Речь моторная

Вопрос 15 Речь. Развитие сенсорной и моторной речи. Первичные ые реакции. Речевое подражание. Развитие речи. Степени интеграции слова

Речь моторная

Развитие речевой деятельности – многоступенчатый процесс.

Ребенок рождается с набором морфологических структур, обеспечивающих в более позднем возрасте (в течение первых 3 лет жизни) формирование функции речи.

Сам процесс развития речи делят на подготовительный период, включающий крик, гуление и лепет; период понимания речи взрослых и использование в активной речи слов-предложений: овладение фразовой речью.

Сенсорная речь развивается у ребенка в возрасте 7-8 мес. К 1 году он знает названия многих (нескольких десятков) действий, понимает значения слов «нельзя», «можно», «дай», «покажи», имен близких ему людей, названия игрушек.

Слова приобретают смысл, становятся компонентом мышления. Постепенно доминирующее значение приобретает само слово как определенное сочетание речевых звуков. Для овладения смысловым составом речи необходимо образование связей между словами и относящимися к ним предметами.

Эти связи формируются взрослыми путем связывания конкретных предметов и действий с обозначающими их словами, а также за счет стимуляции активной речевой деятельности ребенка.

Речь ребенка начинается с произнесения первых слов; произношение очень несовершенно, комбинации речевых звуков вначале лишь отдаленно напоминают слова, которые они должны обозначать. Однако ребенок вкладывает в них конкретный смысл – это так называемые слова-предложения.

Ребенок употребляет слово МА-МА, когда мать пришла, когда мать уходит. В этом же возрасте появляются звукоподражательные слова типа АВ-АВ (собака), ТИК-ТАК (часы) и т.д.

Моторная речь начинает развиваться в возрасте 10-12 мес, к 1 году словарный запас составляет обычно SO-12 слов. Слово становится сильным сигналом и приобретает самостоятельное значение.

К концу 1-го года жизни ребенок произносит по системе языка фонемы; которые он слышит как в речи взрослого, так и в своих звуках гуления (гласные звуки типа А, Б, У) и лепета (согласные типаМ, П, Т). Остальные фонемы (все шипящие, звукР) произносятся ребенком позже – на 2-3-м году жизни.

Первые слова, произносимые ребенком в порядке подражания, относятся не к конкретному предмету, а к ситуации в целом. Так, в возрасте 8-10 мес отдельные предметы и объекты внешней среды дети еще не выделяют.

Хотя они в этом возрасте произносят слоги «па», «ма», оказывается, что платье мамы и ее кровать -тоже «ма», а ту же маму (свою маму), но в новой одежде или в необычном окружении ребенок может не узнать.

Ребенок в этом возрасте может понимать запрет, разрешение, другие простые инструкции.

В развитии речи чрезвычайно важную роль играет также двигательный анализатор. В речи, как было отмечено выше, различают две стороны процесса: понимание (сенсорная речь) и артикуляция (моторная речь).

Понимание речи физиологически может быть определено как приобретение сигнального значения услышанных слов. Различение звуков речи основывается не только на анализе проприоцептивных импульсов с артикулярного аппарата.

Оказывается, участие неречевых мышечных групп (например, рук) тоже облегчает анализ звуковой речи, особенно тонких движений пальцев, происходит формирование так называемой «думающей руки».

В формировании речи важнейшую роль играет также звуковое подражание. Одновременно устанавливается связь слова со свойствами обозначаемого предмета.

При этом процесс идет более успешно, если произнесение слова подкрепляется определенным действием.

Например, чтобы обучить ребенка новому для него слову «сахар», необходимо предварительно ознакомить его с видом и формой предмета, подкрепляя это воздействие вкусовым раздражением.

На 3-м году жизни отрабатывается правильное произношение фонем, усваиваются первые грамматические формы, появляются многословные фразы, придаточные предложения, а к концу 3-го года жизни – соединительные союзы и местоимения. Это свидетельствует об овладении речедвигательными алгоритмами родного языка.

Основное формирование функциональной речевой системы заканчивается, однако совершенствование ее продолжается на 4-м и 5м годах жизни. Ребенок произносит длинные фразы, монологи, применяет условную форму придаточных предложений. Это период вопросов «Почему?».

Возможно овладение чтением и письмом.

Развитие обобщающей функции слова. У детей ясельного возраста быстро развивается обобщающая функция слова.

В возрасте 1 года слово эквивалентно одному конкретному предмету: «ляля» – только данная кукла; в 2 года слово эквивалентно нескольким однородным предметам (все куклы), ребенок на слово отвечает словом, четко сформирована повелительная форма обращения (иди, дай), поскольку это имеет для ребенка важное значение; в 3 года слово объединяет несколько разнородных предметов (кукла, паровоз, машина – все это игрушки); в 4-5 лет слово объединяет несколько разнородных групп предметов (игрушки, одежда, мебель – все это вещи).

Итак, период до 3 лет является наиболее оптимальным периодом становления и формирования речи. Подтверждением этому могут быть случаи с похищением и последующим воспитанием детей зверями.

Полноценного формирования речи у таких детей не происходило и после их возвращения в человеческое общество.

Главным в психическом статусе и физическом развитии трехлетнего ребенка является то, что он успешно обучается речи и самообслуживанию, выделяя себя из окружающей среды, т.е. начинает оценивать себя как личность.

Следует отметить, что девочки овладевают моторной речью раньше мальчиков. Наиболее яркие переходные периоды в развитии детей наблюдаются в 3 и 7 лет и, кроме того, у девочек в 11-15 лет, а у мальчиков – в 13-17 лет. Эти переходные периоды называют кризисами (лучше их называть критическими периодами).

Источник: //studopedia.net/14_9003_vopros--rech-razvitie-sensornoy-i-motornoy-rechi-pervichnie-golosovie-reaktsii-rechevoe-podrazhanie-razvitie-rechi-stepeni-integratsii-slova.html

Психология воли

Речь моторная

Различают несколько видов нарушений речи, связанных с расстройством произвольной регуляции: эфферентную моторную афазию, афферентную моторную афазию, динамическую афазию.

Эфферентная моторная афазия возникает при поражении нижних отделов коры премоторной области (передней оперкулярной зоны) – поля 44 и частично поля 45, т. е.

«зоны Брока», названной по имени ученого, впервые описавшего моторное нарушение речи у больного с данным поражением мозга. При полном разрушении этой зоны больные не могут произнести практически ни одного слова.

При попытке что-либо сказать они произносят нечленораздельные звуки. В то же время они понимают обращенную к ним речь.

При менее грубых поражениях этой зоны коры возможность артикулировать звуки речи сохраняется, однако страдает собственно двигательная организация речевого акта, четкая последовательность речевых движений («кинетическая мелодия», как писал А. Р. Лурия).

Данная форма афазии служит одним из симптомов левополушарных премоторных нарушений движений (кинетической апраксии), при которых главный дефект проявляется в трудности переключения с одного движения на другое, и, как следствие этого, в трудности выполнения серийных двигательных актов.

При попытке произнести слово больные не могут переключиться с одного слога на другой, в результате чего возникают речевые персеверации. Они проявляются как в активной спонтанной речи и при повторении слов, так и при письме. Отдельные звуки и даже отдельные слоги больные произносят верно, но они не способны слить их в слово из-за инертности уже произнесенных элементов речи.

Афферентную моторную афазию как самостоятельную форму нарушений речи выделил А. Р. Лурия.

Это расстройство возникает при поражении нижних отделов теменной области (поле 40) левого полушария, вследствие чего нарушается кинестетическая речевая афферентация.

Это приводит к невозможности анализировать афферентные сигналы, поступающие от артикуляционного аппарата в кору больших полушарий во время речевого акта, т. е. исчезают кинестетические речевые ощущения.

При выпадении кинестетической основы речи (т. е. «обратной связи») нарушается вся речевая система в целом. Возникают дефекты в произношении слов, замена одних звуков речи другими вследствие трудности дифференциации близких артикулем (т. е. артикуляционных движений, необходимых для произнесения отдельного звука и слова в целом).

Первичный дефект состоит в трудности различения близких по артикуляции звуков речи. В русском языке ряд звуков образуется при участии преимущественно либо передней части языка, либо задней («д», «л», «н» и «г», «к», «х» соответственно). При снижении способности к дифференциации артикулем возникает смешение этих звуков.

Больные, например, произносят вместо слова «халат» – «хадат», вместо «слон» – «снол» и т. п. Наблюдаются и другие трудности артикулирования (при быстром повторении гласных звуков, при повторении согласных звуков, произносимых с помощью близких артикулем, и т. п.).

При этом больные понимают, что произносят слова неверно, «чувствуют» свою ошибку, но их рот как бы не подчиняется волевым усилиям.

У больных с афферентной моторной афазией нередко нарушен и оральный (неречевой) праксис. У них затруднено произвольное (в соответствии со словесной инструкцией или показанным движением) выполнение различных оральных движений. Больной, например, не может надуть одну или обе щеки, высунуть язык и т. д.

При афферентной моторной афазии вследствие кинестетического дефекта вторично нарушается письмо (как самостоятельное, так и под диктовку), причем затруднение артикуляции, например при выполнении инструкции «открыть рот» или «зажать язык зубами», ухудшает написание слов.

Динамическая афазия впервые описана К. Кляйстом [Kleist, 1934] под названием «дефект речевой инициативы». Она связана с поражением областей левого полушария, расположенных вблизи зоны Брока (9-е, 10-е и 46-е поля премоторной области), которое приводит к речевой адинамии.

Речь таких больных очень бедна. Самостоятельно они почти не высказываются. На вопросы отвечают односложно, часто повторяя в ответе слова вопроса.

Связано это с трудностью построения своей речи, так как больные не могут составить даже элементарную фразу, не способны развернуто (в двух-трех фразах) ответить на простые вопросы.

Если им предлагают вспомнить несколько существительных, а затем несколько глаголов, то существительные они еще называют, но глаголы вспомнить не в силах. В то же время речевая моторика и понимание речи у них не страдают.

Динамическая афазия связана прежде всего с дефектами внутренней речи: распадается ее предикативность, и это ведет к трудности построения замысла высказывания (А. А. Брудный [1974]; А. Р. Лурия и др.).

Источник: //bookap.info/lichnost/ilin_psihologiya_voli/gl5.shtm

Ваш Недуг
Добавить комментарий