Резидуальные психические расстройства

14.4. Резидуальные психические расстройства

Резидуальные психические расстройства

Рубрика «Резидуальное психическое расстройство и психическое расстройство с поздним (отставленным) дебютом» выделена в МКБ-10 для обозначения расстройств, вызванных психоактивными средствами, продолжающихся за пределами периода не­посредственного действия вещества и характеризующихся нарушениями познаватель­ных функций, личности или поведения.

Изменения психической деятельности, возника­ющие в результате хронического употребления ЛР, могут быть отнесены в эту рубрику и кодироваться как F18.7. Согласно диагностическим указаниям, возникновение расстрой­ства должно прямо соотноситься с употреблением средства и являться изменением или выраженным усилением предыдущего и нормального состояния.

Резидуальные психические расстройства при данной разновидности зависимости представлены тремя группами. К первой относятся лица с расстройством личности и поведения (рубрика F18.71 по МКБ-10). Во второй группе наряду с расстройством лич­ности и поведения наблюдаются когнитивные нарушения (рубрики F 18.71 и F 18.74). У больных третьей группы диагностируется деменция (F18.73).

Расстройство личности и поведения отвечает критериям органического расстрой­ства личности (F07.0), деменция — общим критериям деменции (введение к разделу F00-F09 МКБ-10).

Для кода «Другое стойкое когнитивное нарушение» в МКБ-10 нет четких диагностических указаний, отмечено лишь, что оно не отвечает критериям амнестиче-ского синдрома или деменции. Поэтому представляется целесообразным соотнести его с рубрикой F06.

7 — «Легкое когнитивное расстройство» (раздел F00-F09 «Органиче­ские, включая симптоматические, психические расстройства») и руководствоваться ее диагностическими указаниями.

При изучении зависимости разновидности резидуального психического расстрой­ства от стажа злоупотребления Л Р установлено, что в течение 2 лет их активного приема преимущественно формируются расстройства личности и поведения и стойкие когни­тивные нарушения. На 3-м году повышается риск развития деменции (Козырева, 2002).

У больных 1-й группы (расстройство личности или поведения) значительно снижа­ется способность к целенаправленной деятельности, появляется эмоциональная лабиль­ность: беспричинное веселье легко сменяется гипотимией, тревожностью, раздражи­тельностью. Эмоции становятся поверхностными, не контролируются. Эйфория лише­на истинного веселья, на ее фоне обнаруживается склонность к плоским, неадекватным шуткам. Периодически возникают необоснованные вспышки злобы, агрессии. Харак-

Резидуальныепсихические расстройства 365

терна недостаточностьвысших свойств личности: отсутствиеинтеллектуальных интере­сов,слабость нравственных установок,растормаживание инстинктов. Не соблюдаютсяобщепринятые нормы поведения, чтозачастую является причиной конфликтовс зако­ном.

Типична неспособность предвидетьпоследствия своих поступков. Больныене осо­знаютпроблем, создаваемых их поведениемокружающим, или пренебрегают ими.Ука­занныерасстройства сохраняются не менее 6месяцев, что является одним из критериевдиагностики.

С определеннойдолей условности у больных этой группыможно выделить два типа расстройстваличности и поведения — эксплозивный инеустойчивый. Для эксплозив­ного типасвойственны повышенная аффективнаявозбудимость, взрывчатость, склон­ностьк бродяжничеству, повышенная сексуальность,стремление к новым впечатлени­ям— «сенсорная жажда».

В компаниисверстников эти дети и подростки чащезанимают лидирующееположение, доказывая свое превосходствофизическим насилием, грубос­тью.

Неустойчивый тип расстройства личностии поведения характеризуется слабостьюволевой сферы,нестойкостью привязанностей,беззаботностью, отсутствием самолю­бияи целеустремленности, немотивированнойэйфорияностью, слабой реакцией напорицание инаказание. Ведущим мотивом поведениястановится получение сиюми­нутногоудовольствия.

Дети и подростки легкопопадают под чужое влияние, в компани­яхоказываются «на вторых ролях».Правонарушения совершаются ими изстремления утвердитьсяв референтной группе, заслужить уважениеболее сильных сверстников.

У больных 2-й группы(где расстройства личности и поведениясочетались с когни­тивныминарушениями) клинические выраженияличностных нарушений и поведения вцелом соответствуют таковым у пациентовпервой группы.

В дополнение к эксплозив­номуи неустойчивому типам здесь выявляетсяапатический тип расстройств личностии поведения,обозначенный пассивностью, вялостью,нежеланием чем-либо заниматься,безразличиемк окружающему.

У больных этой группы кличностным и поведенческим расстройствамприсоединяются когнитивные нарушения,что свидетельствуете следу­ющемэтапе формирования резидуальныхпсихических расстройств в результатеупо­требленияЛР. Клиника когнитивных нарушенийвключает ухудшение памяти, сообрази­тельности,сосредоточения внимания.

Больныеиспытывают затруднения при решениипроблемныхситуаций. Страдает пространственное иабстрактное мышление. Непре­меннымкритерием диагностики становитсяснижение результатовэкспериментально-психологическогоисследования интеллектуальных функций.

Во-первых, это одно из ди­агностическихтребований МКБ-10 для рубрики «Легкоекогнитивное расстройство». Во-вторых,такой подход позволяет отдифференцироватьсубъективно осознаваемые трудностиосмысления и запоминания, на которыежаловались практически все пациен­ты,от истинных нарушений когнитивныхфункций, регистрируемых лишь с помощьюэкспериментально-психологическогоисследования.

Больные 3-й группы,у которых диагностируется деменция,имеют настолько выра­женноеснижение интеллектуальных функций, чтоэто приводит к нарушению их адапта­циик повседневной жизни. Они утрачиваютнавыки самообслуживания, обнаруживаютнесвойственнуюим ранее неряшливость, теряют интереск окружающему. Нарушения памяти сочетаютсяс патологией мыслительных операций.

Страдают способности к аб­стракции,обобщению, выделению сходства и различия,формированию проблемно-решающегоповедения. Снижается способность крассуждению, пониманию, обуяе-нию.Речь становится замедленной, обедняетсясловарный запас, больные с трудомвер­бализуютсвои мысли. Страдает переключениевнимания, что проявляется трудностямив разговоре при переходе с однойтемы на другую.

Из эмоциональных нарушенийв

366

Зависимость от летучих растворителей

одних случаях на первый план выступают апатические проявления, которые здесь пре­обладают, в других — крайняя раздражительность, импульсивность, брутальность (эксп­лозивный тип), в третьих — повышенный фон настроения с оттенком эйфории и благо­душия, беззаботность (неустойчивый тип).

Заслуживают внимания данные относительно обратимости когнитивных наруше­ний и их функционального характера. Все дети и подростки отмечают, что в период активного употребления ЛР учились в школе «отвратительно», у них резко ухудшались память и сообразительность.

Они забывали таблицу умножения, не могли запомнить прочитанное, заучить короткое стихотворение, затруднялись в выполнении простых ариф­метических действий.

Из педагогической и медицинской документации становилось из­вестно, что в тот период при экспериментально-психологическом исследовании интел­лектуальных функций больные демонстрировали низкие, а порой крайне неудовлетво­рительные результаты тестов.

Тем не менее на момент обследования когнитивныенарушения выявляются не у всех больных, что может свидетельствовать об обратимом их характере у детей и подростков. Поскольку часть пациентов попадает на обследование вне периода активного употребления ЛР, их интеллектуальные функции могли суще­ственно улучшиться во время воздержания.

Кроме того, часто субъективные жалобы пациентов первой группы на плохую память, сообразительность, невозможность сосре­доточиться не находят объективного подтверждения при выполнении тестов. Вероятно, причина этих нарушений — не реальное снижение интеллектуальных функций само по себе, а личностные изменения, возникающие вследствие употребления ЛР: неусидчи­вость, слабоволие, недостаточная целеустремленность, быстрая истощаемость, утомля­емость. Это и не позволяет больным нормально справляться с учебой, создавая впечат­ление истинного интеллектуального снижения.

Представленные варианты резидуальных психических расстройств вследствие упо­требления ЛР, по сути, — стадии формирования психоорганического синдрома на осно­ве токсической энцефалопатии, вызванной хронической интоксикацией ингалянтами.

К проявлениям начального этапа относятся личностные и поведенческие расстройства (1-я группа, «Расстройство личности и поведения»), протекающие по эксплозивному и неустойчивому типам.

С ростом стажа злоупотребления ингалянтами к ним присоеди­няются субъективные жалобы больных на быструю утомляемость, затруднения при усвое­нии новой информации, ухудшение памяти, сообразительности, что не находит объек­тивного подтверждения при экспериментально-психологическом исследовании интел­лектуальных функций.

По этой причине данный период в развитии заболевания можно обозначить как этап функциональных когнитивных нарушений.

В то же время по резуль­татам тестов эти больные адекватно оценивают свои интеллектуальные способности (субъективно осознавая проблемы в этой сфере, они оценивают собственные умствен­ные возможности как низкие). Однако это не мешает им быть беззаботными, удовлетво­ренными собой, самостоятельными, независимыми.

Они склонны к быстрой смене на­строения, изменчивости интересов, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Часто бы­вают раздражительными, несдержанными, вспыльчивыми, не способны к самоконтролю в эмоционально значимых ситуациях. Несколько завышенными представляются и их са­мооценки характера, здоровья, успеха в жизни, особенно в связи с имеющимися пове­денческими и личностными нарушениями, что позволяет сделать вывод о некотором снижении критических ресурсов.

Результаты, полученные экспериментально-психологическими методиками при ис­следовании интеллектуально-мнестической деятельности испытуемых в динамике, по­зволяют квалифицировать следующий этап формирования психоорганического синд-

Лечение

367

рома — этап стойких когнитивных нарушений (2-я группа, «Расстройство личности и поведения. Стойкие когнитивные нарушения»). Здесь интеллектуальные показатели, по­лученные тестом Векслера, находятся на пограничном уровне.

Особенно снижены фун­кции оперативной памяти, внимания (активность, переключаемость, концентрация), общая понятливость, умение строить умозаключения с опорой на здравый смысл.При изначально нормальном состоянии невербальные функции интеллекта могут оста­ваться относительно сохранными.

Что же касается вербальных функций интеллекта, то, независимо от исходного преморбидного состояния, в результате употребления ЛР про­исходит их снижение до пограничного уровня. Расстройства личности и поведения в этой группе отличаются большей выраженностью.

Они укладываются в основном в рамки эксплозивного типа, хотя в этот период появляется апатический тип указанных расстройств личности и поведения. Результаты психологического тестирования свиде­тельствуют, что здесь происходит усугубление черт, свойственных больным первой груп­пы.

Усиливаются импульсивность, эмоциональная неуравновешенность, напряженность. Поведение характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызыва­ющим их стимулам. При этом растут уверенность в себе, удовлетворенность собствен­ным поведением.

Несмотря на снижение интеллектуальных показателей и усугубление поведенческих и личностных нарушений, самооценка ума, характера, здоровья, успеха в жизни остается на прежнем уровне. Эти результаты указывают на дальнейшее снижение критических ресурсов, однако у ряда больных имеет место осознание причин имеющих­ся нарушений, желание излечиться.

По мере прогрессирования заболевания происходит дальнейшее снижение интел­лектуальных показателей (3-я группа, «Деменция»). Они опускаются до уровня умствен­ной отсталости легкой степени, в основном за счет вербальных функций интеллекта.

На первый план выступают резкое сужение круга интересов, отсутствие активности и инициативы, пассивность и бездеятельность, что отражается и в результатах психологи­ческого тестирования. На этом фоне легко возникают кратковременные реакции раздра­жения, гневливости. Теряются навыки самообслуживания.

Преобладающими типами личностных расстройств здесь становятся апатический и эксплозивный. Критические способности резко снижены, больные не в состоянии адекватно оценивать имеющиеся у них нарушения, что проявляется в завышенных самооценках умственных способнос­тей, характера, успеха в жизни, излишней удовлетворенности собой.

Полностью отсут­ствует установка на излечение, прекращение употребления ЛР. В конечном итоге бо­лезнь приводит к личностной деградации и социальной дезадаптации детей и подрост­ков, делая их фактически беспомощными.

Источник: //studfile.net/preview/2224257/page:105/

Резидуальные психические расстройства

Резидуальные психические расстройства

Рубрика «Резидуальное психическое расстройство и психическое расстройство с поздним (отставленным) дебютом» выделена в МКБ-10 для обозначения расстройств, вызванных психоактивными средствами, продолжающихся за пределами периода не­посредственного действия вещества и характеризующихся нарушениями познаватель­ных функций, личности или поведения.

Изменения психической деятельности, возника­ющие в результате хронического употребления ЛР, могут быть отнесены в эту рубрику и кодироваться как F18.7. Согласно диагностическим указаниям, возникновение расстрой­ства должно прямо соотноситься с употреблением средства и являться изменением или выраженным усилением предыдущего и нормального состояния.

Резидуальные психические расстройства при данной разновидности зависимости представлены тремя группами. К первой относятся лица с расстройством личности и поведения (рубрика F18.71 по МКБ-10). Во второй группе наряду с расстройством лич­ности и поведения наблюдаются когнитивные нарушения (рубрики F 18.71 и F 18.74). У больных третьей группы диагностируется деменция (F18.73).

Расстройство личности и поведения отвечает критериям органического расстрой­ства личности (F07.0), деменция — общим критериям деменции (введение к разделу F00-F09 МКБ-10).

Для кода «Другое стойкое когнитивное нарушение» в МКБ-10 нет четких диагностических указаний, отмечено лишь, что оно не отвечает критериям амнестиче-ского синдрома или деменции. Поэтому представляется целесообразным соотнести его с рубрикой F06.

7 — «Легкое когнитивное расстройство» (раздел F00-F09 «Органиче­ские, включая симптоматические, психические расстройства») и руководствоваться ее диагностическими указаниями.

При изучении зависимости разновидности резидуального психического расстрой­ства от стажа злоупотребления Л Р установлено, что в течение 2 лет их активного приема преимущественно формируются расстройства личности и поведения и стойкие когни­тивные нарушения. На 3-м году повышается риск развития деменции (Козырева, 2002).

У больных 1-й группы (расстройство личности или поведения) значительно снижа­ется способность к целенаправленной деятельности, появляется эмоциональная лабиль­ность: беспричинное веселье легко сменяется гипотимией, тревожностью, раздражи­тельностью. Эмоции становятся поверхностными, не контролируются. Эйфория лише­на истинного веселья, на ее фоне обнаруживается склонность к плоским, неадекватным шуткам. Периодически возникают необоснованные вспышки злобы, агрессии. Харак-

Резидуальные психические расстройства 365

терна недостаточность высших свойств личности: отсутствие интеллектуальных интере­сов, слабость нравственных установок, растормаживание инстинктов. Не соблюдаются общепринятые нормы поведения, что зачастую является причиной конфликтов с зако­ном.

Типична неспособность предвидеть последствия своих поступков. Больные не осо­знают проблем, создаваемых их поведением окружающим, или пренебрегают ими. Ука­занные расстройства сохраняются не менее 6 месяцев, что является одним из критериев диагностики.

С определенной долей условности у больных этой группы можно выделить два типа расстройства личности и поведения — эксплозивный и неустойчивый. Для эксплозив­ного типа свойственны повышенная аффективная возбудимость, взрывчатость, склон­ность к бродяжничеству, повышенная сексуальность, стремление к новым впечатлени­ям — «сенсорная жажда».

В компании сверстников эти дети и подростки чаще занимают лидирующее положение, доказывая свое превосходство физическим насилием, грубос­тью.

Неустойчивый тип расстройства личности и поведения характеризуется слабостью волевой сферы, нестойкостью привязанностей, беззаботностью, отсутствием самолю­бия и целеустремленности, немотивированной эйфорияностью, слабой реакцией на порицание и наказание. Ведущим мотивом поведения становится получение сиюми­нутного удовольствия.

Дети и подростки легко попадают под чужое влияние, в компани­ях оказываются «на вторых ролях». Правонарушения совершаются ими из стремления утвердиться в референтной группе, заслужить уважение более сильных сверстников.

У больных 2-й группы (где расстройства личности и поведения сочетались с когни­тивными нарушениями) клинические выражения личностных нарушений и поведения в целом соответствуют таковым у пациентов первой группы.

В дополнение к эксплозив­ному и неустойчивому типам здесь выявляется апатический тип расстройств личности и поведения, обозначенный пассивностью, вялостью, нежеланием чем-либо заниматься, безразличием к окружающему.

У больных этой группы к личностным и поведенческим расстройствам присоединяются когнитивные нарушения, что свидетельствуете следу­ющем этапе формирования резидуальных психических расстройств в результате упо­требления ЛР. Клиника когнитивных нарушений включает ухудшение памяти, сообрази­тельности, сосредоточения внимания.

Больные испытывают затруднения при решении проблемных ситуаций. Страдает пространственное и абстрактное мышление. Непре­менным критерием диагностики становится снижение результатов экспериментально-психологического исследования интеллектуальных функций.

Во-первых, это одно из ди­агностических требований МКБ-10 для рубрики «Легкое когнитивное расстройство». Во-вторых, такой подход позволяет отдифференцировать субъективно осознаваемые трудности осмысления и запоминания, на которые жаловались практически все пациен­ты, от истинных нарушений когнитивных функций, регистрируемых лишь с помощью экспериментально-психологического исследования.

Больные 3-й группы, у которых диагностируется деменция, имеют настолько выра­женное снижение интеллектуальных функций, что это приводит к нарушению их адапта­ции к повседневной жизни. Они утрачивают навыки самообслуживания, обнаруживают несвойственную им ранее неряшливость, теряют интерес к окружающему. Нарушения памяти сочетаются с патологией мыслительных операций.

Страдают способности к аб­стракции, обобщению, выделению сходства и различия, формированию проблемно-решающего поведения. Снижается способность к рассуждению, пониманию, обуяе-нию. Речь становится замедленной, обедняется словарный запас, больные с трудом вер­бализуют свои мысли. Страдает переключение внимания, что проявляется трудностями в разговоре при переходе с одной темы на другую.

Из эмоциональных нарушений в

Зависимость от летучих растворителей

одних случаях на первый план выступают апатические проявления, которые здесь пре­обладают, в других — крайняя раздражительность, импульсивность, брутальность (эксп­лозивный тип), в третьих — повышенный фон настроения с оттенком эйфории и благо­душия, беззаботность (неустойчивый тип).

Заслуживают внимания данные относительно обратимости когнитивных наруше­ний и их функционального характера. Все дети и подростки отмечают, что в период активного употребления ЛР учились в школе «отвратительно», у них резко ухудшались память и сообразительность.

Они забывали таблицу умножения, не могли запомнить прочитанное, заучить короткое стихотворение, затруднялись в выполнении простых ариф­метических действий.

Из педагогической и медицинской документации становилось из­вестно, что в тот период при экспериментально-психологическом исследовании интел­лектуальных функций больные демонстрировали низкие, а порой крайне неудовлетво­рительные результаты тестов.

Тем не менее на момент обследования когнитивные нарушения выявляются не у всех больных, что может свидетельствовать об обратимом их характере у детей и подростков. Поскольку часть пациентов попадает на обследование вне периода активного употребления ЛР, их интеллектуальные функции могли суще­ственно улучшиться во время воздержания.

Кроме того, часто субъективные жалобы пациентов первой группы на плохую память, сообразительность, невозможность сосре­доточиться не находят объективного подтверждения при выполнении тестов. Вероятно, причина этих нарушений — не реальное снижение интеллектуальных функций само по себе, а личностные изменения, возникающие вследствие употребления ЛР: неусидчи­вость, слабоволие, недостаточная целеустремленность, быстрая истощаемость, утомля­емость. Это и не позволяет больным нормально справляться с учебой, создавая впечат­ление истинного интеллектуального снижения.

Представленные варианты резидуальных психических расстройств вследствие упо­требления ЛР, по сути, — стадии формирования психоорганического синдрома на осно­ве токсической энцефалопатии, вызванной хронической интоксикацией ингалянтами.

К проявлениям начального этапа относятся личностные и поведенческие расстройства (1-я группа, «Расстройство личности и поведения»), протекающие по эксплозивному и неустойчивому типам.

С ростом стажа злоупотребления ингалянтами к ним присоеди­няются субъективные жалобы больных на быструю утомляемость, затруднения при усвое­нии новой информации, ухудшение памяти, сообразительности, что не находит объек­тивного подтверждения при экспериментально-психологическом исследовании интел­лектуальных функций.

По этой причине данный период в развитии заболевания можно обозначить как этап функциональных когнитивных нарушений.

В то же время по резуль­татам тестов эти больные адекватно оценивают свои интеллектуальные способности (субъективно осознавая проблемы в этой сфере, они оценивают собственные умствен­ные возможности как низкие). Однако это не мешает им быть беззаботными, удовлетво­ренными собой, самостоятельными, независимыми.

Они склонны к быстрой смене на­строения, изменчивости интересов, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Часто бы­вают раздражительными, несдержанными, вспыльчивыми, не способны к самоконтролю в эмоционально значимых ситуациях. Несколько завышенными представляются и их са­мооценки характера, здоровья, успеха в жизни, особенно в связи с имеющимися пове­денческими и личностными нарушениями, что позволяет сделать вывод о некотором снижении критических ресурсов.

Результаты, полученные экспериментально-психологическими методиками при ис­следовании интеллектуально-мнестической деятельности испытуемых в динамике, по­зволяют квалифицировать следующий этап формирования психоорганического синд-

Лечение

рома — этап стойких когнитивных нарушений (2-я группа, «Расстройство личности и поведения. Стойкие когнитивные нарушения»). Здесь интеллектуальные показатели, по­лученные тестом Векслера, находятся на пограничном уровне.

Особенно снижены фун­кции оперативной памяти, внимания (активность, переключаемость, концентрация), общая понятливость, умение строить умозаключения с опорой на здравый смысл. При изначально нормальном состоянии невербальные функции интеллекта могут оста­ваться относительно сохранными.

Что же касается вербальных функций интеллекта, то, независимо от исходного преморбидного состояния, в результате употребления ЛР про­исходит их снижение до пограничного уровня. Расстройства личности и поведения в этой группе отличаются большей выраженностью.

Они укладываются в основном в рамки эксплозивного типа, хотя в этот период появляется апатический тип указанных расстройств личности и поведения. Результаты психологического тестирования свиде­тельствуют, что здесь происходит усугубление черт, свойственных больным первой груп­пы.

Усиливаются импульсивность, эмоциональная неуравновешенность, напряженность. Поведение характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызыва­ющим их стимулам. При этом растут уверенность в себе, удовлетворенность собствен­ным поведением.

Несмотря на снижение интеллектуальных показателей и усугубление поведенческих и личностных нарушений, самооценка ума, характера, здоровья, успеха в жизни остается на прежнем уровне. Эти результаты указывают на дальнейшее снижение критических ресурсов, однако у ряда больных имеет место осознание причин имеющих­ся нарушений, желание излечиться.

По мере прогрессирования заболевания происходит дальнейшее снижение интел­лектуальных показателей (3-я группа, «Деменция»). Они опускаются до уровня умствен­ной отсталости легкой степени, в основном за счет вербальных функций интеллекта.

На первый план выступают резкое сужение круга интересов, отсутствие активности и инициативы, пассивность и бездеятельность, что отражается и в результатах психологи­ческого тестирования. На этом фоне легко возникают кратковременные реакции раздра­жения, гневливости. Теряются навыки самообслуживания.

Преобладающими типами личностных расстройств здесь становятся апатический и эксплозивный. Критические способности резко снижены, больные не в состоянии адекватно оценивать имеющиеся у них нарушения, что проявляется в завышенных самооценках умственных способнос­тей, характера, успеха в жизни, излишней удовлетворенности собой.

Полностью отсут­ствует установка на излечение, прекращение употребления ЛР. В конечном итоге бо­лезнь приводит к личностной деградации и социальной дезадаптации детей и подрост­ков, делая их фактически беспомощными.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: //studopedia.ru/4_123636_rezidualnie-psihicheskie-rasstroystva.html

Резидуальные психотические расстройства

Резидуальные психические расстройства

Медицинская выставка KIHE 2020

  • Версия для печати
  • Скачать или отправить файл

Рекомендовано Экспертным советом РГП на ПХВ «Республиканский центр развития здравоохранения» Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от «15» сентября 2015 года

Протокол № 9

 

Название протокола: Резидуальные психотические расстройства

Резидуальные психотические расстройства – группа психических расстройств, клиническая картина которых определяется остаточными (резидуальными) постпсихотическими проявлениями.

Объединяет, по существу, синдромальные состояния, представленные продуктивными психопатологическими симптомами, актуальность которых (т.е.

непосредственное влияние на поведение) для больного снижена или отсутствует, вследствие терапевтического воздействия или аутохтонных механизмов [рабочее определение].

 
Код протокола

Код МКБ-10:

F06.х  Органические психоза (период ремиссии).F20.x  Все типы шизофрении (период ремиссии).F22.0  Хроническое бредовое расстройство (период ремиссии).F23.х  Острые полиморфные психозы (период ремисссии).F53.1 Тяжелые психические расстройства и расстройства поведения, связанные с послеродовым периодом, не классифицированные в других рубриках (ремиссия). 

Сокращения, используемые в протоколе:

АЛТ –аланинаминотрансферазаАСТ –аспартатаминотрансферазаВВК –военно-врачебная комиссияВ\м –внутримышечноВ\в –внутривенноКТ –компьютерная томографияЛС –лекарственные средстваМЗСР –Министерство здравоохранения и социального развитияМНН –международное непатентованное название (генерическое название)МРТ –магнитно-резонансная томографияМСЭК –медико-социальная экспертная комиссияОАК –общий анализ кровиОАМ –общий анализ мочиОКИ –острые кишечные инфекцииПЭТ –позитронно-эмиссионная томографияРЭГ –реоэнцефалографияРК –Республика КазахстанР-р –растворСИОЗС –селективные ингибиторы обратного захвата серотонинаСПЭК –судебно-психиатрическая экспертная комиссияЭКГ –электрокардиограммаЭПО –экспериментально-психологическое обследованиеЭЭГ –электроэнцефалограммаЭхоЭГ – эхоэлектроэнцефалограммаПМСП –первичная медико-санитарная помощь

 
Дата разработки протокола: 2015 год. 

Категория пациентов: взрослые, дети, беременные.

 

Пользователи протокола: врачи-психиатры (детские психиатры, наркологи, психотерапевты) врачи ПМСП.

 Оценка на степень доказательности приводимых рекомендаций.

Шкала уровня доказательности:

А Высококачественный мета-анализ, систематический обзор РКИ или крупное РКИ с очень низкой вероятностью (++) систематической ошибки результаты которых могут быть распространены на соответствующую популяцию.
В Высококачественный (++) систематический обзор когортных или исследований случай-контроль или Высококачественное (++) когортных или исследований случай-контроль с очень низким риском систематической ошибки или РКИ с невысоким  (+) риском систематической ошибки, результаты которых могут быть распространены на соответствующую популяцию.
С Когортное или исследование случай-контроль или контролируемое исследование без рандомизации с невысоким риском систематической ошибки (+). Результаты, которых могут быть распространены на соответствующую  популяцию или РКИ с очень низким или невысоким риском систематической ошибки (++ или +), результаты которых не могут быть непосредственно распространены на соответствующую популяцию.
D Описание серии случаев или неконтролируемое исследование или мнение экспертов.
GPP Наилучшая фармацевтическая практика.

 

Мобильное приложение “MedElement”

Скачать приложение для ANDROID 

Мобильное приложение “MedElement”

Скачать приложение для ANDROID 

Клиническая классификация: нет

Диагностические критерии[1,8-10]: 

Жалобы и анамнез:

Жалобы: нарушения восприятия, ощущение преследования.

Анамнез:

Общие симптомы (должны определяться исключительно в анамнезе):

На протяжении большей части психотического эпизода длительностью не менее одного месяца (или в течение какого-либо времени в большинстве дней) должны отмечаться минимум один из признаков, перечисленных в перечне (1), или минимум два признака из перечня (2).

1) Минимум один из следующих признаков:

Источник: //diseases.medelement.com/disease/%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D0%B4%D1%83%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0/14402

Резидуально-органические пограничные нервно-психические расстройства

Резидуальные психические расстройства

7. Резидуальноорганическиепограничныенервнопсихическиерасстройства

Резидуально-органическими считаются разнообразные нервно-психические расстройства у детей и подростков, вызванные относительно стойкими последствиями перенесенных ранее органических повреждений головного мозга (Ковалев В.В., 1979).

Основное место среди резидуально-органических нервно-психических расстройств занимают последствия ранних органических повреждений головного мозга, имевших место в дородовом периоде, родах и в первые 3 года жизни (гипоксия, ишемия, кровоизлияния, интоксикации, нейроинфекции, гемолитическая болезнь новорожденных).

В отношении того, какой период постнатального развития следует считать ранним, существуют разные мнения. Некоторые исследователи полагают, что таким периодом является возраст до 1 года (Lempp R., 1974). Если принять, что дифференциация слоев коры большого мозга завершается к 7 годам (Филимонов Н.Н.

, 1922), то ранним следовало бы, вероятно, считать возраст до 7 лет.

Речь идет не о схоластической, а о конкретной и очень сложной проблеме. Она сводится в основном к технологии определения удельного веса дизонтогенетических и дефицитарно-органических расстройств, возникших у ребенка после окончания органического процесса.

Очевидно, чем раньше оно возникло, тем более значительным будет удельный вес проявлений психического дизонтогенеза. Кроме того, его проявления будут, скорее всего, разнообразными.

Например, у маленьких детей могут быть такие варианты: умственная отсталость, инфантилизм, преходящая или стойкая задержка психического развития, задержка развития отдельных психологических функций, органический аутизм.

У детей постарше число вариантов и тяжесть проявлений собственно дизонтогенеза по мере взросления, теоретически, постепенно сокращаются, а собственно резидуальная симптоматика ограничивается в основном слабоумием, психоорганическим и церебрастеническим синдромами.

Считается установленным, что резидуально-органическая недостаточность ЦНС обнаруживает зависимость от возраста, в котором имело место органическое заболевание: чем раньше оно произошло, тем более тяжелой, при прочих равных условиях, является резидуальная симптоматика.

В целом же число комбинаций проявлений дизонтогеза, с одной стороны, и симптомов органического психического дефицита – с другой, не поддается точному определению, тем более что в симптомообразовании принимают участие и другие факторы, такие как наследственность, наследственное и конституциональное предрасположение к развитию патологии, внешние механические, физические, химические и психотравмирующие факторы, воспитание, обучение и др.

Термин «резидуальный» не означает, что остаточные явления являются сугубо статическими. Они могут претерпевать определенную динамику – это прежде всего регредиентная динамика, при которой преобладают процессы репарации и поступательного развития. Так, по данным катамнестического исследования (Аксентьев С.Б.

, Барабаш М.Н. с соавт., 1965), 39,4% пациентов с ранее установленным диагнозом «резидуально-органическая недостаточность ЦНС» спустя несколько лет оказались практически здоровыми. Состояние может быть относительно стационарным и в той или иной степени компенсируемым.

Чем более хрупкой является компенсация, тем легче возникают состояния декомпенсации с разной клинической картиной. Динамика может быть негативной, если пациент часто или постоянно подвергается влиянию других неблагоприятных обстоятельств.

Наконец, при участии резидуально-церебральной недостаточности и дополнительных воздействий в том или ином возрасте может проявиться наследственная, конституциональная и/или приобретенная предрасположенность к развитию определенного психического, неврологического или соматического заболевания.

Важно учесть также, что, накладываясь на резидуальный фон, повторные органические повреждения могут приводить к более серьезным последствиям.

Распространенность резидуальной недостаточности ЦНС у детей и подростков представляют по-разному, в зависимости от различий в подходах к их распознаванию. Так, в книге «Заболеваемость городского населения и нормативы лечебно-профилактической помощи» (1967) приводятся такие сведения (на 1000 детей и подростков).

У мальчиков: в возрасте 1–2 лет – 3,2; от 3 до 6 лет – 2,9; от 7 до 12 лет – 7,2; от 13 до 15 лет – 7,6; от 16 до 19 лет – 4,9. У девочек: в возрасте от 3 до 6 лет – 1,4; от 7 до 12 лет – 3,6; от 13 до 15 лет – 8,1; от 16 до 19 лет – 4,9.

Эти данные указывают на недостаточную выявляемость данной патологии у детей раннего возраста и о преобладании ее у мальчиков.

Зарубежные исследователи приводят более высокие показатели. По F. Enke (1955), распространенность данной патологии в общей популяции составляет 6,5%, по R. Lempp (1974) – 17,9% (у детей школьного возраста). У детей с трудностями школьной адаптации и невротическими реакциями резидуальная патология выявляется чаще – от 32 до 93%. В.В.

 Ковалев указывает, что такие показатели – результат гипердиагностики, возникающей из-за переоценки диагностического значения отдельных показателей (неврологических микросимптомов, данных ЭЭГ, проявлений недостаточности общей или речевой моторики, данных анамнеза), которые почти с такой же частотой встречаются в контрольных исследованиях здоровых детей.

Существуют разные систематики резидуально-органических нервно-психических расстройств у детей и подростков. Далее кратко представлены клинические варианты таких расстройств согласно патогенетической систематике В.В. Ковалева (1979):

  1. преимущественно дизонтогенетические формы;
  2. преимущественно энцефалопатические формы;
  3. формы смешанного патогенеза (энцефалопатически-дизонтогенетического).

Подробные описания ряда упоминаемых далее расстройств приводятся во 2-й и 3-й частях настоящей книги (см. оглавление). Некоторые расстройства представлены в настоящем разделе вслед за систематикой резидуально-органической недостаточности ЦНС.

Вернуться к Содержанию

Источник: //psyclinic-center.ru/biblioteka-kliniki/kniga-psikhiatria-det-i-podr/rezidualno-organicheskie-pogranichnye-nervno

➤ Что такое ЗПР на резидуально органическом фоне – разъяснение

Резидуальные психические расстройства

Органическое психическое расстройство, также известное как резидуально-органическое расстройство или органический мозговой синдром, представляет собой состояние, при котором психические или поведенческие нарушения развиваются вследствие дисфункции головного мозга. Шизофрения, биполярное расстройство, тревожные расстройства, ЗПР, ЗПРР, депрессия и аутизм — все это примеры органических психических расстройств.

Причины развития резидуальной ЗПР

ЗПР резидуально-органического генеза — это нарушения, которые могут быть вызваны:

  • травмой или заболеванием, поражающим ткани мозга;
  • химическими или гормональными нарушениями;
  • воздействием токсичных материалов;
  • неврологическими нарушениями или аномальные изменениями, связанными со старением;
  • заболеваниями печени, почек или щитовидной железы;
  • дефицитом витаминов.

Сотрясения, сгустки крови или кровотечение в мозгу или вокруг него от травмы могут привести к органическому мозговому синдрому. Низкое содержание кислорода в крови, большое количество углекислого газа в организме, инсульты, инфекции мозга и сердечные инфекции также могут привести к органическому психическому расстройству.

Дегенеративные расстройства, такие как болезнь Паркинсона, болезнь Альцгеймера, болезнь Хантингтона и рассеянный склероз, также могут быть способствующими факторами.

Органические психические расстройства: условия и симптомы

Симптомы органических психических расстройств варьируются в зависимости от типа расстройства, от которого страдает пациент. Например:

  • Те, кто страдает биполярным расстройством, будут испытывать сильные перепады настроения, начиная от чувства эйфории до чувства отчаяния.
  • У тех, кто страдает аутизмом, будут проблемы с социальным развитием.
  • Люди с диагнозом шизофрения часто испытывают бред и галлюцинации.

Квалифицированный психиатр может точно определить тип органического психического расстройства, от которого страдает пациент, на основании представленных симптомов.

В некоторых случаях органические психические расстройства могут быть диагностированы с помощью анализов крови, ЭЭГ, МРТ и КТ.

К сожалению, лабораторные тесты не всегда могут диагностировать ЗПР на резидуально-органическом фоне, и пациенты должны полагаться на оценку квалифицированного психиатра, чтобы получить точный диагноз.

Психиатр может оценить пациента, предоставив всестороннюю психологическую оценку и попросив пациента дать ответы на различные вопросники.

Лечение органических психических расстройств

Лечение органических психических расстройств зависит от основной причины. Можно назначать медикаментозное лечение или реабилитационную терапию, чтобы помочь пациентам восстановить функции в частях мозга, пораженных ОПР.

Совет: для того чтобы снизить процент отставания ребенка в психическом и речевом развитии рекомендуется окружить его положительными эмоциями, вниманием, любовью, а также активной речевой средой: сказки, мультфильмы, песни, чтение книг, комментирование своих действий (для выработки у ребенка предметно-личностных связей).

Типы ЗПР на резидуально-органическом фоне:

  • кататоническое — для них характерны проблемы, связанные с двигательными навыками или неисправностью мышц;
  • расстройство настроения — глубокие эмоциональные проблемы могут быть вызваны органическим расстройством настроения, которое может вызвать депрессию или манию;
  • тревожное — те, у кого есть проблемы с беспокойством в общественных местах;
  • диссоциативное — характеризуется проблемами с осознанием, идентичностью, памятью, восприятием или их сочетанием;
  • эмоционально-лабильное — дикие перепады настроения в обоих направлениях;
  • личностное — связаны с проблемами, которые приводят к тому, что люди не вписываются в большую часть общества в экстремальной форме;
  • постконтузионный синдром — проблемы, которые могут возникнуть после сотрясения мозга из-за удара по голове;
  • неуточненное – весь спектр синдромов, которые не упомянуты выше, могут быть классифицированы как неуточненные, но они столь же серьезны.

Резидуальная ЗПР: отзывы

Все отзывы для составления таблицы были взяты со следующих интернет-площадок: //deti.mail.ru/forum/zdorove/detskoe_zdorove/zrr_na_rezidualno_organicheskom_fone/, //www.babyblog.ru/theme/rezidualnyi-eto.

ПоложительныеОтрицательные
Я очень сильно переболела в период беременности, из-за чего сильно пострадала моя дочь. Мы с самого рождения заметно отставали в развитии.

Когда все детки нашего возраста активно пытались перевернуться на живот или сесть, мы просто лежали и не проявляли малейшего интереса даже к погремушкам. Уже тогда мы всполошились и начали искать «нашего» врача.

Сегодня нам 3, и мы только научились самостоятельно держать ложку в руках, пошли мы в 2,5 года, а сами вставать с пола научились в 2,7. За каждый навык у нас идет настоящая борьба, но мы верим, что комплексная терапия покажет более эффективные результаты. Мамочки, выдержки вам и настойчивости. (Алла)

Еще терапии разные понимаю, а вот медикаментами пичкать – категорически нет! (Рита)
ЗПР у нас начала проявляться после того, как сын в годовалом возрасте упал и сильно ударился головой, было сотрясение. После этого у нас пропала речь моментально и забылись напрочь навыки самообслуживания. Мы все проходили сначала. Сегодня нам 4 и у нас все хорошо. Кстати, иппотерапия и медикаментозное лечение творит чудеса. (Соня)Часто детей с резидуальной ЗПР пичкают ноотропами или седативными средствами, которые просто затормаживают развитие и полностью убивают возможность концентрировать внимание. Просто уделяйте ребенку больше времени и не пичкайте лекарствами. (Анна)
У нас причина всему генетическая предрасположенность, и да, мы постоянно на препаратах, которые меняются курс за курсом, пока принимаем лекарства – видим результат, делаем перерыв и наблюдается остановка в развитии. А каждая болезнь откатывает все наши достижения существенно назад. Ждем, когда выпустят более мощные лекарства для питания и стимуляции работы мозга. (Галина)У нас была гематома в голове после рождения, которая рассосалась самостоятельно, но врачи так и норовили что-то выписать, особенно седативные препараты, а я настойчиво отказывалась. И сейчас у нас заметны признаки ЗПР, но мы боремся успешно с ними за счет АВА-терапии. Привыкли пичкать детей таблетками при любом отклонении от нормы. (Алиса)
Важно не пускать все на самотек и обязательно все получится. Кстати, при отсутствии коррекционной работы состояние ребенка при резидуальной ЗПР только усугубиться и усложниться более серьезными заболеваниями. (Нина)Ну поставили нам диагноз, ну расписали какие нужно посещать терапии, а какая на эти занятия цена – просто неподъемная для среднестатистической семьи. Именно поэтому приходится усиленно заниматься дома, что не так эффективно. (Ирина)
У нас сын до 2 лет вообще молчал, поставили диагноз резидуальная ЗПР, подобрали курс лечения и терапий, полгода ни одного сдвига, а потом прорвало и начал наполнять свой словарный запас как губка. Лечение – это очень важно. (Галина)У нас в городе ни в детские сады не берут с диагнозом ЗПР вне зависимости от фона заболевания, ни в школы. Всплывает вопрос, а как нам своих деток социализировать и развивать. Как всегда, дети с особенностями никому не нужны. (Яна)

Вывод

Хотя не существует лекарства от органических психических расстройств, многие из этих состояний можно лечить с помощью сеансов психотерапии и рецептурных лекарств.

К сожалению, не все пациенты будут реагировать на лечение одинаково. В большинстве случаев, прежде чем лечение начнет действовать, пройдут недели или даже месяцы. В некоторых случаях препараты могут оказать незначительное влияние на симптомы, вызванные органическим психическим расстройством.

— Задержка психического развития (ЗПР)

Источник: //autizmy-net.ru/zpr-rezidualno-organicheskogo-geneza-simptomyi-diagnostika-lechenie/

Ваш Недуг
Добавить комментарий