрального клапана во время аускультации ритм перепела слушать необходимо у верхней части сердца. Клапан, отделяющий левое предсердие от желудочка, представляет собой двустворчатую перегородку. Это две пластинки соединительной ткани, задача которых предотвратить обратный заброс крови в предсердие из желудочка.

Одной из патологий левосторонней клапанной структуры является стеноз. Здоровый митральный клапан перекрывает отверстие площадью от 4 до 6 кв. см.

Сужение просвета между предсердием и желудочком до 2 и менее сантиметров происходит, когда по причине воспалительных или иных патологических процессов ткань створок сращивается с краями атриовентрикулярного отверстия, на ней образуются спайки и рубцы.

Створки становятся ригидными (неэластичными), поэтому звук их закрытия хорошо прослушивается. Ритм перепела — это хлопающий, громко звучащий I тон сердца и расщепленный II. Тройная мелодия напоминает крик птицы.

При митральном стенозе ритм перепела обусловлен усилением I тона. Оно происходит, потому что левый желудочек наполняется не полностью. Кардиомиоциты реагируют повышением напряжения (для проталкивания недостаточного количества крови им приходится больше сокращаться), что и вызывает усиление звука. Далее следует обычный II тон, акцентирванный смыканием створок другого клапана — легочного.

Сразу следом образуется дополнительный звук, создаваемый митральным клапаном, — при его открытии. Он сливается с III нормальным тоном и усиляет предыдущий, формируя феномен расщепления II тона. Ритм перепела при митральном стенозе — это один из первых «доэлектрокардиографических» симптомов болезни.

Как и при каких патологиях образуется ритм галопа (РГ)

У здорового сердца отчетливо слышны два чистых тона — I и II. У астеников иногда добавляются еще два физиологических — III и IV. Тяжелые поражения миокарда, сопровождающиеся учащенным сердцебиением, рождают аускультативный феномен — диастолический ритм галопа.

Эти последовательные звуки, напоминающие лошадиный аллюр, образуют I и II тоны, к которым присоединяется третий. Он представляет собой третий или четвертый тон сердца (или их слияние), которые в данном случае рассматриваются как патологические. Данный тон при разнообразных заболеваниях появляется в начале, середине или конце диастолы (расслабление мыщцы сердца).

3 типа ритма галопа:

  1. РГ протодиастолический возникает сразу за II тоном. Его вызывает понижение тонуса сердечной мышцы. Звук образуется из-за быстрого растяжения стенок желудочка во время наполнение. Это III физиологический тон. Выслушивается, когда мышечная ткань левого желудочка сильно расслаблена и растянута.
  2. Пресистолический (перед систолой) образуется вибрацией стенок желудочков. К ним присоединяется физиологический IV тон — звук сокращения предсердий.
  3. Мезодиастолический ритм галопа — это когда на фоне тахикардии в середине диастолы в качестве дополнительного сливаются патологические III и IV тоны.

Диастолический ритм галопа появляется при инфарктах миокарда, кардиомиопатиях и сердечной недостаточности, сопровождающей гипертоническую болезнь и нефриты. Для точной диагностики ритма перепела и галопа используется методика фонокардиографии.

Когда пациентам выставлен диагноз ритм галопа, ХСН, врачи рекомендуют придерживаться диеты (ограничить количество потребляемой соли, обеспечить в рационе достаточное количество белка и витаминов), оптимального режима физической активности, поддерживать нормальную массу тела. Медикаментозная терапия хронической сердечной недостаточности проводится лекарственными препаратами следующих групп:

  • Ингибиторов АПФ;
  • Антагонистов рецепторов к ангиотензину II (АРА или сартанов);
  • Блокаторов β-адренергических рецепторов;
  • Антагонистов минералокортикоидных рецепторов;
  • Сердечных гликозидов.

При недостаточном контроле артериального давления пациентам назначают агонисты кальция. Для предотвращения риска тромбоэмболии применяют оральные антикоагулянты.

Электрофизиологические методы лечения ХСН (имплантацию бивентрикулярных электрокардиостимуляторов для проведения сердечной ресинхронизирующей терапии или имплантацию кардиовертеров-дефибрилляторов) проводят в дополнение к оптимальной медикаментозной терапии пациентам, которые могут после имплантации устройства иметь высокий уровень качества и продолжительность жизни не менее одного года.

Врач акушер-онкогинеколог, кандидат медицинских наук, врач высшей категории

  • МКБ-10 (Международная классификация болезней)
  • Юсуповская больница
  • Алперт, Дж. Лечение инфаркта миокарда / Дж. Алперт. – Москва: Машиностроение, 1994. – 255 c.
  • Руководство по амбулаторно-поликлинической кардиологии. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 400 c.
  • Тополянский, А.В. Кардиология. Справочник практического врача / А.В. Тополянский. – М.: МЕДпресс-информ, 2009. – 379 c.

Врач по рентгенэндоваскулярным диагностике и лечению, кандидат медицинских наук Врач-анестезиолог-реаниматолог, врач-кардиолог Врач-анестезиолог-реаниматолог, врач-кардиолог, врач функциональной диагностики

Наши специалисты

Врач по рентгенэндоваскулярным диагностике и лечению, кандидат медицинских наук Врач-анестезиолог-реаниматолог, врач-кардиолог Врач-анестезиолог-реаниматолог, врач-кардиолог, врач функциональной диагностики

Источник: //bonbonufa.ru/zabolevaniya-serdtsa/ritm-galopa-kakom-zabolevanii/

Ритм галопа и ритм перепела: признаки патологических тонов, причины, диагностика, лечение

Ритм сердца трехчленный

© Сазыкина Оксана Юрьевна, кардиолог, специально для СосудИнфо.ру (об авторах)

Испокон веков врач при обследовании больного человека полагается только лишь на свои руки и уши, ведь визуализирующие методы диагностики появились сравнительно недавно.

И до сих пор одной из главнейших врачебных манипуляций является аускультация, или выслушивание с помощью специальной трубки звуков, создаваемых работой сердца. Такие звуки могут быть нормальными или патологическими, например, ритм галопа и ритм перепела.

Для того, чтобы узнать, почему возникают подобные ритмы и какими заболеваниями они могут быть обусловлены, следует разобраться в образовании нормальных тонов сердца.

Сердечные тоны в норме

Сердце, как и любой другой орган, при работе создает определенные звуки.

Это обусловлено тем, что в сердце постоянно движется кровь, проходящая через клапаны, а створки клапанов открываются и захлопываются, издавая звуковые колебания.

Кроме этого, в момент растягивания сердечной мышцы предсердий и желудочков создается вибрация, которая наслаивается на звуки захлопывания клапанных створок.

В норме в точках проекции сердечных клапанов на переднюю грудную клетку (пятое межреберье слева, вторые межреберья справа и слева, четвертое межреберье слева) выслушиваются два сердечных тона – первый и второй. У астеничных худощавых людей, у детей и подростков могут быть выслушаны еще два тона – третий и четвертый, но их отсутствие не считается патологией.

Ранее считалось, что I тон образуется при захлопывании предсердно-желудочковых клапанов в тот момент, когда кровь поступает из предсердий в желудочки, а затем при открытии клапанов аорты и легочного ствола, когда кровь поступает из желудочков в аорту и в легочной ствол.

То есть I тон характеризует наполнение желудочков кровью и изгнание ее далее в крупные артерии. Однако, с 2004 года (Е.

Браунвальд) представления о характере происхождения I тона несколько изменились – теперь принято считать, что такой звук создает не захлопывание клапана, а удар крови о стенки желудочка, когда кровь сначала быстро наполняет желудочки, а затем резко прекращает свое движение.

I тон является систолическим, так как он свидетельствует о систоле (сокращении) желудочков. II тон является диастолическим, так как обусловлен диастолой (расслаблением) желудочков.

II тон образуется через несколько сотых долей секунды после первого и образован он звуками, которые создаются закрытием створок клапанов аорты и легочного ствола, а также колебательными движениями стенок указанных артерий.

распределение тонов сердца в сердечном цикле

I тон в норме выслушивается в точке проекции митрального клапана (на верхушке сердца), а II – в точке проекции клапанов аорты и легочного ствола. По времени постоянная смена двух тонов сердца выглядит следующим образом: 0.

11 секунд длится I тон, 0.2 секунды – пауза между I и II тонами, 0.07 секунда – II тон и 0.42 секунды – пауза между II и I тонами.

Непрерывная совокупность сердечных тонов, называемая мелодией сердца, в буквенном обозначении  в норме звучит так:

–  там   –   та           –       там    –    та        –       там  –   та
–  I тон – II тон      –      I тон   –   II тон  –      I тон –  II тон

Не следует путать тоны сердца и шумы в сердце. Между двумя тонами существуют беззвучные паузы, во время которых осуществляется непосредственно ток крови, в норме происходящий по камерам сердца бесшумно.

Однако, при пороках сердца или при другой патологии сердечных клапанов струя крови испытывает затруднения при изгнании из соответствующих пороку камер сердца, поэтому возникают звуковые феномены, именуемые шумами.

Шумы могут выслушиваться в паузах между тонами, а могут наслаиваться на них.

Патологические расщепленные ритмы

Такими ритмами принято считать звуковые феномены, которые образуются при патологии самой сердечной мышцы или клапанных структур.

При выслушивании сердца с подобной патологией определяется трехчленный ритм, при котором II тон кажется раздвоенным (расщепленным). Но на самом деле расщепленный звук является ни чем иным, как добавочным тоном.

Чем конкретно обусловлен патологический тон, зависит от вида ритма. К расщепленным ритмам относятся ритм галопа и ритм перепела.

Механизм формирования ритма галопа

Патологический трехчленный сердечный ритм, возникающий при тяжелых поражениях сердечной мышцы и почти всегда сопровождающийся тахикардией, носит название ритма галопа, так как по звуковым качествам напоминает быстрый бег лошади.

Он может быть протодиастолическим (“после” диастолы, сразу же после II тона) и пресистолическим (“перед” систолой, через более длительный промежуток времени после II тона, сразу же перед I тоном).

Но в любом случае, для ритма галопа характерно наличие патологического III и патологического IV тонов, обусловленных или выраженной сердечной недостаточностью с потерей мышечного тонуса левым желудочком, или гипертрофией левого желудочка, соответственно.

Протодиастолический ритм галопа чаще встречается при перегрузке левого желудочка объемом, как, например, при дилатационной кардиомиопатии, когда полость левого желудочка значительно увеличена и расширена.

Предсистолический подтип ритма галопа чаще встречается при гипертрофической кардиомиопатии, когда возникает перегрузка левого желудочка давлением.

Оба подтипа ритма галопа часто называют “криком сердца о помощи”, или криком сердца о дигиталисе (группа сердечных препаратов, называемых сердечными гликозидами, получаемых из растения наперстянки и используемых при терапии сердечной недостаточности).

Мелодию сердца при ритме галопа можно буквенно обозначить, как:

–      та      –      та      –      та      –      та      –      та      –      та      –      та
–    I тон    –     II тон   – III+IV тон –    I тон    –   II тон     –  III+IV тон  –   I тон

Механизм формирования ритма перепела

Кроме ритма галопа, трехчленностью также обладает ритм перепела. Данный ритм обусловлен кажущимся раздвоением II тона. На самом деле II тон не раздваивается, просто к нему присоединяется звук, называющийся “митральным щелчком”.

Возникновение такого добавочного тона обусловлено наличием спаек и комиссур между створками митрального клапана, поэтому при открытии клапана возникает характерный щелкающий звук. Ритм перепела наиболее отчетливо выслушивается в точке проекции митрального клапана (в пятом межреберье под соском).

Добавочный тон начинается в диастолу и его можно услышать сразу после II тона. По-другому он называется ТОМК, или тоном открытия митрального клапана.

ритм перепела на ФКГ

Вместе с дополнительным тоном, при сужении митрального клапанного кольца более интенсивными становятся и первые два тона. Так, I тон усиливается за счет того, что левый желудочек вибрирует сильнее в силу меньшего потока крови в него, чем в норме.

То есть мышца создает более сильный звук. II тон усиливается за счет звука открытия клапанов легочной артерии.

Это обусловлено тем, что при митральном стенозе кровь не полностью поступает в желудочек, соответственно, в левом предсердии объем крови больше, чем в норме, а в приносящих в левое предсердие кровь легочных венах нарастает давление – формируется легочная гипертензия.

В условиях легочной гипертензии клапаны легочного ствола, наоборот, выносящие кровь из правого желудочка в артерии легких, захлопываются громче, чем обычно – II тон усиливается.

Буквенное обозначение мелодии сердца при ритме перепела:

– спать       –       по       –       ра       –       спать       –       по       –       ра
– I тон        –      II тон     –  доп. тон  –       I тон        –      II тон     –  доп. тон

При каких заболеваниях встречаются патологические ритмы сердца?

Исходя из вышесказанного, при аускультации сердца врач может заподозрить наличие той или иной патологии сердца у пациента.

1. Ритм галопа, как правило, может быть обусловлен:

  • острым инфарктом миокарда,
  • острым миокардитом (воспалением сердечной мышцы),
  • гипертрофией левого желудочка (при артериальной гипертонии, стенозе устья аорты ревматического или атеросклеротического генеза),
  • дилатационной кардиомиопатией (при ишемической болезни сердца),
  • острой левожелудочковой недостаточностью,
  • хронической левожелудочковой недостаточностью вследствие постинфарктного или постмиокардитического генеза.

2. Ритм перепела обусловлен стенозом левого атрио-вентрикулярного отверстия (митральным стенозом). Эта патология является приобретенным пороком сердца, развивающимся вследствие перенесенной острой ревматической лихорадки, скарлатины, ангины или хронического тонзиллита.

Какое обследование в дальнейшем необходимо?

В том случае, если врачу при осмотре удалось выслушать ритм галопа или ритм перепела, он должен направить пациента на дообследование. В первую очередь необходимо проведение ЭКГ и рентгенографии грудной клетки. Любое из перечисленных заболеваний можно выявить при выполнении данных методов (инфаркт – на ЭКГ, гипертрофия или дилатация сердца – на рентгенограмме и т. д.).

Для уточнения характера патологических тонов в сердце используется фонокардиография (ФКГ) – исследование, при котором с помощью микрофона усиливаются звуки тонов, а затем преобразуются в графическое изображение при помощи писчего устройства. ФКГ интерпретируется специалистом и помогает достоверно выяснить, чем обусловлены патологические звуковые феномены. Часто ФКГ проводится детям при подозрении на порок сердца.

Однако, полный клинический диагноз может быть установлен только после проведения визуализирующих методов диагностики – УЗИ (эхокардиоскопии) или КТ (МРТ, МСКТ) сердца. Данные методы позволяют с большой точностью установить тип порока, наличие кардиомиопатии или поствоспалительного рубца, а также локализацию патологических изменений.

Нужно ли лечить патологические ритмы?

Терапия при наличии патологических ритмов у больного необходима только после тщательного обследования и установки точного диагноза. Тип лечебного учреждения, где будет осуществляться лечение, зависит от основного заболевания.

Так, например, гипертония, приведшая к гипертрофии левого желудочка, может динамически наблюдаться в условиях поликлиники, а более тяжелая патология (инфаркт, миокардит, тяжелая сердечная недостаточность) обязательно должны лечиться в условиях стационара.

Митральный стеноз при впервые установленном диагнозе также требует дообследования и подбора терапии в стационаре, где будет определена необходимость хирургической коррекции порока.

В заключение следует отметить, что выслушивание патологических ритмов является высшим мастерством врача, которое приходит с опытом и требует постоянной практики. Поэтому врач, специализирующийся по терапии или кардиологии, при осмотре пациента должен уделять особое внимание аускультации грудной клетки.

Источник: //sosudinfo.ru/serdce/ritm-galopa-i-perepela/

Ваш Недуг
Добавить комментарий