Распад речи

Логопедия – ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ЛОГОПЕДИИ

Распад речи
Важным в логопедии является различение понятий нормы и нарушений речи. Под нормой речи понимают общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельности.

Нарушение речи определяется как отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности. С точки зрения коммуникативной теории расстройство речи есть нарушение вербальной коммуникации. Различают понятия «недоразвитие речи» и «нарушение речи».

Недоразвитие речи предполагает качественно более низкий уровень сформированности той или иной речевой функции или речевой системы в целом.Нарушение речи представляет собой расстройство, отклонение от нормы в процессе функционирования механизмов речевой деятельности.

Под общим недоразвитием речи в логопедии понимается такая форма речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речи. Понятие «общее недоразвитие речи» предполагает наличие симптомов несформированности (или задержки развития) всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической ее стороны, лексического состава, грамматического строя).

Таким образом, термин «общее недоразвитие речи» характеризует только симптомологический уровень нарушения речевой деятельности.

В логопедии разграничиваются понятия «нарушения речевого развития» и «задержка речевого развития».

В отличие от нарушения речевого развития, при котором искажается сам процесс речевого онтогенеза, задержка речевого развития — это замедление темпа, при котором уровень речевого развития не соответствует возрасту ребенка.

Понятие «распад речи» предполагает утрату имевшихся речевых навыков и коммуникативных умений вследствие локальных или диффузных поражений головного мозга.

Симптом нарушения речи — это признак (проявление) какого-либо нарушения речевой деятельности.

Симптоматика нарушений речи — это совокупность признаков (проявлений) нарушения речевой деятельности.

Под механизмом нарушения речи понимается характер отклонений в функционировании процессов и операций, обусловливающих возникновение и развитие нарушений речевой деятельности.

Патогенез нарушений речи — это патологический механизм, обусловливающий возникновение и развитие нарушений речевой деятельности.

Под структурой речевого дефекта понимается совокупность (состав) речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связей.

В структуре речевого дефекта выделяется первичное, ведущее нарушение и вторичные дефекты, которые находятся в причинно-следственных отношениях с первыми, а также системные последствия.

Различная структура речевого дефекта находит свое отражение в определенном соотношении первичных и вторичных симптомов, что во многом определяет специфику целенаправленного логопедического воздействия.

Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, направленный на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, на воспитание и развитие ребенка с речевым нарушением.

Коррекция нарушений речи — это исправление речи или ослабление симптоматики нарушений речи (устранение, преодоление речевых нарушений).

Компенсация представляет собой сложный, многоаспектный процесс перестройки психологических функций при нарушении или утрате каких-либо функций организма.

Компенсаторная перестройка включает восстановление или замещение утраченных или нарушенных функций, а также их изменение. Важнейшую роль в компенсации играет центральная нервная система.

Развитие и восстановление несформировавшихся и нарушенных речевых и неречевых функций осуществляются на основе специальной системы логопедического воздействия, в процессе которой формируются компенсации.

Обучение — это двусторонний управляемый процесс, включающий активную познавательную деятельность детей по усвоению зун и педагогическое руководство этой деятельностью

Воспитание — это целенаправленное, систематическое, организованное управление процессом формирования личности или отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общества.

При локальных поражениях головного мозга в логопедической работе используется восстановительное обучение, которое направлено на восстановление нарушенных речевых и неречевых функций. В основе этого обучения лежит опора на сохранное звено функции и перестройка всей функциональной системы. Логопедическое воздействие может быть направлено как на устранение нарушений речи (например, дислексии), на исправление (например, звукопроизношения), так и на преодоление отрицательных симптомов неречевых нарушений (например, психологических особенностей заикающихся).

Источник: //cribs.me/logopediya/ponyatiino-kategorialnyi-apparat-logopedii_

Афазия

Распад речи

Афазия – это расстройство ранее сформированной речевой деятельности, при котором частично или полностью утрачивается способность пользоваться собственной речью и/или понимать обращенную речь.

Проявления афазии зависят от формы нарушения речи; специфическими речевыми симптомами афазии являются речевые эмболы, парафазии, персеверации, контаминации, логорея, алексия, аграфия, акалькулия и др. Больные с афазией нуждаются в обследовании неврологического статуса, психических процессов и речевой функции.

При афазии проводится лечение основного заболевания и специальное восстановительное обучение.

Афазия – распад, утрата уже имевшейся речи, вызванная локальным органическим поражением речевых зон головного мозга. В отличие от алалии, при которой речь не формируется изначально, при афазии возможность вербального общения утрачивается после того, как речевая функция уже была сформирована (у детей старше 3-х лет или у взрослых).

У больных с афазией имеет место системное нарушение речи, т. е.

в той или иной степени страдает экспрессивная речь (звукопроизношение, словарь, грамматика), импрессивная речь (восприятие и понимание), внутренняя речь, письменная речь (чтение и письмо).

Кроме речевой функции также страдает сенсорная, двигательная, личностная сфера, психические процессы, поэтому афазия относится к числу наиболее сложных расстройств, изучением которого занимаются неврология, логопедия и медицинская психология.

Афазия

Афазия является следствием органического поражения коры речевых центров головного мозга. Действие факторов, приводящих к возникновению афазии, происходит в период уже сформировавшейся у индивида речи. Этиология афазического расстройства накладывает отпечаток на его характер, течение и прогноз. Возможные причины:

  • Инсульты. В ряду причин афазии наибольший удельный вес занимают сосудистые заболевания головного мозга – геморрагические и ишемические инсульты. При этом у больных, перенесших геморрагический инсульт, чаще отмечается тотальный или смешанный афазический синдром; у пациентов с ишемическими нарушениями мозгового кровообращения, – тотальная, моторная или сенсорная афазия.
  • Черепно-мозговые травмы: сотрясения, ушибы головного мозга.
  • Воспалительные заболевания мозга: энцефалит, лейкоэнцефалит, абсцесс.
  • Опухоли головного мозга: глиомы, глиобластомы, астроцитомы и др.
  • Хронические прогрессирующие заболевания ЦНС: очаговые варианты болезни Альцгеймера и болезни Пика).
  • Операции на головном мозге: удаление опухолей, эвакуация внутримозговых гематом.

Факторы риска

К факторам риска, повышающим вероятность возникновения афазии, относятся:

Тяжесть синдрома афазии зависит от локализации и обширности очага поражения, этиологии нарушения речи, компенсаторных возможностей, возраста пациента и преморбидного фона.

Так, при опухолях головного мозга афазические расстройства нарастают постепенно, а при ЧМТ и ОНМК развиваются резко. Внутримозговое кровоизлияние сопровождается более тяжелыми нарушениями речи, чем тромбоз или атеросклероз.

Восстановление речи у молодых пациентов с травматическими афазиями происходит быстрее и полнее за счет большего компенсаторного потенциала и т. д.

Попытки систематизации форм афазии на основании анатомических, лингвистических, психологических критериев неоднократно предпринимались различными исследователями. Однако в наибольшей степени запросам клинической практики удовлетворяет классификация афазии по А.Р.

Лурия, учитывающая локализацию очага поражения в доминантном полушарии – с одной стороны и характер возникающих при этом нарушений речи – с другой.

В соответствии с данной классификацией различают моторную (эфферентную и афферентную), акустико-гностическую, акустико-мнестическую, амнестико-семантическую и динамическую афазию.

  1. Эфферентная моторная афазия связана с поражением нижних отделов премоторной области (зоны Брока). Центральным речевым дефектом при афазии Брока выступает кинетическая артикуляционная апраксия, делающая невозможным переключение с одной артикуляторной позиции на другую.
  2. Афферентная моторная афазия развивается при поражении нижних отделов постцентральной коры, примыкающей к роландовой борозде. В этом случае ведущим нарушением служит кинестетическая артикуляционная апраксия, т. е. затруднение поиска отдельной артикуляторной позы, необходимой для произнесения нужного звука.
  3. Акустико-гностическая афазия возникает при локализации патологического очага в области задней трети верхней височной извилины (зоны Вернике). Основной дефект, сопровождающий афазию Вернике, – нарушение фонематического слуха, анализа и синтеза и, как результат, – утрата понимания обращенной речи.
  4. Акустико-мнестическая афазия является следствием поражения средней височной извилины (внеядерных отделов слуховой коры). При акустико-мнестической афазии вследствие повышенной тормозимости слуховых следов страдает слухоречевая память; иногда – зрительные представления о предмете.
  5. Семантическая афазия развивается при поражении переднетеменных и задневисочных отделов коры головного мозга. Данная форма афазии характеризуется специфическими амнестическими трудностями – забыванием названий предметов и явлений, нарушением понимания сложных грамматических конструкций.
  6. Динамическая афазия патогенетически связана с поражением заднелобных отделов головного мозга. Это приводит к неспособности построения внутренней программы высказывания и ее реализации во внешней речи, т. е. нарушению коммуникативной функции речи.

В случае обширных повреждений коры доминантного полушария, захватывающих моторные и сенсорные речевые зоны, развивается тотальная афазия – т. е. нарушение способности говорить и понимать речь. Нередко встречаются смешанные афазии: афферентно-эфферентные, сенсомоторные и др.

Независимо от механизма, при любой форме афазии наблюдается нарушение речи в целом. Это связано с тем, что первичное выпадение той или иной стороны речевого процесса неизбежно влечет за собой вторичный распад всей сложной функциональной системы речи.

Моторные афазии

Вследствие трудности переключения с одного речевого элемента на другой, в речи больных с эфферентной моторной афазией наблюдаются многочисленные перестановки звуков и слогов, персеверации, литеральные парафазии, контаминации.

Характерен «телеграфный стиль» речи, длительные паузы, гипофония, нарушение ритмико-мелодической стороны речи. Произношение отдельных звуков при эфферентной моторной афазии не нарушается.

Распад способности к звуко-буквенному анализу слова сопровождается грубыми нарушениями чтения и письма (дислексией/алексией, дисграфией/аграфией).

Афферентная моторная афазия может протекать в двух вариантах. При первом варианте имеет место артикуляционная апраксия или полное отсутствие спонтанной речи, наличие речевого эмбола.

При втором варианте – проводниковой афазии, ситуативная речь остается сохранной, однако грубо нарушается повторение, называние и другие виды произвольной речи.

При афферентной моторной афазии вторично нарушается фонематический слух и, следовательно, понимание разговорной речи, значений отдельных слов и инструкций, а также письменная речь.

Сенсорная афазия

В отличие от моторных афазий, при акустико-гностической (сенсорной) афазии нарушается слуховое восприятие речи при нормальном физическом слухе.

При афазии Вернике больной не понимает речи окружающих и не контролирует собственный речевой поток, что сопровождается развитием компенсаторного многословия. В первые 1,5-2 мес.

после мозговой катастрофы речь больных включает случайный набор звуков, слогов и слов («речевая окрошка» или жаргонафазия), поэтому ее смысл неясен окружающим.

Затем жаргонафазия уступает место многоречивости (логорее) с выраженными аграмматизмами, литеральными и вербальными парафазиями. Поскольку при сенсорной афазии первично страдает фонематический слух, отмечается нарушение письма; чтение остается наиболее сохранным, поскольку опирается в большей степени на оптический и кинестетический контроль.

Акустико-мнестическая афазия

При акустико-мнестической афазии у больных возникают трудности с удержанием в памяти информации, воспринятой на слух. При этом значительно снижается объем запоминания: пациент не может повторить за логопедом связку из 3-4 слов, не улавливает смысла речи в усложненных условиях (длинная фраза, быстрый темп, беседа с 2-3 собеседниками).

Трудности речевой коммуникации при акустико-мнестической афазии компенсируются повышенной речевой активностью. При оптико-мнестической афазии имеет место нарушение зрительной памяти, ослабление связи зрительного образа предмета и слова, трудности в назывании предметов.

Расстройство слухоречевой и зрительной памяти влечет за собой нарушение письма, понимания читаемого текста, счетных операций.

Семантическая афазия

Амнестико-семантическая афазия проявляется забыванием названий предметов (аномией); нарушением понимания сложных речевых оборотов, отражающих временные, пространственные, причинно-следственные взаимоотношения; причастных и деепричастных оборотов, пословиц, метафор, крылатых фраз, переносного значения и пр. Также при семантической афазии отмечается акалькулия, нарушается понимание читаемого текста.

Динамическая афазия

При динамической афазии, несмотря на правильное произнесение отдельных звуков, слов и коротких фраз, сохранную автоматизированную речь и повторение, спонтанная повествовательная речь становится невозможной. Вербальная активность резко снижена, в речи больных присутствуют эхолалии и персеверации. Чтение, письмо и элементарный счет при динамической афазии остаются сохранными.

Диагностика, восстановительное лечение и обучение пациентов с афазией проводится командой специалистов неврологов, нейропсихологов, логопедов. При подозрении на афазию выполняется:

  • Неврологическая диагностика. Для выяснения непосредственных причин афазии и локализации очага поражения выполняется КТ или МРТ головного мозга, МР-ангиография, УЗДГ сосудов головы и шеи, дуплексное сканирование сосудов головного мозга, люмбальная пункция.
  • Обследование речи при афазии. Включает диагностику устной речи (экспрессивной и импрессивной); диагностику письменной речи (списывание, письмо под диктовку, чтение и понимание прочитанного).
  • Нейропсихологическое обследование. Нейропсихолог, работающий с больными афазией, проводит диагностику слухоречевой памяти и других модально-специфических форм памяти (зрительной, двигательной), праксиса (орального, мимического, кистевого, пальцевого, сомато-пространственного, динамического), зрительного гнозиса, конструктивно-пространственной деятельности, интеллектуальных процессов.

Проведение комплексной диагностики позволяет дифференцировать афазию от алалии (у детей), дизартрии, тугоухости, умственной отсталости.

Коррекционное воздействие при афазии складывается из медицинского и логопедического направления. Лечение основного заболевания, вызвавшего афазию, проводится под наблюдением невролога или нейрохирурга; включает в себя медикаментозную терапию, при необходимости – хирургическое вмешательство, активную реабилитацию (ЛФК, механотерапию, физиотерапию, массаж).

Восстановление речевой функции проводится на логопедических занятиях по коррекции афазии, структура и содержание которых зависит от формы нарушения и этапа восстановительного обучения.

При всех формах афазии важно вырабатывать у больного установку на восстановление речи, развивать сохранные периферические анализаторы, вести работу над всеми сторонами речи: экспрессивной, импрессивной, чтением, письмом.

  • при эфферентной моторной афазии главной задачей логопедических занятий становится восстановление динамической схемы произношения слов;
  • при афферентной моторной афазии – дифференциация кинестетических признаков фонем;
  • при акустико-гностической афазии необходимо работать над восстановлением фонематического слуха и понимания речи;
  • при акустико-мнестической – над преодолением дефектов слухоречевой и зрительной памяти;
  • при амнестико-семантической афазии основная задача – преодоление импрессивного аграмматизма;
  • при динамической афазии – преодоление дефектов внутреннего программирования и планирования речи, стимуляция речевой активности.

Коррекционную работу при афазии следует начинать с первых дней или недель после перенесенного инсульта или травмы, как только разрешит врач. Раннее начало восстановительного обучения позволяет предотвратить фиксацию патологических речевых симптомов (речевого эмбола, парафазий, аграмматизма). Логопедическая работа по восстановлению речи при афазии продолжается 2-3 года.

Логопедическая работа по преодолению афазии очень длительная и трудоемкая, требующая сотрудничества логопеда, лечащего врача, пациента и его близких. Восстановление речи при афазии протекает тем успешнее, чем раньше начата коррекционная работа.

Прогноз восстановления речевой функции при афазии определяется локализацией и размером области поражения, степенью речевых расстройств, сроком начала восстановительного обучения, возрастом и общим состоянием здоровья пациента. Лучшая динамика наблюдается у больных молодого возраста.

Вместе с тем, акустико-гностическая афазия, возникшая в возрасте 5-7 лет, может привести к полной утрате речи или последующему грубому нарушению речевого развития (ОНР). Спонтанный выход из моторной афазии иногда сопровождается возникновением заикания.

Профилактика афазии заключается, прежде всего, в предупреждении сосудистых мозговых катастроф и ЧМТ, своевременном выявлении опухолевых поражений мозга.

Источник: //www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/speech-disorder/aphasia

Расстройства речи в структуре патопсихологических синдромов

Распад речи

Выделяют следующие нарушения речи

1 Нарушения развития речи:

– задержка речевого развития (ОМС) – характеризуется торможения темпа формирования в основном экспрессивной речи относительно этапов его развития, возникает при депривации;

– общее недоразвитие речи – обусловлено нарушениями созревания мозговых систем (гностического и кинетического анализатора), имеет три уровня: 1 – зародыши загальнозастосовуваного речи (слова односложно структуры, мимика, движения)) 2 – больше слов, появляются предложения с неправильной грамматической структурой и искаженной произношением некоторых звуков 3 – страдает лексиграматична структура речи

– алалия – характеризуется отсутствием и врожденной неразвитостью аспектов речи, в котором есть локальное поражение речевых анализаторов: 1 – алалия моторная – больной понимает язык, но не в состоянии высказаться ь, недоразвитие речевого праксиса (зона Брока), 2 – алалия сенсорная – не понимает речевых сигналов и речи не развивается (зона Вернике), 3 – сенсомоторная алалия – и то, и другое

– задержка речевого развития, в основе которой лежит вторичное недоразвитие речи вызвано первичным поражением анализаторов (слух, зрение) или тотальным недоразвитие психики (умственная отсталость)

2 Распад речи:

– афазия – локальный распад из-за поражения речевых и других зон, причастных к формированию и регуляции речевой функции Характерна полная или частичная потеря речи зависимости от места локального поражения ния различають:

o моторная афазия – характерная неспособность к выражения, построения слов и предложений (выраженная апраксия), трудности в воспроизведении двигательной программы вещания;

o акустико-гностическая афазия – нарушение понимания речи, ее фонетики, предметности слова, \”Речевая окрошка\” – больной ищет слова для выражения мнения;

o акустико-мнестической афазия – нарушение понимания речи, диссоциация между относительно сохраненной способностью повторение отдельных слов и нарушение возможности повторения 3-4 слов – теряется возможность восприятия сложных фраз, нарушение ния экспрессивной речи, подбора предложений, нарушения чтения и письма

o семантическая афазия – возникают специфические мнестические расстройства – не может подобрать необходимое слово; трудно составить сложные по содержанию и грамматической построением предложения, параллельно – нарушение операций счета

3 Нарушение красноречивым функции речи:

– дизартрия – это нарушение красноречивым стороны речи (звуковоспроизводящей и просодической) из-за нарушения артикуляционного праксиса вследствие органического поражения центральной и периферической иннервации органов говорят ения (губ, неба, языка, ых связок и т.п.) – сосудистого, травматического, инфекционного, врожденного характера

– дислалия – нарушение звукопроизношения, при этом слух нормальный, сохранена иннервация речевого аппарата

4 Нарушение ритма речи – заикание – это нарушение процесса речи: его темпа, ритма и коммуникативной функции; преимущественно через судороги, возникающие в артикуляционном и дыхательном аппарате (тонические заикания – влечет звук, клонические заикания – \”прыгает\” звукuot; звук).

5 Нарушение коммуникативной функции речи: недоразвитие коммуникативной функции речи как средства общения и организации поведения ребенка; расстройство коммуникативной функции речи – мутизм (полная немота).

Расстройства речи

Алалия — потеря способности говорить.

Афазия — расстройство речи, при котором частично или полностью утрачивается способность пользоваться словами для выражения своих мыслей при сохранности артикуляции речи.

Моторная афазия — нарушение активной речи как устной, так и письменной.

Сенсорная афазия — нарушение понимания чужой речи.

Амнестическая афазия — забывание названий предметов, имен, при этом забытое название слов заменяется его описанием. Например, забыв слово «нож», больной говорит: «Это то, чем режут».

Парафазия вербальная — употребление вместо отдельных слов других, не имеющих отношение к смыслу речи.

Парафазия литеральная — замена отдельных слогов или звуков другими, отсутствующими в данном слове, перестановка отдельных слогов, звуков в конкретном слове.

Брадифазия — замедление речи, отмечается при заторможенности мышления в рамках депрессивного синдрома.

Вербигерация — многократное повторение отдельных слов или фраз.

Дизартрия — неспособность к адекватной артикуляции речи, смазанная, запинающаяся, спотыкающаяся речь.

Заикание — нарушение плавности речи в виде судорожного расстройства координации речевого акта, повторение отдельных слогов с выраженными трудностями в их произнесении.

Косноязычие (дислалия) — расстройство речи, характеризующееся неправильным произношением отдельных звуков (пропуском, заменой другим звуком).

Логоклония — спастическое, многократное повторение отдельных слогов произносимого слова.

Повышение громкости речи (вплоть до крика) отмечается у больных в маниакальном состоянии и при ажитированной депрессии, в результате перенапряжения голос становится сиплым или совсем пропадает.

Изменение модуляции речи выражается в напыщенности, патетичности или бесцветности, монотонности речи (утрата речевой мелодии).

Олигофазия — чрезвычайное снижение количества используемых в речи слов, обеднение словарного запаса.

Шизофазия — разорванная речь, бессмысленный набор отдельных слов, оформленных в грамматически правильное предложение.

Инкогеренция — бессмысленный набор произносимых слов, не оформленный в грамматически правильное предложение.

Символическая речь — придание словам и выражениям особого, отвлеченного, исключительного (понятного лишь самому больному) смысла вместо общеупотребительного.

Криптолалия — создание больным собственного языка или особого шифра (криптография).

Неологизмы — создание больным изобретенных им слов (часто символического значения), смысл которых понятен только самому больному.

Логорея — очень быстрая, практически непрерывная многословная речь с преобладанием в содержании ассоциаций по созвучию или по контрасту.

Эхолалия — повторение услышанных слов по типу стереотипии.

Мутизм — активный и пассивный отказ от речи (молчание). Наблюдается в картине ступора, а также как изолированное психическое расстройство у детей (элективный мутизм).

Источник: //shpargalum.ru/klinicheskaya-psixologiya/503/rasstrojstva-rechi-v-strukture-patopsixologicheskix-sindromov.html

ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ЛОГОПЕДИИ

Распад речи

Обязательным условием выделения и функционирования любой науки является наличие в ней собственного понятийно-категориального аппарата.

Важным в логопедии является различение понятий нормы и нарушений речи. Под нормой речи понимают общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельности. При нормальной речевой деятельности являются сохранными психофизиологические механизмы речи.

Нарушение речи определяется как отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности. С точки зрения коммуникативной теории расстройство речи есть нарушение вербальной коммуникации.

Расстроенными оказываются взаимоотношения, объективно существующие между индивидуумом и обществом и проявляющиеся в речевом общении.

Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:

1. Они не соответствуют возрасту говорящего;

2. Не являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка;

3. Связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи;

4. Часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка;

5. Носят устойчивый характер и самостоятельно не исчезают;

6. Требуют определенного логопедического воздействия в зависимости от их характера.

Такая характеристика позволяет отдифференцировать речевые нарушения от возрастных особенностей речи, от ее временных нарушений у детей и взрослых, от особенностей речи, обусловленных территориально-диалективными и социокультурными факторами.

Для обозначения нарушений речи используются также термины «расстройства речи», «дефекты речи», «недостатки речи», «речевая патология», «речевые отклонения».

Различают понятия «недоразвитие речи» и «нарушение речи».

Недоразвитие речи предполагает качественно более низкий уровень сформированности той или иной речевой функции или речевой системы в целом.

Нарушение речи представляет собой расстройство, отклонение от нормы в процессе функционирования механизмов речевой деятельности.

Например, при недоразвитии грамматического строя речи наблюдается более низкий уровень усвоения морфологической системы языка, синтаксической структуры предложения.

Нарушение грамматического строя речи характеризуется его аномальным формированием, наличием аграмматизмов.

Под общим недоразвитием речи в логопедии понимается такая форма речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речи.

Понятие «общее недоразвитие речи» предполагает наличие симптомов несформированности (или задержки развития) всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической ее стороны, лексического состава, грамматического строя).

Общее недоразвитие речи может иметь различный механизм и соответственно различную структуру дефекта. Оно может наблюдаться при алалии, дизартрии и т. д.

Таким образом, термин «общее недоразвитие речи» характеризует только симптомологический уровень нарушения речевой деятельности. В большинстве случаев при этом нарушении возможно не столько недоразвитие, сколько системное расстройство речи.

В логопедии разграничиваются понятия «нарушения речевого развития» и «задержка речевого развития». В отличие от нарушения речевого развития, при котором искажается сам процесс речевого онтогенеза, задержка речевого развития — это замедление темпа, при котором уровень речевого развития не соответствует возрасту ребенка.

Понятие «распад речи» предполагает утрату имевшихся речевых навыков и коммуникативных умений вследствие локальных или диффузных поражений головного мозга.

Симптом нарушения речи — это признак (проявление) какого-либо нарушения речевой деятельности.

Симптоматика нарушений речи — это совокупность признаков (проявлений) нарушения речевой деятельности.

Под механизмом нарушения речи понимается характер отклонений в функционировании процессов и операций, обусловливающих возникновение и развитие нарушений речевой деятельности.

Патогенез нарушений речи — это патологический механизм, обусловливающий возникновение и развитие нарушений речевой деятельности.

Под структурой речевого дефекта понимается совокупность (состав) речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связей.

В структуре речевого дефекта выделяется первичное, ведущее нарушение (ядро) и вторичные дефекты, которые находятся в причинно-следственных отношениях с первыми, а также системные последствия.

Различная структура речевого дефекта находит свое отражение в определенном соотношении первичных и вторичных симптомов, что во многом определяет специфику целенаправленного логопедического воздействия.

При устранении речевых нарушений используются понятия: «логопедическое воздействие», «коррекция», «компенсация», «развитие», «обучение», «воспитание», «перевоспитание», «коррекционно-восстановительное обучение» и др.

Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, направленный на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, на воспитание и развитие ребенка с речевым нарушением.

Коррекция нарушений речи — это исправление речи или ослабление симптоматики нарушений речи (устранение, преодоление речевых нарушений).

Компенсация представляет собой сложный, многоаспектный процесс перестройки психологических функций при нарушении или утрате каких-либо функций организма.

Компенсаторная перестройка включает восстановление или замещение утраченных или нарушенных функций, а также их изменение. Важнейшую роль в компенсации играет центральная нервная система.

Развитие и восстановление несформировавшихся и нарушенных речевых и неречевых функций осуществляются на основе специальной системы логопедического воздействия, в процессе которой формируются компенсации.

Обучение — это двусторонний управляемый процесс, включающий активную познавательную деятельность детей по усвоению знаний, умений и навыков и педагогическое руководство этой деятельностью. Процесс обучения выполняет образовательную, воспитательную и развивающую функцию в их органическом единстве.

Воспитание — это целенаправленное, систематическое, организованное управление процессом формирования личности или отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общества.

В процессе перевоспитания осуществляются коррекция и компенсация личностных особенностей лиц с нарушениями речевой деятельности.

При локальных поражениях головного мозга в логопедической работе используется восстановительное обучение, которое направлено на восстановление нарушенных речевых и неречевых функций.

В основе этого обучения лежит опора на сохранное звено функции и перестройка всей функциональной системы.

Термин «восстановление речи» используется для обозначения обратного развития нарушенной речи при афазии.

Логопедическое воздействие может быть направлено как на устранение нарушений речи (например, дислексии), на исправление (например, звукопроизношения), так и на преодоление отрицательных симптомов неречевых нарушений (например, психологических особенностей заикающихся).

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение логопедии как науки. Раскройте предмет, объект и значение логопедии.

2. Каковы цели и задачи логопедии?

3. С какими науками связана логопедия?

4. Раскройте теоретические основы логопедии, ее принципы и методы.

5. Охарактеризуйте личность логопеда.

6. Какие проблемы являются актуальными для современной логопедии?

7. Определите основной понятийно-категориальный аппарат логопедии как науки.

Литература

1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — М., 1977. Раздел V. Некоторые вопросы методологии психологического исследования. —- С. 275—332.

2. Бадалян Л. О. Невропатология. — М., 1987.

3. Беккер К. П., Совак М, Логопедия. — М., 1981. —С. 11—23.

4. Выготский Л. С. Мышления и речь / Собр. соч. — М., 1982. — Т. 2. С. 6—361.

5. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. — М., 1982.

6. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики.—М., 1981.

7. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. — М., 1969.

8. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. — М., 1973. — С. 374.

9. Основы теории и практики логопеда / Под ред. Р. Е. Левиной. — М., 1968. — С. 7—30,

10. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова, — М., 1997.

11. Правдина О. В. Логопедия. — М , 1973. — С. 5—8,

12. Хватцев М. Е. Логопедия. — М., 1959. — С. 5—14.

13. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л. С. Волковой, В.И. Селиверстова. — М., 1997, — Ч. I, II.

Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

Источник: //i-gnom.ru/books/logopediya/ponyatiynokategorialnyy-apparat-logopedii.html

В логопедической практике различаются формы: нарушение речевого развития и задержки речевого развити

Распад речи

В логопедической практике различаются формы: нарушение речевого развития и задержки речевого развития. При задержке речевого развития темпы овладения речевыми навыками не соответствует возрасту ребенка.

При нарушении речевого развития происходит искажение всего процесса речеобразования.

Распад речи — актуальное понятие в неврологии. Часто сопровождает заболевания головного мозга (ишемический, геморрагический инсульт, деменция, склероз сосудов головного мозга). Характеризуется утратой ранее имевшихся речевых навыков.

Симптом нарушения речи — это клиническое проявление одного из видов нарушения речевой активности.

Симптоматика нарушений речи представляет собой группу клинических проявлений нарушения речевой активности. Механизм нарушения речи — это сложный функциональный процесс, в результате которого возникло и развилось нарушение речевой активности.

Патогенез нарушения речи — совокупность патологических процессов, обусловливающих появление и развитие дефектов речи. Структура речевого дефекта — это группа речевых и неречевых симптомов одного из видов нарушения речи и свойства их связей. Структура речевого дефекта имеет составляющие части:

1) первичное главное нарушение;

2) вторичные нарушения, которые тесно связаны с первичными причинно-следственными отношениями;

3) последствия нарушений.

Разные структуры речевого дефекта связаны с различным соотношением между первичными и вторичными нарушениями.

В логопедической практике выделяют 11 форм нарушения речевой функции, из них 9 форм — это нарушение устной речи, а 2 — нарушение письменной речи.

Общее недоразвитие речи может сопровождать более сложные формы речевых нарушений (дизартрии, алалию, афазию, ринолалию), когда у обследуемого имеется недостаточный словарный запас и недостаточное фонетико-фонематическое развитие.

При общем недоразвитии речи нарушается формирование всех компонентов речи, имеющих отношение к смысловой и звуковой части.

Как правило, в этом случае не наблюдается снижение интеллекта и слуха. Несмотря на различные причины дефектов, у детей с недостаточным развитием речи имеются характерные симптомы. Главным симптомом является позднее начало речевой активности, которое приходится на 4–5 лет. Речь таких детей грамматически и фонетически неправильно оформлена.

Они хорошо понимают обращенную к ним речь, при резком отставании экспрессивной речи. Дети говорят непонятно, что вызывает негативизм со стороны сверстников и взрослых. Осознавая свой дефект, они еще больше замыкаются в себе. Речевая активность быстро снижается. Недостаточный уровень развития речи приводит к снижению интеллекта, внимания, памяти.

Дети плохо запоминают, т. е. происходит нарушение вербальной памяти при достаточном уровне смысловой и логической. Данные нарушения способствуют снижению обучаемости и познавания. У детей с недостаточным развитием речи процесс мышления обладает специфическими особенностями. Они практически не могут сравнивать или обобщать предметы и понятия.

Задержка психического развития сопровождается отставанием и в физическом развитии. У детей с этой патологией движения некоординированные, медленные, неловкие. Выполнение движений, сопровождающихся словесной инструкцией, для них практически невозможно, они пропускают элементы действия, нарушают последовательность.

Отмечается отставание в развитии мелкой моторики пальцев рук.

Одним из важных симптомов служит неравноценное отставание психического развития и речевой активности. Психическое развитие страдает меньше. У детей сохранено критическое отношение к своему дефекту.

С течением времени, по мере коррекции речевого развития, восстанавливается и интеллект. Дети догоняют по уровню развития своих сверстников. Для точной постановки диагноза необходимо детальное изучение анамнеза жизни, предельно внимательный осмотр ребенка.

При опросе родителей в данных анамнеза может не быть информации о поражениях центральной нервной системы.

Содержатся сведения о патологии беременности, травматичных родах, рождении данного ребенка недоношенным или незрелым, в асфиксии, с низкой оценкой по шкале Ангар, с наличием заболеваний в раннем возрасте (часто болеющие дети).

Влияние на формирование недоразвития речи могут иметь недостаток воспитания, низкий уровень общения, неблагоприятное воздействие родителей к имеющимся дефектам речи и позднее обращение к специалистам за помощью. Главным признаком при недостаточности речи является наличие положительная динамика при лечении.

При задержке речевого развития дефекты не имеют ярко выраженной специфичности, что является характерным для общего недоразвития речи. Дети часто делают ошибки при склонении существительных в родительном падеже множественного числа (машинов, мячов).

Их словарный запас резко ограничен, они совершают ошибки, характерные для детей младшего возраста. Речь детей с общим недоразвитием речи не теряет своей коммуникативной функции, позволяет им относительно свободно общаться.

Сохранение данной функции способствует развитию недостаточных речевых навыков к школьному возрасту. Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

Инсулинотерапия
С тех пор как известен сахарный диабет, человеческий разум пытается найти радикальное средство его излечения. В начале XX века был открыт инсулин, и это стало новой эрой в лечении диабета. Его отк …

Амбулаторное ведение больных с хроническим гепатитом
Хронические гепатиты (ХГ) – не столь уж редкая патология среди больных терапевтического профиля. Поэтому столь актуально изучение их на цикле поликлинического обучения внутренних бол …

Нетрадиционные методы лечения сахарного диабета
В настоящее время в печати появилось много публикаций о лечении сахарного диабета при помощи средств нетрадиционной медицины. Многие из этих рецептов, безусловно, являются полезными в качестве всп …

Источник: //www.medicus-amicus.ru/medicuss-226-3.html

Ваш Недуг
Добавить комментарий