Конституция

Что такое Конституция

Конституция
30Ноя

Конституция – это основной и главный закон любого государства, он предполагает провозглашение прав и свобод граждан и их гарантию.

Нормы конституции предполагают также и описание общественного строя государства, доминантную форму правления, способы территориального устройства.

В документе прописывается также и процесс формирования центральных и областных органов управления, описывается герб и флаг, приводится текст национального гимна.

Что такое КОНСТИТУЦИЯ — определение, значение простыми словами

Простыми словами, Конституция – это основной закон страны, имеющий правовое закрепление на уровне высших инстанций. В нем прописан ряд основных положений, помогающих структурировать жизнь в государстве. В документе зафиксированы важные институты, нормы и ценности, а также и основные моменты, связанные с урегулированием работы органов власти.

Если обобщить все сказанное выше, можно вывести основные особенности конституции как высшего правового документа страны.

  • Она описывает и закрепляет государственный строй, форму правления и полномочия местных представителей власти;
  • Осуществляет перечисление и закрепление прав и свобод человека и гражданина;
  • Отличается стабильностью: изменения в документ вносятся крайне редко и только после специального ания;
  • Становится основой для функционирующего законодательства;
  • Для принятия конституции или внесения правок в ее текст существует специальный порядок;
  • Документ имеет приоритетное значение на всей территории государства;
  • Это правовой акт прямого действия.

Основные функции КОНСТИТУЦИИ

Функции конституции отличаются широтой охвата – нормативно-правовой акт такого типа предназначен для регулирования практически всех сфер жизни граждан. Можно выделить несколько основных факторов:

  • Учредительная функция. Ее суть заключается в том, что конституция считается основой для существования любого правового государства.
  • Внешнеполитическая. Её важность заключается в регулировании международных политических отношений, в том числе и характера международной политики.
  • Организаторская. Цель такой функции заключается в описании перспектив развития страны и основных задач, которые предстоит решить правительству и народу.
  • Идеологическая (присутствует не во всех). Некоторые нормативно-правовые акты устроены таким образом, что в них дополнительно фиксируется также и политическое коммунистическое учение. Так было в процессе создания Конституции СССР.
  • Юридическая. Роль конституции в этом случае заключается в правовом регулировании отношений различных сфер деятельности граждан.

Само понятие Конституция означает, что она устанавливает и охраняет экономические, социальные, политические и правовые отношения в обществе страны.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что этот нормативно-правовой акт направлен на обеспечение народного суверенитета, деление власти на три основных ветки (законодательная, исполнительная, судовая), а также и гарантии прав и свобод граждан.

Во многом конституция предполагает отображение особенностей государства и его граждан. Она помогает в вопросах самоидентификации, становится основой для формирования мировоззрения граждан, позволяет проводить контроль различных сфер отношений в срезе человек-человек и человек-государство.

Характеристика конституции: основные разновидности

По форме конституция существует в двух основных разновидностях – юридической и фактической. У таких двух типов есть несколько отличительных характеристик. Первый вариант направлен на регулирование правовых отношений между субъектами. Вторая разновидность имеет дело с реально существующими отношениями: описывает тонкости их существования, права и обязанности сторон и многое другое.

Существует еще несколько видов конституции:

  • Кодифицированная. Основной особенностью такого нормативно-правового акта является то, что он единственный необходим для регуляции различного характера правовых отношений между субъектами.
  • Некодифицированная отличается от предыдущего варианта тем, что есть еще ряд документов, который предназначен специально для регуляции отношений.
  • Смешанный тип включает в себя доктринальные толкования, описание обычаев, а также и перечисление парламентских законов и судебных прецедентов.

Текст конституции РФ.

Нормы конституции могут быть как жесткими, так и гибкими. Гибкие нормативно-правовые акты могут изменяться при принятии соответствующего закона. Жесткая конституция может быть изменена только при соблюдении целого комплекса действий. Чтобы принять поправки, проводится референдум, начинается ание депутатов, может также и понадобиться ратификация со стороны отдельных субъектов государства.

Существует еще два вида конституции в зависимости от срока ее действия. Это постоянные и временные нормативно-правовые акты.

Текст конституции Республики Беларусь.

История конституции: от первых вариантов до современных

Если говорить об этом документе в современном значении, тогда стоит сказать, что первая конституция появилась в США. Она представляла собой свод основных законов, функцией которого была правовая регуляция различных отношений. В то время этот уникальный документ стал необходимой правовой базой, под которую и подстраивался весь гражданский демократический строй в целом.

Но прототипы конституции были еще гораздо раньше. Еще за несколько веков до начала нашей эры начинали создаваться законы, призванные регулировать отношения граждан. Солон, Сервий Туллий и Ликург были первыми, кто создал правовой свод для жизни людей. Но при этом далеко не всегда документ был зафиксирован в письменном виде.

Источник: //chto-takoe.net/chto-takoe-konstituciya/

КОНСТИТУ́ЦИЯ

Конституция

Авторы: В. Е. Чиркин, С. А. Байбаков (Конституция в России)

КОНСТИТУ́ЦИЯ, осо­бый пра­во­вой до­ку­мент – ос­нов­ной за­кон го­су­дар­ст­ва, имею­щий важ­ней­шее зна­че­ние в жиз­ни стра­ны.

По­ня­тие «К.» упот­реб­ля­лось в не­ко­то­рых ак­тах рим. им­пе­ра­то­ров и ста­ло их на­зва­ни­ем (на­ря­ду с дек­ре­та­ми, эдик­та­ми и др.), ино­гда ис­поль­зо­ва­лось в сред­ние ве­ка (в т. ч.

для на­зва­ний ус­та­вов не­ко­то­рых мо­на­ше­ских ор­де­нов), но эти ак­ты не бы­ли К. ни по со­дер­жа­нию, ни по фор­ме. Как осо­бый до­ку­мент К. воз­ник­ла на оп­ре­де­лён­ном эта­пе раз­ви­тия об­ще­ст­ва для ог­ра­ни­че­ния ко­ро­лев­ско­го и фео­даль­но­го про­из­во­ла.

Пер­вая пи­са­ная кон­сти­ту­ция го­су­дар­ст­ва бы­ла при­ня­та в США в 1787.

К. ха­рак­те­ри­зу­ет­ся осо­бым по­ряд­ком при­ня­тия и из­ме­не­ния, выс­шей юри­дич. си­лой, осо­бым объ­ек­том пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния и осо­бы­ми спо­со­ба­ми за­щи­ты. К. обыч­но при­ни­ма­ет­ся спе­ци­аль­но соз­да­вае­мым для этой це­ли ор­га­ном – Уч­ре­ди­тель­ным (кон­сти­ту­ци­он­ным и др.) со­б­ра­ни­ем или ре­фе­рен­ду­мом из­би­ра­те­лей. Уч­ре­дит.

со­б­ра­ние, как пра­ви­ло, ор­ган од­но­па­лат­ный и по­сле при­ня­тия К. пре­кра­ща­ет свою дея­тель­ность, но ино­гда уч­ре­дит. со­б­ра­ни­ем про­воз­гла­ша­ет се­бя дей­ст­вую­щий пар­ла­мент – то­гда оно мо­жет быть од­но­па­лат­ным (в Тан­за­нии в 1977) и двух­па­лат­ным (в Бра­зи­лии при при­ня­тии Кон­сти­ту­ции 1988). В стра­нах му­сульм.

пра­ва ос­нов­ные ни­за­мы да­ро­ва­ны (ок­трои­ро­ва­ны) мо­нар­ха­ми (напр., в Сау­дов­ской Ара­вии в 1992), но на­стоя­щей К. счи­та­ет­ся Ко­ран, ему долж­ны со­от­вет­ст­во­вать ос­нов­ные ни­за­мы. Вре­мен­ные К. (обыч­но крат­кие) ино­гда про­воз­гла­ша­лись в стра­нах Азии и Аф­ри­ки во­ен­ны­ми (во­ен­но-ре­во­лю­ци­он­ны­ми и др.) со­ве­та­ми по­сле во­ен. пе­ре­во­ро­тов.

Из­ме­не­ние К. (по­прав­ки и др.) так­же осу­ще­ст­в­ля­ет­ся бо­лее слож­ным по­ряд­ком по срав­не­нию с др. за­ко­на­ми. К. яв­ля­ет­ся юри­дич. ба­зой раз­ви­тия за­ко­но­да­тель­ст­ва и пра­во­при­ме­ни­тель­ной прак­ти­ки, все пра­во­вые ак­ты, прак­ти­ка дея­тель­но­сти гос. ор­га­нов долж­ны со­от­вет­ст­во­вать К.

, ина­че они яв­ля­ют­ся не­дей­ст­вую­щи­ми (ак­ты), пра­во­на­ру­шаю­щи­ми (дей­ст­вия ор­га­нов).

К. ре­гу­ли­ру­ет ос­но­вы об­ще­ств. и гос. строя, ос­но­вы пра­во­во­го по­ло­же­ния че­ло­ве­ка и гра­ж­да­ни­на. Др. за­ко­ны, пра­во­вые ак­ты то­же мо­гут ре­гу­ли­ро­вать отд. важ­ные во­про­сы об­ще­ств. и гос. строя (напр., за­ко­ны о по­ли­тич. пар­ти­ях или о вы­бо­рах в пар­ла­мент), но не весь ком­плекс ос­нов об­ществ. и гос. строя, ста­ту­са лич­но­сти.

Для пра­во­вой за­щи­ты К. дей­ст­ву­ет кон­сти­ту­ци­он­ный кон­троль. К. – не толь­ко юри­ди­че­ский, но так­же по­ли­тич. и идео­ло­гич. до­ку­мент. Она за­кре­п­ля­ет прин­ци­пы со­труд­ни­че­ст­ва и од­но­вре­мен­но пра­во­вые рам­ки борь­бы и со­стя­за­тель­но­сти разл.

со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ских сил в об­ще­ст­ве, от­ра­жа­ет идео­ло­гию до­ми­ни­рую­щих в об­ще­ст­ве сло­ёв.

Дей­ст­вую­щие в го­су­дар­ст­вах ми­ра К. раз­ли­ча­ют­ся по сво­ей сущ­но­сти, со­дер­жа­нию и фор­ме. Со­дер­жа­ние К. не­оди­на­ко­во в за­ви­си­мо­сти от ре­гу­ли­руе­мых ими от­но­ше­ний, пра­во­вых ин­сти­ту­тов (напр., в мо­нар­хич. и рес­пуб­ли­кан­ских го­су­дар­ст­вах). Раз­ли­ча­ют совр., со­ци­аль­ные К.

и «ста­рые», ин­ст­ру­мен­таль­ные К. (они ог­ра­ни­чи­ва­ют­ся пе­реч­нем ос­нов­ных по­ли­ти­че­ских и лич­ных прав, за­кре­п­ля­ют сис­те­му ор­га­нов го­су­дар­ст­ва и поч­ти или со­всем не со­дер­жат со­ци­аль­ных по­ло­же­ний). Так, «ста­рую» Кон­сти­ту­цию США (1787) от­ли­ча­ют от «жи­вой» К. тол­ко­ва­ния кон­сти­туц.

норм Вер­хов­ным су­дом США. Это от­но­сит­ся и к Кон­сти­ту­ции Нор­ве­гии 1814. По фор­ме К. бы­ва­ют кон­со­ли­ди­ро­ван­ны­ми (еди­ный до­ку­мент, по­прав­ки вно­сят­ся в его текст, напр.

Кон­сти­ту­ция Ки­тая или Ук­раи­ны), не­кон­со­ли­ди­ро­ван­ны­ми (со­сто­ят из не­сколь­ких ос­нов­ных за­ко­нов, при­ня­тых в раз­ное вре­мя, как, напр., в Из­раи­ле, Шве­ции), ком­би­ни­ро­ван­ны­ми (вклю­ча­ют обык­но­вен­ные за­ко­ны или ста­ту­ты, су­деб­ные пре­це­ден­ты, кон­сти­туц. обы­чаи, пра­во­вую док­три­ну, напр.

в Ве­ли­ко­бри­та­нии, Но­вой Зе­лан­дии). Раз­ли­ча­ют К.

гиб­кие и жё­ст­кие (из­ме­не­ние по­след­них очень за­труд­не­но), по­сто­ян­ные и вре­мен­ные (ука­зан срок или со­бы­тие, ко­гда они пре­кра­ща­ют дей­ст­вие), на­род­ные (при­ни­ма­ют­ся пред­ста­ви­тель­ны­ми ор­га­на­ми или ре­фе­рен­ду­мом) и ок­трои­ро­ван­ные (да­ру­ют­ся мо­нар­ха­ми). Ес­ли фак­тич. по­ло­же­ние в го­су­дар­ст­ве не со­от­вет­ст­ву­ет кон­сти­туц. нор­мам, та­кую юри­дич. К. на­зы­ва­ют фик­тив­ной.

Исторический очерк

В Рос. им­пе­рии пер­вы­ми до­ку­мен­та­ми кон­сти­туц. свой­ст­ва (не счи­тая Кон­сти­ту­ции Цар­ст­ва Поль­ско­го 1815, но­сив­шей ло­каль­ный ха­рак­тер) бы­ли об­ще­рос. ак­ты – Ма­ни­фест имп. Ни­ко­лая II «Об усо­вер­шен­ст­во­ва­нии го­су­дар­ст­вен­но­го по­ряд­ка» от 17(30).10.1905 и Ос­нов­ные го­су­дар­ст­вен­ные за­ко­ны 1906.

По­сле Окт. ре­во­лю­ции 1917 в Сов. рес­пуб­ли­ке кон­сти­туц. ос­но­вы об­ществ. и гос. строя впер­вые в обоб­щён­ной фор­ме за­кре­п­ле­ны 3(16).1.1918 в Дек­ла­ра­ции прав тру­дя­ще­го­ся и экс­плуа­ти­руе­мо­го на­ро­да и ре­зо­лю­ции 3-го Все­рос. съез­да Со­ве­тов от 15(28).1.1918 «О Фе­де­раль­ных уч­ре­ж­де­ни­ях Рос­сий­ской Рес­пуб­ли­ки».

Про­ект Кон­сти­ту­ции РСФСР 1918 го­то­вил­ся об­ра­зо­ван­ной в апр. 1918 ко­мис­си­ей ВЦИК. В её со­став вхо­ди­ли пред­ста­ви­те­ли ВЦИК [от боль­ше­ви­ков М. Н. По­кров­ский, И. В. Ста­лин, Я. М. Сверд­лов (пред. ко­мис­сии), от ле­вых эсе­ров Д. А. Ма­ге­ров­ский и А. А. Шрей­дер, от эсе­ров-мак­си­ма­ли­стов с пра­вом со­ве­щат. го­ло­са А. И.

Берд­ни­ков], а так­же пред­ста­ви­те­ли от нар­ко­ма­тов (Н. И. Бу­ха­рин и др., имев­шие пра­во со­ве­щат. го­ло­са). Боль­ше­ви­ки на­стаи­ва­ли на за­кре­п­ле­нии в К. идеи дик­та­ту­ры про­ле­та­риа­та, ле­вые эсе­ры и эсе­ры-мак­си­ма­ли­сты вы­сту­па­ли про­тив это­го, счи­тая РСФСР го­су­дар­ст­вом – вы­ра­зи­те­лем вла­сти все­го тру­до­во­го на­ро­да.

Боль­ше­ви­ки, при­зна­вая не­об­хо­ди­мость фе­де­ра­тив­ной фор­мы гос. уст­рой­ст­ва (в ка­че­ст­ве субъ­ек­тов фе­де­ра­ции И. В. Ста­лин рас­смат­ри­вал ав­то­ном­ные об­лас­ти, от­ли­чав­шие­ся осо­бым бы­том и нац. со­ста­вом), тем не ме­нее бы­ли сто­рон­ни­ка­ми цен­тра­ли­зов. мо­де­ли го­су­дар­ст­ва без раз­де­ле­ния вла­ст­ных струк­тур на за­ко­но­дат. и ис­пол­нит.

вет­ви и стре­ми­лись пре­ж­де все­го уси­лить ком­пе­тен­цию центр. ор­га­нов. Ле­вые эсе­ры бы­ли при­вер­жен­ца­ми де­цен­тра­ли­зов. мо­де­ли го­су­дар­ст­ва с ши­ро­кой ав­то­но­ми­ей ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния. Все чле­ны ко­мис­сии бы­ли еди­ны в ре­ше­нии ли­шить «экс­плуа­та­то­ров» (бур­жуа­зию) из­би­рат. прав. Од­на­ко по всем ос­таль­ным ас­пек­там из­би­рат.

пра­ва их мне­ния раз­де­ли­лись: не­ко­то­рые вы­сту­па­ли за рав­ное из­би­рат. пра­во для всех тру­дя­щих­ся го­ро­да и де­рев­ни при ус­ло­вии их член­ст­ва в проф­сою­зе, за кол­лек­тив­ное из­би­рат. пра­во (от по­ли­ти­чес­ких, про­фес­сио­наль­ных или коо­пе­ра­тив­ных ор­га­ни­за­ций), од­на­ко боль­шин­ст­во на­стаи­ва­ло на за­ко­но­дат.

за­кре­п­ле­нии пре­иму­ществ ра­бо­че­го клас­са. Дис­ку­ти­ро­ва­лись и др. во­про­сы. Свой ва­ри­ант про­ек­та К. под­го­то­ви­ла кол­ле­гия Нар­ко­ма­та юс­ти­ции под рук. П. И. Стуч­ки. Отд. час­ти про­ек­тов ВЦИК и Нар­ко­ма­та юс­ти­ции бы­ли объ­е­ди­не­ны в один про­ект ко­мис­си­ей ЦК РКП (б) во гла­ве с В. И.

Ле­ни­ным (об­ра­зо­ва­на пред­по­ло­жи­тель­но в кон­це ию­ня – на­ча­ле ию­ля 1918), при этом бы­ли вновь пол­но­стью раз­ра­бо­та­ны 11 глав (44 ста­тьи), 9 ста­тей и 3 пунк­та.

К. РСФСР при­ня­та 10.7.1918 5-м Все­рос. съез­дом Со­ве­тов, 18 ию­ля рас­смот­ре­на Пре­зи­диу­мом ВЦИК, 19 ию­ля всту­пи­ла в дей­ст­вие. Со­хра­ни­ла в сво­ём со­ста­ве «Дек­ла­ра­цию прав тру­дя­ще­го­ся и экс­плуа­ти­руе­мо­го на­ро­да».

Но­си­ла яр­ко вы­ра­жен­ный клас­со­вый ха­рак­тер, за­кре­пи­ла ус­та­нов­ле­ние «дик­та­ту­ры го­род­ско­го и сель­ско­го про­ле­та­риа­та и бед­ней­ше­го кре­сть­ян­ст­ва в ви­де мощ­ной Все­рос­сий­ской Со­вет­ской вла­сти в це­лях пол­но­го по­дав­ле­ния бур­жуа­зии, унич­то­же­ния экс­плоа­та­ции че­ло­ве­ка че­ло­ве­ком».

Ут­вер­ди­ла вхо­ж­де­ние в со­став РСФСР об­ла­ст­ных ав­то­но­мий на фе­де­ра­тив­ных на­ча­лах, при­над­леж­ность вер­хов­ной вла­сти Все­рос. съез­ду Со­ве­тов, а в про­ме­жут­ках ме­ж­ду съез­да­ми – ВЦИК как выс­ше­му за­ко­но­дат., рас­по­ря­дит. и кон­тро­ли­рую­ще­му ор­га­ну. Этим был за­кре­п­лён от­каз от прин­ци­па раз­де­ле­ния вла­стей. К.

пре­дос­та­ви­ла де­мо­кра­тич. пра­ва и сво­бо­ды толь­ко тру­дя­щим­ся, им так­же да­ва­лось ис­клю­чи­тель­ное пра­во «за­щи­щать ре­во­лю­цию с ору­жи­ем в ру­ках». К. ус­та­но­ви­ла про­из­вод­ст­вен­но-тер­ри­то­ри­аль­ный прин­цип вы­бо­ров в Со­ве­ты. Для гор.

на­се­ле­ния вы­бо­ры бы­ли пря­мы­ми, для сель­ско­го – мно­го­сту­пен­ча­ты­ми (сель­ские Со­ве­ты из­би­ра­ли де­пу­та­тов на во­ло­ст­ные и уезд­ные съез­ды Со­ве­тов, ко­то­рые за­тем по­сы­ла­ли де­пу­та­тов на гу­берн­ские и об­ла­ст­ные съез­ды, а те, в свою оче­редь, – на Все­рос. съезд). Пред­ста­ви­тель­ст­во на Все­рос.

съез­де со­ве­тов от го­род­ских Со­ве­тов осу­ще­ст­в­ля­лось по нор­ме 1 де­пу­тат от 25 тыс. из­би­ра­те­лей, а от гу­берн­ских съез­дов Со­ве­тов – 1 де­пу­тат от 125 тыс. жит.: в ре­зуль­та­те ра­бо­чие по­лу­чи­ли при­бли­зи­тель­но 3-крат­ное пре­иму­ще­ст­во по срав­не­нию с кре­сть­ян­ст­вом и др. ка­те­го­рия­ми на­се­ле­ния. Из­би­рат.

пра­ва бы­ли ли­ше­ны: ли­ца, при­бе­гав­шие к на­ём­но­му тру­ду с це­лью из­вле­че­ния при­бы­ли; жи­ву­щие на не­тру­до­вой до­ход (про­цен­ты с ка­пи­та­ла, до­хо­ды с пред­при­ятий, по­сту­п­ле­ния с иму­ще­ст­ва и т. п.); ча­ст­ные тор­гов­цы, тор­го­вые и ком­мерч. по­сред­ни­ки; свя­щен­но­слу­жи­те­ли; быв.

аген­ты по­ли­ции и слу­жа­щие осо­бо­го кор­пу­са жан­дар­мов и ох­ран­ных от­де­ле­ний; чле­ны цар­ст­во­вав­ше­го в Рос­сии до­ма Ро­ма­но­вых; ду­шев­но­боль­ные или ума­ли­шён­ные; осу­ж­дён­ные. К. ста­ви­ла за­да­чу обес­пе­чить тру­дя­щим­ся бес­плат­ное и все­сто­рон­нее об­ра­зо­ва­ние. В ней ука­зы­ва­лось так­же, что фи­нан­со­вая по­ли­ти­ка сов.

го­су­дар­ст­ва спо­соб­ст­ву­ет осн. це­ли – «экс­про­приа­ции бур­жуа­зии» и под­го­тов­ке ус­ло­вий для «все­об­ще­го ра­вен­ст­ва гра­ж­дан Рес­пуб­ли­ки в об­лас­ти про­из­вод­ст­ва и рас­пре­де­ле­ния бо­гатств». К. 1918 ус­та­но­ви­ла герб и флаг РСФСР. Её по­ло­же­ния лег­ли в ос­но­ву при­ня­тых в 1919–29 кон­сти­ту­ций ав­то­ном­ных рес­пуб­лик в со­ста­ве РСФСР, а так­же сов. рес­пуб­лик (УССР, БССР, ЗСФСР).

Источник: //bigenc.ru/biology/text/2092467

Конституция РФ

Конституция

Добро пожаловать на сайт «Конституция РФ». Здесь вы всегда найдёте полный текст действующей редакции конституции со всеми изменениями на 2019 год, а также комментарии к статьям конституции и другие полезные материалы и документы. находятся сразу после текста статей.

Переход к любой статье кодекса осуществляется через оглавление на главной странице, через систему поиска информации по сайту или навигационную цепочку.

Кроме того у нас Вы сможете получить бесплатную юридическую консультацию по вопросам нарушения конституционных прав и свобод граждан, а также другим юридическим вопросам.

Мы, многонациональный народ Российской Федерации,Соединенные общей судьбой на своей земле,Утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,Сохраняя исторически сложившееся государственное единство,Исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,Чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,Возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы,Стремясь обеспечить благополучие и процветание России,Исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,Сознавая себя частью мирового сообщества,

Принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Ныне действующая Конституция была принята в 1993 году, когда образовалось новое государство под названием Российская Федерация. До этого она находилась в статусе союзной республики, входившей в Советский Союз (СССР).

В 2008 и в 2014 годах в этот документ были внесены поправки. Изменились сроки избрания президента, а так же некоторые функции Госдумы и судебной системы.

В остальном Конституция РФ сохранила свою неизменность с периода формирования нового государства.

Функции

Любая Конституция является базовым юридическим документом, на основе которого формируется вся правовая система страны.

Базовый характер проявляется в декларации основных прав и свобод граждан, принципов устройства государства и отдельных его структур.

Описать в одном документе все правовые механизмы реализации декларируемых норм невозможно, поэтому вся правовая система страны строится по принципу детализации системы защиты конституционных прав, свобод и обязанностей.

Конституция РФ делится на три части:

  • описание строя как принципиальной основы формирования общества;
  • устройство системы управления;
  • защищаемые властью права людей.

Российская Федерации и Россия – это равнозначные понятия, которые используются в любых официальных документах. Главным носителем власти в стране является население, которое реализует свои полномочия непосредственно (через выборы и референдум), а так же опосредованно, делегируя властные полномочия государственным и муниципальным органам.

Таким образом, Конституция создаётся для того, чтобы обозначить основные права и обязанности граждан. Обычно именно это считается главным. Однако не менее значимым является построение государственной системы, которая и должна защищать права граждан.

Теме гарантий посвящена Глава вторая, состоящая из 47 статей.

В каждой из них содержится перечень прав, которые принадлежат всем гражданам от их рождения при условии, что их реализация не нарушает конституционных прав других людей.

На словосочетании «при условии» и построена юридическая система страны. Например, человек, лишивший жизни другого человека, теряет своё право на свободу или даже на жизнь.

Это «условное» наделение граждан правами отражается и в некоторых статьях Конституции. Например, статья 20 каждому человеку (гражданство не уточняется) гарантирует право на жизнь. Это означает, что все государственные структуры обязаны защищать каждого человека, находящегося в зоне юрисдикции России, от посягательств на его жизнь.

Однако это не касается тех, кто за лишение жизни другого человека приговорён к смертной казни. Выходит, что при определённых условиях государство намеренно не выполняет взятых на себя обязанностей. И хоть в России давно действует мораторий на смертную казнь, это не является основанием для отмены второй части статьи 20.

Аналогичное противоречие содержится и в ст. 22, дающей людям право на личную свободу. Однако, если кто-то по отношению к другим людям нарушил это право, то он может быть лишён свободы на 48 часов (без суда) или, если по решению суда, то на длительный срок.

Кроме того Конституция гарантирует людям права на:

  • личную тайну;
  • свободу слова как выражение мысли;
  • неприкосновенность своего жилища;
  • свободу передвижения;
  • произвольный выбор места проживания;
  • произвольный выбор вероисповедания и родного языка;
  • передачу информации, за исключением сведений, составляющих гостайну;
  • защиту от цензуры;
  • свободу экономической деятельности, не нарушающую антимонопольное законодательство;
  • частную собственность;
  • наследование имущества;
  • владение земельными участками;
  • труд в безопасных условиях;
  • отдых;
  • пенсии и соцобеспечение;
  • защиту материнства и детства;
  • собрания и шествия мирного характера;
  • жилище через предоставление квартир по договорам соцнайма;
  • охрану здоровья;
  • бесплатную медпомощь;
  • благоприятную среду;
  • участие в управлении обществом и государством;
  • возмещение вреда, нанесённого экологической среде;
  • информацию о состоянии экологической среды;
  • бесплатное образование на дошкольном, основном общем и среднем профессиональном уровне;
  • творческую самореализацию;
  • охрану интеллектуальной собственности;
  • защиту в суде.

Самостоятельно свои права люди могут осуществлять с 18 лет. До этого заботу об обеспечении конституционных гарантий берут на себя родители, опекуны и другие законные представители несовершеннолетних граждан.

Устройство общества и власти

Данной теме посвящены семь глав, в которых описываются:

  • основные принципы устройства общества;
  • структура и устройство страны;
  • основные нормы реализации президентской власти;
  • устройство властных структур;
  • принципы деятельности судебной власти;
  • основы местного самоуправления.

Россия декларируется как федеративное демократическое государство с республиканской формой правления. Страна состоит из 85 субъектов федерации. Среди ни 22 республики, 9 краёв, 46 областей, 1 автономная область, 4 автономных округа, 3 города. Главой государства считается президент.

Законодательная власть представлена Федеральным Собранием. Её исполнительная часть сконцентрирована в Правительстве, состоящем из Председателя, его заместителей и министров. Правосудие может быть реализовано только с помощью судов разных инстанций. На местном уровне управление обществом осуществляется органами самоуправления.

Конституцию можно сравнить с портретом страны, описанным в общих чертах, но с максимальной достоверностью. Существует ещё сравнение со скелетом организма.

От формы и функций его структурных частей зависит и формирование всех остальных органов. Можно представить ещё немало образных определений, которые способны проиллюстрировать роль конституции в жизни страны.

Однако достаточно только назвать этот документ основой все правовой системы страны.

Источник: //ConstRF.ru/

Конституция Российской Федерации . Кратко. – УчительPRO

Конституция

Раздел ЕГЭ: 5.4. Конституция Российской Федерации.
Основы конституционного строя Российской Федерации

Законы регламентируют все сферы жизни правового государства. Свод правил, лежащих в основе законодательства, записан в конституции.

Конституция — основной закон государства, который обладает высшей юридической силой и определяет основы государственного строя, взаимоотношения между гражданином и государством, а также организацию государственной власти.

Действующая Конституция Российской Федерации была принята всенародным анием 12 декабря 1993 г. С 1917 г. она является пятой по счёту. Конституции Российской Федерации подчинены все субъекты федерации.

Основные черты

Главный закон страны имеет отличительные черты, которые выделяют его среди остальных нормативных правовых актов.

  • Вся жизнь государства регулируется Конституцией.
  • Конституция является основополагающим документом. Она определяет права и обязанности граждан, государственное и территориальное устройство, очерчивает деятельность государственной власти, а также устанавливает правопорядок, законность и основные принципы жизнедеятельности государства.
  • Конституция наделена высшей юридической силой. Новые нормативно-правовые акты создаются с опорой на Конституцию и не должны противоречить ей.
  • Конституция является верховным законом. Ей подчиняется вся территория государства, его население, организации, органы власти.
  • Конституция имеет прямое воздействие. Для претворения в жизнь конституционных норм не нужно утверждение каких-либо органов государственной власти или должностных лиц.
  • Конституция принимается и изменяется особым порядком. Поскольку она является главным законом страны, утвердить или изменить её можно только через сложную процедуру, отличающуюся от других законов.
  • Конституция особо защищается государством. Президент РФ и Конституционный суд РФ обеспечивают исполнение норм Конституции, поскольку они регулируют всю деятельность государственного механизма.
  • Конституция принимается народом или от его имени.
  • Конституция может выступать прямым основанием для защиты в суде.
  • Конституция определяет виды и иерархию всех остальных законов и нормативных документов.
  • Конституция стабильна и предусматривает строго установленный порядок пересмотра и принятия в неё поправок (обычно посредством референдума).

Правопорядок — порядок отношений, принятый в обществе, который основывается на точном исполнении законов и их требований.

Законность — подчинение всех государственных органов, должностных и иных лиц требованиям закона и других нормативных правовых актов.

Структура конституции

Как и любой другой нормативный документ, Конституция имеет чётко обозначенные элементы.

  • ПРЕАМБУЛА ⇒ Вступительная часть.
  • РАЗДЕЛ 1 ⇒ Главы, статьи
  • РАЗДЕЛ 2 ⇒ Заключительная часть

Основная часть Конституции содержит главы, каждая из которых занимает определённые статьи.

  • Основы конституционного строя (ст. 1-16).
  • Права и свободы человека и гражданина (ст. 17-64).
  • Федеративное устройство (ст. 65-79).
  • Президент РФ (ст. 80-93).
  • Федеральное собрание (ст. 94-109). Правительство РФ (ст. 110-117).
  • Судебная власть (ст. 118-129).
  • Местное самоуправление (ст. 130-133).
  • Конституционные поправки и пересмотр Конституции (ст. 134-137).

Основы конституционного строя рф

Конституция определяет государственное устройство страны, регламентирует права и обязанности власти и граждан.

Конституционный строй РФ — система общественных отношений, установленных и охраняемых Конституцией РФ и иными правовыми актами РФ.

//www.youtube.com/watch?v=CJYIi2LGEng

Особенности конституционного строя:

  • Всесторонность. Охват всех сфер жизни государства, общества, определение прав и свобод граждан страны.
  • Неизменность. Конституционный строй невозможно отменить или пересмотреть во время действия Конституции РФ.
  • Базовость. Существующий конституционный строй выступает основой для самой Конституции РФ и, соответственно, для всей правовой системы РФ.

Принципы конституционного строя:

  • Демократия (ст. 1). Обеспечение суверенитета народа, прав и свобод человека и гражданина.
  • Федерализм (ст. 1). Общая власть для РФ действует в союзе с субъектами РФ и органами местного самоуправления, которые также имеют свои властные полномочия.
  • Гуманизм (ст. 2). Человек и его права — наивысшая ценность, поэтому главной обязанностью государства является их соблюдение и защита.
  • Республиканская форма правления (ст. 1). Разграничение деятельности и полномочий органов власти, высшие органы власти избираются или назначаются на определённый срок.
  • Правовое государство (ст. 2). Закон стоит в основе всех действий внутри государства. Государство поддерживает соблюдение закона, прав и свобод граждан, гарантируемых Конституцией.
  • Равенство россиян (ст. 2). Все граждане РФ вне зависимости от места их рождения, проживания и приобретения гражданства равны перед законом и имеют одинаковые права.
  • Суверенитет народа (ст. 3, ч. 1). Народ является единственным источником власти, способным на неё влиять и осуществлять её. Осуществление власти может происходить двумя путями: непосредственно (выборы и референдумы) и опосредованно (местное самоуправление, органы государственной власти).
  • Многообразие и равноправие форм собственности (ст. 8, ч. 2). Каждая форма собственности защищается равнозначно (государственная, частная и др.).
  • Идеологическое многообразие (плюрализм) (ст. 13, ч. 3). В государстве не может быть принята одна официальная идеология, подавляющая все другие.
  • Социальность (ст. 7). Обеспечение достойной жизни населения государства путём создания достойных экономических и юридических условий. Поддержка неимущего населения.
  • Разделение властей (ст. 10). Ветви власти разграничены между друг другом, каждая имеет свои особые полномочия и не зависит от двух других.
  • Многопартийность (ст. 13, ч. 3). В связи с существованием разных идеологий возможно соседство различных политических мнений, которые ведут к определённым действиям, в том числе к созданию и деятельности партий.
  • Светскость (ст. 14). Признание равноправия всех религий. Государство не отдаёт приоритет ни одной из них и не может признать какое-либо вероучение обязательным или предпочтительным.

Международное право приоритетно. Внутреннее законодательство имеет меньший вес, чем подписанные и утверждённые РФ международные договоры. Правовая система РФ изначально включает в себя общепризнанные нормы международных прав и договоров.

Вы смотрели конспект «Конституция Российской Федерации»

Источник: //uchitel.pro/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D1%84%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8/

Ваш Недуг
Добавить комментарий