Идеи бредоподобные

Бредовые идеи

Идеи бредоподобные

Бредовые идеи – это продуктивный психопатологический синдром, проявляющийся в формировании идей, которые не поддаются переубеждению.

Поскольку психопродуктивные идеи не ограничиваются бредовыми, их нужно четко отдифференцировать от навязчивых и сверхценных. Навязчивые идеи сильно мешают своему обладателю, по сути, полностью лишая персону нормальной жизнедеятельности.

Сверхценные идеи имеют возможность поддаваться переубеждению и теряют свою яркую выраженность в большом количестве случаях. Такие провокационные мысли могут быть в адекватных психических состояниях, к примеру, у ученных, исследующих важную тему.

По такой системе также формируется влюбленность. А бредовые идеи невозможно нивелировать или изменить и персона все окружающее втягивает в свою бредовую систему.

Бредовые идеи: что это такое?

Бредовые идеи являются по своей классификационной группе расстройствами мыслительными. Мышление, как психический процесс, позволяет индивиду отображать наиболее существенное, объединяя связи между вещами и явлениями.

Мышление отображает реальность в адаптированном для персоны виде и является активной интеллектуальной функцией. Имеется множество мыслительных категорий: понятие, суждение, умозаключения, и при бредовых идеях страдают, как правило, суждения и умозаключения.

Мыслительные процессы выражаются и соответственно проверяются при речевых контактах.

Бредовые идеи – это неверные выводы, которые не поддаются переубеждениям. Они формируются на болезнетворном основании. Бред кристаллизуется не сразу, а постепенно, набирая обороты.

Этот вид расстройства также называется патология суждений.

Бредовые идеи характеризуются патологическим возникновением в сознании индивида, отсутствием под собой реальной основы, не корригируемостью и отсутствием малейшей самокритики.

Бредовые идеи имеют несколько рядов, зависимо от патологии, спровоцировавшей их.

Идеи депрессивного ряда возникают при депрессии, БАР в его депрессивной фазе, ипохондрической депрессии и инволюционной, при некоторых старческих состояниях и деменции с продуктивной симптоматикой.

У наркоманов во время абстиненции. Но самые распространенные эти идеи при аффективных расстройствах, которые перечислены выше.

Нужно обозначить, что бредовые идеи – это не болезнь, а лишь отдельный симптом или симптомокомплекс. Он способен указать или подтолкнуть к постановке диагноза.

Бредовые навязчивые идеи характеризуются плохой купируемостью, в отличии от иных продуктивных симптомов, например галлюцинаций. Как правило, бредовые идеи не пропадают, а лишь временно теряют свою яркость в отделении, а дома возобновляются с новой силой.

Многие думают, что бред есть у всех, но нужно отличать разные предубеждения и предрассудки от бредовых идей.

Бредовые идеи абсолютно абсурдны и в них вплетается все, что окружает индивида. Бредовые идеи маниакального ряда формируются также при аффективных расстройствах, но уже при мании и во многих отмеченных случаях у наркоманов во время опьянения.

Бредовые идеи персикуторного ряда являются наиболее опасными и сложно купируемыми, зависимо от патологии они имеют множество подвидов.

Естественно самая активная патология, вызывающая подобные расстройства – это шизофрения, но также шизоаффективные и шизотипичные расстройства, некоторые виды деменций, делирий, алкогольные галлюцинозы. При эпилепсии также могут формироваться бредовые идеи, но это более редкое проявления.

Не нужно стараться спорить с больным и переубеждать его, никакие логические доводы здесь не подействуют, но это может сильно его разозлить. Стоит молча выслушать эти идеи и назначить лечения, доказывать, что это бред не является смысловым.

Имеются целые синдромы в основании которых лежат те или иные бредовые идеи. К таким принадлежат синдром Капгра или негативного двойника, когда персона во всех людях узнает кого-то одного.

Синдром Фреголи, когда персона наоборот не узнает знакомых личностей, а считает, что это не они. Многие синдромы могут относиться к депрессивному ряду, например синдром Котара, персона предполагает, что все его органы прогнили и он давно мертв.

Ну и типико – характерные для шизофрении параноидный, паранойяльный, депрессивно – параноидный и парафренный синдромы.

Бредовые идеи характеризуются своей коварностью, если не завести разговор с персоной в нужном русле, то их можно и не заметить, а если это один симптом, то пропускается вся картина болезни. Иногда индивиды их преднамеренно скрывают и даже, если напрямую спросить о чем-то, могут соврать.

Поэтому беседа  – это первая линия постановления диагноза, но не всегда стоит не верить пациенту. Например персона может утверждать, что ее травят и мы не имеем реальной возможности перепроверить, что это не так.

Тогда стоит смотреть сопутствующую симптоматику, если это бредовая идея, то обязательно обнаружатся еще какие-то расстройства мышления.

Бредовые навязчивые идеи сильно омрачают жизнь индивида, отнимая все силы и мысли, поэтому требуют безотлагательного лечения.

Виды бредовых идей

Бредовые идеи подразделяются на множество причудливых классификаций.

Сначала по причине. Они могут быть первичные, то есть как первичное расстройство мышления. В этом случае бред имеет четкие этапы: кристаллизованный, систематизированный. Оно интерпретативно, то есть объясняет персоне какие-то события и монотематическое, его тема не меняется.

Этапов формирования таких бредовых идей несколько. Сначала индивид ощущает бредовое настроение. Бредовые навязчивые идеи формируются на этом этапе, персона вынашивает идеи особой значимости, уже становясь подозрительной и загадочной. В последующем наступает бредовое озарение, при этом, бредовая идея кристаллизуется и персона понимает все.

Но лишь она способна это все понять. На параноидном этапе бредовых идей у персоны появляются галлюцинации, что нарушает стройность бредовых идей персоны. Бредовые идеи уже зависят от ощущений индивида. Если индивид чувствует висцеральные галлюцинации, то есть в органах, он будет предполагать, что его отравляют.

Если его будет печь по коже, он будет утверждать, что на него влияют физическими методами, лучами, светом или парами. На парафренном этапе персона будет предполагать с уверенностью, что все содеянные с ней вещи и влияния из-за ее особой значимости. Бредовые идеи величия как раз и формируются в столь исключительные моменты.

Этот этап прогностически неблагоприятен и ведет к развалу бредовой концепции с формированием особого вида недоумства.

Вторичные бредовые идеи возникают после других хворей, являются нестойкими, могут проходить после излечения. Имеют название обрывистых бредовых идей.

Бредовые идеи характеризуются четкой классификацией по рядам. Бредовые идеи депрессивного ряда включают пять основных идей:

• Ипохондрические идеи, персона считает, что больна серьезным заболеванием, нередко это СПИД, туберкулез, сифилис или рак. Она уверена, что скоро умрет и никакие обследования ее не переубедят.

• Нигилистические идеи, когда персона считает, что мертва она сама, ее органы или части тела, или же мертв мир вокруг.

• Идеи самообвинения: индивид считает, что виноват во всем, что он очень плохой и сделал много зла, винит себя в смерти или болезни близких.

• Самоунижение: личность считает, что ничего не достойна, жалкая и низкая.

• Идеи греховности говорят о том, что индивид грешен, будет гореть в аду, его ожидает суд и ничто его не отгородит или спасет, во всех грехах виноват лишь он и нет ему прощенья.

Все бредовые идеи этого ряда могут трансформироваться в мегаломанические и персона будет говорить о близком конце света, Апокалипсисе. Нередко в этом они обвинят исключительно себя. И никто от этого не спасется.

Бредовые идеи величия принадлежат к маниакальному ряду. Бредовые идеи величия характеризуются в предубеждении индивида в его исключительной силе или таланте. Он считает себя выдающимся профессионалом и непременно завоюет мир или же спасет его. Иногда он думает, что он определенная историческая персона: Иисус Христос, Наполеон или же сам Господь.

Идеи богатства выражаются в том, что персона мнит себя сказочно богатой, имеющей особняки и огромные владения. Идеи реформаторства, когда персона пытается реформировать мир, выдает указы, считает, что она политик, влияющий на мировые законы, предлагает абсурдные законопроекты.

Бредовые идеи особого происхождения демонстрируют, что персона произошла от каких-то королей или графов. При этом они могут весьма вычурно себя вести и одеваться. Бредовые идеи изобретательства демонстрируют изобретения всяческих совершенно ненужных и даже опасных предметов.

Нередко они пытаются вернуться к изобретению бесконечно работающего двигателя или особых подвидов энергии. Но это абсолютно абсурдные идеи, причем они сидят над ними целыми днями, забывая даже есть.

Бредовые идеи персикуторного ряда, или преследования. Это самая массивная и опасная группа, вследствие того, что индивид чувствует опасность, он способен нанести вред самому себе и окружающим.

Бредовые идеи особого отношения или значения проявляются в предании особого значения всему, что происходит вокруг индивида. Он считает, что все вокруг против него и пытаются принести ему зло. Идеи влияния, когда персона предполагает, что извне некоторые службы влияют на нее.

Иногда физически, с помощью физического влияния: лучами, теплом или волнами, а иногда психически, с помощью аппаратов, заставляя делать то, что он не хочет. Бредовые идеи вреда, могут быть морального или же материального, а также отравления.

Дисморфоманические бредовые идеи, когда персона предполагает, что с ее страшной внешностью что-то не так, при этом доходя до абсурда. «Я не могу идти ведь моя нога размером, как этот дом». Абсолютно абсурдны идеи ревности, персоны считают, что их жены занимаются интимом через стенку и тому подобное.

На почве таких идей могут даже убить. Личности и идеями преследования, считают, что их преследуют с какими-то негативными целями. Любовный бред переубеждают персону в любви к ней какого-то человека, у женщин это часто их гинеколог.

Индуцированные бредовые идеи возникают при влиянии персоны с бредовыми идеями на внушаемую персону с низким уровнем интеллекта. Конформные бредовые идеи проявляются, когда больной глаголит, что это не он придумал идею, а кто-то ему обусловил, как бы перебрасывая свой бред.

Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о наличии данного заболевания обязательно проконсультируйтесь с врачом!

Источник: //vlanamed.com/bredovye-idei/

MED24INfO

Идеи бредоподобные

Психопатологический симптомокомплекс, промежуточный между сверхценными образованиями, навязчивыми состояниями и бредовыми идеями, существенно отличающийся от тех и других, принято называть бредоподобным синдромом.

Термин «бредоподобный», или точнее, «бредоподобный вымысел», ввел в психиатрическую практику К. Бирнбаум (1908). Возникновение «бредоподобного вымысла» он связывал с патологическим фантазированием, частично аутосуггестией и психогенией.

К бредоподобным, например, были отнесены переживания лиц, попавших в иноязычную среду и считавших, что окружающие плохо о них говорят. Следовательно, под бредоподобным вымыслом К. Бирнбаум (1908) подразумевал не самостоятельный «бредоподобный‘синдром», а скорее «бредоподобную реакцию».

Вместе с тем одним и тем же термином в психиатрии принято обозначать различные психопатологические симптомоком- плексы.

Г. Губер и Г. Гросс (1977), подробно изучая проблему бреда, отождествляют бредоподобную реакцию с примитивной «реакцией связи» по К. Шнейдеру (1930), при которой на переработанное впечатление больной реагирует непосредственно, панически, с «параноидальной» установкой.

При этом бредоподобное переживание (в случаях «чистых параноидальных реакций», сопровождающихся переутомлением) держится долго, до тех пор, пока не проходит ведущий аффект страха.

Параноидальные реакции возникают у чувственных, экспансивных личностей, имеющих «бредовые связи» и склонность к параноидальному развитию, приводящему, нередко без видимой причины, к настоящему бреду. В таких случаях, по мнению авторов, можно было бы говорить «об эндогенно построенных бредоподобных реакциях».

Однако трудность проблемы состоит в том, что часто невозможно установить разницу между бредовыми переживаниями и параноидальными реакциями аффективной природы, нельзя определить, какая она — «эндогенно построенная» или «пснхореактивная».

В отличие от «бредоподобной реакции» указанные выше авторы под бредоподобным синдромом, наблюдавшимся ими при эндогенных заболеваниях (шизофрения и маниакально-депрессивный психоз), понимают постепенно возникающие и длительно протекающие параноидные состояния, сопровождающиеся лишь частичной критикой и значительно меньшими, чем при бредоподобных реакциях, эмоциональными переживаниями.

Понятие «бредоподобный синдром» многие психиатры рассматривают и определяют неоднозначно: исследователи, наблюдавшие этот синдром у

взрослых психически больных, склонны считать его одним из проявлений экзогенных психозов (в частности, истерической психопатии, психогенной реакции, фантастической параной Корсакова), и в этом они ближе к определению, данному К. Бнрнбаумом (1908).

Детские психиатры, наоборот, относят бредоподобный синдром, чаще обозначаемый термином «бредоподобные фантазии», к продрому или дебюту шизофрении. Однако элементы вымысла и фантазии, так же как наличие психогенной причины, находят при самых разных по механизму возникновения и структуре бредоподобных синдромах. Например, П. Б. Ганнушкин (1901, 1904) пишет: …

у человека, до того как будто совершенно здорового, при возникновении этого синдрома неожиданно вслед за тем или иным потрясением, при кажущемся ясном сознании, развивается довольно пышный бред (часто величия), сплошь и рядом причудливый, надуманный, даже нелепый по своему содержанию, … все это вместе придает бредовым построениям характер вымысла, притворства, фантазии ..

однако сознательная симуляция может быть легко исключена …». Особенностями истинных «бредовых фантазий» являются их непродолжительность (нестойкость) и часто изменчивость (по содержанию).

Подавляющее большинство авторов связывают возникновение бредоподобных идей с обычно предшествующими им сверх- ценными идеями.

Е. Н. Каменева (1938) подчеркивает, что бредоподобные идеи отличаются от сверхценных категоричностью утверждений, влиянием на поведение и поступки больного, недоступностью разубеждению, статичностью, феноменологической незавершенностью.

Некоторые авторы указывают на патогенетическую близость сверхценных и бредоподобных идей. Ю. В. Каннабнх (1914) в картине циркулярного психоза отмечает сверхценные образования с некоторыми признаками бредовых идей.

Происхождение бредоподобных образований связывают со сверхценными идеями (физического недостатка), которые чаще соответствуют всем признакам бреда ГНиколаев Ю. С., 1949]; ревности [Полинковский С. И., Лившиц С. М.

, 1959]; одностороннего увлечения познавательной деятельностью с «метафизическим» характером рас- суждений [Дубницкий Л. Б., 1975, Цуцульковская М. Я., 1986]; самообвинения [Синицын В И., 1976] и др.

А. Б. Смулевич и М. Г. Щирина (1972) пишут о сверхценном бреде, который имеет сходство с параноическими состояниями у психопатов со сверхценными образованиями. Они рассматривают сверхценные образования, сверхценный бред и паранойяльный бред как сменяющие друг друга стадии заболевания.

При этом сверхценные образования, которые патогенетически близки психопатии, по их мнению, коррелируют с благоприятным течением процесса.

Наши клинические наблюдения позволяют подтвердить правильность суждения о том, что бредоподобные идеи можно рассматривать как своеобразное промежуточное психопатологическое образование между сверхценными идеями и бредом.

Своеобразие бредоподобных образований заключается в том, что в их структуре совмещаются некоторые признаки сверхценных и бредовых идей. Иначе говоря, в бредоподобном синдроме утрачивается ряд признаков сверхценных идей и появляются отдельные признаки бреда.

На первый план при бредоподобных идеях выступает противоречивость отдельных высказываний* неодинаковая убежденность больных в собственных суждениях, включение в их структуру правдоподобных и бредоподобных построений, а также абортивных бредовых переживаний, иногда близких к сверхценным построениям.

Наиболее типичные признаки бредоподобных идей: их ипохондрическое содержание и связь с мыслью об «околдовании».

При этом идея «околдования» нередко возникает психогенно, а ипохондрический сюжет в отличие от сверхценных идей, как правило, с психогенней не связан и возникает по случайному поводу.

Фрагментарность психопатологической симптоматики нередко сочетается с неодинаковой стойкостью отдельных высказываний и различной степенью критичности по отношению к ним.

В ряде случаев содержание бредоподобной идеи прямолинейно связано с психогенией (обычно пролонгированной) и также имеет ипохондрическую направленность. Стойкость такой идеи, отсутствие в ней рационального смысла и тенденция к паралогичному усложнению отличают ее от сверхценного образования.

С известной натяжкой бредоподобным можно назвать синдром «экмнезии». «Экмнезия», или «двойное самоощущение»,— это феномен, при некоторых вариантах которого больной ощущает в себе признаки прежней собственной жизни или прежнего мистического существования.

В феноменологическом отношении синдром «экмнезии» имеет определенное сходство с тремя разными психопатологическими образованиями: чувством пережитого, галлюцинациями или, вернее, псевдогаллюцинациями и бредоподобным синдромом. Отличие «экмнезии» от чувства пережитого состоит в том, что указанное чувство лишено каких-либо признаков бреда.

Вместе с тем «экмнезия» и чувство пережитого содержат элементы патологии общего чувства, «проецированного в прошлое». Любые галлюцинации, в том числе псевдогаллюцинации, характеризуются признаком сенсорности, которого нет при «экмнезии».

В то же время феномен галлюцинирования всегда включает веру в действительное существование галлюцинаторного образа, так же как «экмнезия» содержит убеждение в том, что в прошлом собственная душа существовала в каком-то человеке или животном, т. е. в одном и другом феноменах присутствуют бредоподобные элементы.

Обобщая наш клинический опыт и суждения многих авторов, характерными свойствами бредоподобного синдрома мы считаем:

а) неожиданность возникновения и наличие более или менее выраженной связи с внешними факторами;

б) близость по механизму развития к психастеническим и, реже, истерическим реакциям;

в) частичное, иногда опосредованное соответствие бредоподобных переживаний спровоцировавшим их причинам;

г) большая, чем при бреде, и значительно меньшая, чем при сверхценных идеях, правдоподобность и аффективная живость переживаний;

д) нестойкость, кратковременность, изменчивость, фрагментарность, эпизодичность симптоматики;

е) фрагментарность, неоднородность фабулы переживаний, нередко их образный характер с включением в отдельных случаях меланхолических, ипохондрических, маниакальных идей и идей самообвинения или «околдования»;

ж) отсутствие тенденции к систематизации идей и признаков изменения личности;

з) наличие тенденции к ассоциативным нарушениям и паралогичность структуры бредоподобной фабулы.

Приводя признаки бредоподобного синдрома, мы не можем признать безусловную необходимость выделения этого психопатологического понятия и убедительность приписываемых ему признаков.

В дополнение к изложенному выше следует еще раз повторить уже упоминавшиеся ранее выводы о том, что «бредоподобный синдром» взрослых психически больных и «бредоподобные фантазии», отмечаемые у детей и подростков, представляют собой совершенно разные психопатологические образования, имеющие разную нозологическую принадлежность. Так, если возникновение бредоподобного синдрома у взрослых многие (но далеко не все) авторы связывают с психогенией, то детские психиатры рассматривают этот синдром, называя его «бредоподобные фантазии», только как проявление шизофрении.

Например, Г. Е.

Сухарева (1955) пишет, что у детей бредоподобными могут быть аутистические фантазии, причем в начале болезни патологическое фантазирование проявляется только по вечерам, а затем заполняет всю жизнь больного, однако бредоподобные фантазии — это еще не бред, так как у больных нет уверенности в реальности их фантастических построений.

В дальнейшем по мере увеличения возраста ребенка из патологического фантазирования вырастает бред. Характерно, что в бредоподобной фантазии детей отражаются «желания, не выполнимые в жизни, мечты о могуществе». В. Н.

Мамцева (1955, 1963) в описание синдрома бредоподобных фантазий включает: чрезмерную экзальтацию воображения, самооговоры об участии в бандах, воровстве и др. с последующей трансформацией этого синдрома в бред собственной вины и преследования, чаще всего встречаю щийся у подростков, больных шизофренией, для которых характерны психопатоподобное поведение, патология влечений, бродяжничество, гиперсексуальность, гебоидные поступки.

Т. П. Симеон (1948), М. Ш. Вроно (1971), В. В. Ковалев (1985) и др. к признакам синдрома «бредоподобиой фантазии» у детей относят:

а) стереотипность симптоматики, «одержимость», некритичность;

б) монотонность, бесплодность, отрыв от повседневной деятельности, влияние на поведение;

в) трудно отличимые от бреда патологические фантазии или «аутистические фантазии»;

г) элементы деперсонализации;

д) образные представления, трансформирующиеся в синдром Кандинского—Клерамбо или синдром промежуточный между бредом и псевдогаллюцинациями.

Если этиологию, механизм возникновения, патогенез, клинические проявления навязчивых состояний, сверхценных и бредоподобных идей многие авторы понимают по-разному, то по поводу основной сущности бреда и бредовых идей принципиальных разногласий обычно меньше.

Источник: //www.med24info.com/books/bred/bredopodobnyy-sindrom-4759.html

Классификация и характеристика бредовых идей

Идеи бредоподобные

Психотические расстройства

13.12.2017

6.4 тыс.

4.3 тыс.

7 мин.

Бредовый синдром (расстройство ) — это психопатологический комплекс симптомов, который характеризуется наличием бредовых идей, выступающих на первый план. Его относят к патологиям содержания мышления.

Бред не является специфическим симптомом какого-либо заболевания.

Он способен возникнуть при самых различных психических отклонениях, поэтому необходимо обязательно уточнять его характер (шизофрения, органическое или шизофреноподобное расстройство и др.).

Бредовые идеи (бред ) – это ложные суждения или умозаключения, которые возникают в результате болезненного процесса и овладевают сознанием пациента, не поддающемуся разубеждению (коррекции).

Они не соответствуют действительности. Пациент стойко убежден в правоте своего суждения, вопреки противоречащей этому очевидности (со стороны больного отсутствует всякая критика). Это является потенциальной проблемой для самого человека, поскольку самостоятельно за медицинской помощью он не обратится.

Критериями бреда являются следующие характеристики:

  • это всегда симптом заболевания;
  • бредовые идеи не соответствуют действительности, это можно доказать;
  • не поддаются переубеждению (коррекции) и критическому самоосмыслению (самокритике);
  • они определяют поведение пациента (его поступки), полностью доминируют над всей психикой (логикой, инстинктами, рефлексами), занимая все сознание.

Не следует принимать всякое ложное суждение человека за бред, так как уверенность и настойчивость в высказанной мысли могут быть проявлением мировоззрения.

Убеждения формируются, в отличие от бреда, на протяжении всей жизни и тесно связаны с опытом и воспитанием. Приводя пациентам четкие аргументы, доказательства, свидетельства, направленные на отрицание верности их мысли, врач видит, что больными они рассматриваются.

Не следует путать бред и сверхценные идеи, что имеет особое значение в ситуациях, когда они являются единственным симптомом психического расстройства. Когда реальная жизненная проблема в сознании психически здорового человека приобретает чрезмерно большое (приоритетное ) значение, в этом случае говорят о сверхценной идее.

Существует множество классификаций бредовых идей.

По механизму образования они разделяются на:

  1. 1. Первичный — связан с интерпретацией и построением поэтапной логики, понятной только самому пациенту. Является самостоятельным расстройством сферы мышления, которое не относится к другим симптомам психических патологий.
  2. 2. Вторичный — связан с формированием целостных образов, например, под влиянием галлюцинирования или измененного настроения. Возникает как результат нарушения других сфер психики.
  3. 3. Индуцированный. Проявляется в том, что реципиент (здоровый человек ) воспроизводит бредовую систему индуктора (больного ). Эта ситуация возникает как результат общения с близким родственником, который страдает психической болезнью.

Бред по степени систематизации делится на фрагментарный (отрывочный) и систематизированный. Второй указывает на хронический характер течения психического заболевания. По мере прогрессирования болезни наступает фаза распада бредовой системы.

Остро возникающие мысли всегда лишены стройности.

От хронических несистематизированных идей он отличается яркими эмоциональными переживаниями, наличием отношения инсценировки, подстроенности, возбуждения, чувства измененности.

Хорошо поддается лечению остро возникший бред. Удается обычно добиться качественной ремиссии или выздоровления. Лечение проводят путем назначения нейролептиков (Палиперидон, Зипразидон и др.)

Выделяют по содержанию следующие варианты бредовых идей:

РазновидностьХарактеристика с примерами
Бред отношения и значенияПациенту кажется, что окружающие смотрят на него по-другому, намекая на его особое предназначение своим поведением. Человек находится в центре внимания и истолковывает явления окружающего, ранее не значимые для него, как важные
Идеи преследованияБольной уверяет, что за ним следят. Находит множество подтверждений (скрытую аппаратуру), постепенно замечая, что круг подозреваемых расширяется. Возможен также транзитивный бред преследования, когда человек сам начинает следить за воображаемыми личностями, используя против них агрессию
Идеи величияПациент убежден в наличии у него могущества в виде исключительной энергии или силы, благодаря огромному богатству, божественному происхождению, достижений в сфере науки, политики, искусства, ценности предлагаемых им реформ
Идеи ревностиЧеловек убежден в супружеской измене, хотя доводы отличаются нелепостью. К примеру, пациент утверждает, что его партнер через стенку осуществляет половое сношение с другим
Любовный бредЗаключается в субъективной убежденности в том, что он/она является объектом любви кинозвезды, политического деятеля или врача, часто гинеколога. Указанное лицо часто преследуется и принуждается к ответному чувству
Идеи самообвинения и виновностиБольной убежден в том, что виновен из-за своих поступков перед обществом и близкими, его ожидают суд и казнь. Формируются обычно на фоне сниженного настроения
Ипохондрический бредЧеловек интерпретирует свои соматические ощущения, сенестопатии, парестезии как проявление неизлечимой болезни (ВИЧ, рак). Требует проведения обследований, ожидает своей кончины
Нигилистический бред (бред Котара )Больной уверяет, что у него «сгнили» внутренности, а также происходят аналогичные процессы в окружающей действительности — весь мир находится на разных этапах разложения или мертв
Бред инсценировкиЗаключается в представлениях о том, что все события окружающего мира специально подстраиваются, как в театре. Пациенты и персонал в отделении на самом деле — переодетые сотрудники спецслужб, инсценируется поведение больного, которое демонстрируется по телевидению
Бред двойникаВыражается в убежденности наличия отрицательного или положительного двойника (в противоположность чертам личности ), который находится на значительном расстоянии и может быть связан с пациентом символическими или галлюцинаторными конструкциями
Манихейский бредЧеловек убежден в том, что весь мир и он сам являются ареной борьбы добра и зла — Бога и дьявола. Эта система способна подтверждаться взаимоисключающими псевдогаллюцинациями, то есть голосами, которые спорят друг с другом за обладание душой пациента
Дисморфоптический бредПациент, чаще подросток, убежден в том, что у него изменена форма лица, существует аномалия тела (чаще всего гениталий), активно настаивает на хирургическом лечении
Бред одержимостиЧеловек ощущает себя превращенным в какое-нибудь животное. Например, в вампира, медведя (симптом Локис), волка (ликантропия) или в неодушевленный предмет

В психиатрии выделяется такое понятие, как фабула бреда. Оно обозначает содержание или сюжет мысли. Фабула бреда каждого человека уникальна и неповторима, во многом содержание соответствует идеям, которые популярны в данное время в обществе. Мысль эмоционально переживается пациентом, он способен испытывать страх, злобу, тоску, радость и др.

Согласно той или иной доминирующей эмоции выделяют 3 группы фабул:

  • Бред преследования (персекуторный ). Различные варианты этих идей связаны с преобладанием у пациентов страха и тревоги, что нередко определяет их агрессивное поведение и в этом случае является показанием к недобровольной госпитализации.
  • Депрессивный бред. Является выражением глубоких эмоциональных переживаний — подавленности, тоски, разочарования, стыда, безысходности.
  • Бред величия. Различные варианты обычно сопровождаются радостным, приподнятым или благодушным, спокойным настроением. Пациенты в этом случае терпимы к стесняющим их обстоятельствам, не склонны к агрессии, доброжелательны.

Нередко у одного пациента наблюдается сочетание нескольких фабул:

Бред преследованияДепрессивный бред Бред величия
Собственно преследования. Материального ущерба. Сутяжный (как продолжение материального бреда, пациенты ходят по разным инстанциям с жалобами и требованиями). Отравления. Воздействия. Отношения (особого значения). Ревности. ИнсценировкиСамоуничтожения. Самообвинения. Ипохондрический. Греховности. ДисморфоманическийБогатства. Реформаторства. Изобретательства. Высокого происхождения. Любовный

Эквивалентами бредовых идей у детей являются сверхценные страхи и бредоподобные фантазии.

Ребенок рассказывает о придуманном мире и уверен, что он действительно существует, заменяя реальность. В нем присутствуют злые и добрые персонажи, любовь и агрессия. Фантазия, как и бредовые идеи, не подвергается критике, но очень изменчива.

Выражаются сверхценные страхи в опасениях по отношению к предметам, которые не имеют сами по себе такого фобического компонента. Примером является ситуация, когда ребенок боится углов комнаты, форточки, батареи отопления, части тела родителей.

В процессе формирования бредовой синдром проходит несколько стадий развития. Ими являются следующие:

  1. 1. Аффективная стадия. Проявляется наличием бредового настроения (неясной тревоги). Она выражается в чувстве неопределенного внутреннего беспокойства, подозрительности, настороженности, уверенности, что вокруг происходят опасные изменения. Затем появляется бредовое восприятие (особый смысл). Он представляет собой оценку окружающего, когда наряду с обычным представлением о реально существующем объекте появляется нереальная, логически не связанная с действительностью идея с характером особого отношения к пациенту.
  2. 2. Стадия рецепторного сдвига. Бредовое восприятие сменяется бредовым представлением (озарением, толкованием). Оно характеризуется тем, что пациент начинает воспринимать факты, события, слова окружающих в искаженном плане, но свои болезненные умозаключения в единую систему не связывает.
  3. 3. Стадия интерпретации. На этом этапе соображения оформляются в систему идей («кристаллизация бреда»). Этот процесс носит название бредового осознания.
  4. 4. Стадия распада системы. Заключительный этап существования бредового синдрома. По мере прогрессирования заболевания все более заметными становятся равнодушие и спокойствие пациента, который постепенно теряет интерес к своим «преследователям».

Также выделяют другие стадии развития бредового синдрома, предложенные К. Конрадом. К ним относятся следующие:

  • трема — проявления соответствуют аффективной стадии;
  • апофена — формирование бреда, его кристаллизация, иногда внезапное озарение;
  • апокалипсис — система распадается в результате эмоционального истощения или лечения.

Бред никогда не является единственным симптомом психического расстройства.

Часто он сочетается с маниакальным состоянием или депрессией, нередко с псевдогаллюцинациями и галлюцинациями, помрачением сознания.

В связи с этим обычно выделяют бредовые синдромы, которые отличаются не только особыми формами мысли, но и определенной комбинацией разных симптомов расстройства психики. Ими являются следующие:

  • паранойяльный;
  • параноидный;
  • парафренный.

Источник: //neurofob.com/mental-behavioural/psychotic-disorders/bredovye-idei.html

Бредоподобные идеи

Идеи бредоподобные

Бредоподобные (похожие на бред) идеи являются ложными умозаключениями, тесно связанными с эмоциональными нарушениями, они возникают в структуре или на пике маниакальных и депрессивных состояний. От бреда они отличаются меньшим постоянством, отсутствием тенденции к систематизации, кратковременностью существования и возможной частичной коррекцией путем психологического разубеждения.

Чаще всего бредоподобные идеи по содержанию соответствуют группе бреда самоуничижения и величия.

Бредовые синдромы.

Паранойяльный синдром представляет собой лишенный нелепости правдоподобный систематизированный бред монотематического характера.

Другой составной частью синдрома является слегка повышенное настроение и самодовольство, убежденность в собственном превосходстве перед окружающими, а также выраженная стеничность и кипучая энергия, направленная на реализацию своих бредовых притязаний.

В структуру паранойяльного синдрома никогда не входят иллюзии, галлюцинации и другие расстройства ощущения и восприятия. Паранойяльный бред при этом синдроме может развиваться из сверхценной идеи. По содержанию это чаще всего бред эротический, сутяжный, бред ревности, изобретательства и физического недостатка.

Параноидный синдром включает в себя самый разнообразный бред (но чаще всего персекуторный) в сочетании с нарушениями ощущения и восприятия (сенестопатии, иллюзии, галлюцинации, псевдогаллюцинации).

Частым и самым распространенным вариантом этого симптомокомплекса является синдром Кандинского—Клерамбо, в структуру которого входят псевдогаллюцинации, бред воздействия (психического, телепатического, физического, гипнотического, лазерного, компьютерного и пр.) и психические автоматизмы. Психический автоматизм проявляется только тогда, когда больной воспринимает себя как марионетку, которая перестает контролировать свои мысли, ощущения, движения; он не может самостоятельно управлять своей волей, эмоциями, двигательными актами. Выделяют несколько вариантов психического автоматизма:

а)двигательный, или моторный, сопровождается убежденностью больного в том, что кто-то действует на его мышцы, заставляя против желания совершать какие-то движения, которые он
не может прекратить усилием воли;

б)сенестопатический автоматизм проявляется в убежденности, что кто-то насильственно вызывает в теле больного различные неприятные ощущения жжения, покалывания, скручивания, сжимания, сдавливания, раздавливания (сенестопатии);

в)самый распространенный вариант психического автоматизма — ассоциативный, или идеаторный (мыслительный).

Больной ощущает воздействие непосредственно на процесс мышления, кто-то отнимает его мысли и считывает их, вкладывает вголову чуждые ему мысли, создает «эхо мысли» (не успеет больной о чем-либо подумать, как его мысль озвучивает кто-то изокружения), превращает его процесс мышления «во внутреннюю речь». Больной чувствует «шелест мысли» — тихое и неотчетливое их звучание.

Он испытывает так называемое разматывание воспоминаний (его насильственно заставляют постоянно вспоминать самые неприятные моменты из собственной жизни)или «сделанные сновидения» (каждую ночь больной видит один и тот же крайне неприятный сон с кошмарными персонажами,которые его пытают или подвергают различным изощреннымоскорблениям, преследователи устраивают больному во сне пышные похороны).

Больные мысленно общаются со своими преследователями, ведут с ними длительные дискуссии, получаютответы в виде беззвучной или громкой «шепотной речи» или ввиде « из головы». Иногда больной заявляет, что его настроение, чувства, симпатии и антипатии управляются кем-то

извне.

Синдром Кандинского—Клерамбо нередко сопровождается транзитивизмом. Это убеждение больных в том, что не только они, но и их близкие, врачи, медсестры слышат внутренние голоса и ощущают воздействие извне; что больны не они, а их родственники или, по крайней мере, врачи.

В наиболее полном виде синдром Кандинского — Клерамбо отмечается лишь при шизофрении. Однако в редуцированном виде он отмечается также при экзогениях, в частности при хроническом алкоголизме и алкогольных психозах. При алкогольном делирии он, например, фрагментарный, кратковременный и зависит от степени нарушения ясности сознания.

При остром алкогольном галлюцинозе двигательный автоматизм синдрома Кандинского — Клерамбо полностью отсутствует, а ассоциативный и сенестопатический кратковременны. При гриппозных психозах сохраняется ассоциативный и двигательный и полностью отсутствует сенестопатический автоматизм.

В целом отмечается известный параллелизм между тяжестью патологического процесса и выраженностью симптоматики психического автоматизма.

Парафренный синдром включает в себя систематизированный бред преследования, материального ущерба, величия фантастического характера или отравления с явлениями психического автоматизма, а также слуховыми и висцеральными галлюцинациями и псевдогаллюцинациями.

Протекает на фоне патологически повышенного настроения (эйфории). Сформированный парафренный синдром отличается необычайной стойкостью, исключительной инертностью, тенденцией к хроническому течению.

Тем не менее с годами по мере нарастания слабоумия бредовая парафренная система теряет четкую систематизированность и несколько разрыхляется.

Синдром Котара включает нигилистический бред (разновидность бредовой ипохондрии) в сочетании с тяжелой депрессией.

Больные с синдромом Котара жалуются на то, что у них отсохла половина сердца, легкие зашлакованы, кишечник атрофировался, отсутствует желудок и пища сразу попадает в подкожно-жировую клетчатку, мышцы и кровеносные сосуды «полуживые», поэтому в венах и артериях вместо крови находится непереваренная пища со слюной.

В состав синдрома Котара могут входить, хотя далеко не всегда, также бред мучительного бессмертия, отрицательного величия (злого могущества) и бред гибели мира. Бред мучительного бессмертия заключается в убежденности больного в том, что он будет вечно мучиться, страдать, испытывать сильнейшую психическую и физическую боль и никогда не избавится от нее, так как он бессмертен.

Такие больные, чтобы избавиться от чрезмерных душевных мук, нередко прибегают к самоубийству. Бред отрицательного могущества выражается в патологической убежденности больного в том, что он самим фактом своего существования приносит большие неприятности и страдания отдельным людям и всему человечеству в целом.

Бред гибели мира (апокалиптический бред) выражается в том, что больной уверен в наступающем конце света, при этом земная кора раскалывается пополам, жидкая магма заливает поверхность всей планеты, уничтожая все живое. Больной находится в жидкой лаве, чувствует, как горит его тело, испытывает тягчайшие муки, но умереть не может из-за своего бессмертия.

Синдром Котара в основном характерен для инволюционных и старческих психозов, однако он описан и при периодической шизофрении, и при некоторых других психических заболеваниях.

Синдром дисморфофобии-дисморфомании — это бредовая или сверхценная идея физического недостатка, бред отношения и пониженное настроение вплоть до тяжелой депрессии с суицидальными тенденциями.

Больные испытывают активное недовольство какой-то частью своей внешности, постоянно обращаются к хирургам с требованием проведения косметической операции для исправления «дефекта внешности».

Характерно, что «дефект», как правило, касается идеальной части тела (при бреде), при этом на реальный дефект другой части тела больные не реагируют.

Например, страдая от «лопоухости» и требуя оперативного вмешательства на ушных раковинах (кстати говоря, совершенно нормальных), больная абсолютно игнорирует имеющуюся у нее реальную «заячью губу». Тенденция к коррекции внешности (дисморфомания) иногда реализуется самостоятельно, подручными средствами, особенно при отказе хирургов провести пластическую операцию.

Бред отношения при этом синдроме выражается в том, что окружающие якобы видят уродство больного, посмеиваются над ним, осуждают и сторонятся его как прокаженного. Больной все свои жизненные неудачи объясняет наличием «дефекта внешности».

Он не поступил в институт, потому что преподаватели не хотели иметь студента «с таким уродливым носом».

Или больная долго не могла выйти замуж, объясняя это наличием у себя «безобразно толстых губ» (объективно губы надменно тонкие, что, впрочем, внешность больной совершенно не портит).

При отказе хирургов от проведения пластической операции и при невозможности самостоятельной коррекции «имеющегося недостатка внешности» больные нередко прибегают к самоубийству, ибо «жизнь с уродством хуже смерти».

Бредовой вариант дисморфофобии-дисморфомании встречается в юношеском возрасте при шизофрении. Сверхценный вариант более характерен для так называемых пограничных психических заболеваний.

Синдром Капгра включает в себя бред двойника, бред отношения, бред интерметаморфозы, страх, тревожные опасения и расстройства восприятия (иллюзии, галлюцинации, дереализация) с бредовой интерпретацией последних. Синдром Капгра часто сочетается с явлениями психического автоматизма.

Больной убежден, что его родственников уничтожили, а вместо них в семью внедрили загримированных под родственников «агентов спецслужб». Или же он постоянно узнает среди посторонних людей своих родственников. Отношение к двойникам, как правило, негативное, агрессивное.

Иногда дело доходит даже до убийства. Весьма редко отношение может быть сочувственно-доброжелательным.

Так, больной, которому «подменили» жену, «подсунув двойника», относился к нему гораздо лучше, чем к жене, понимая, что «двойник» тоже жертва каких-то махинаций, и постоянно уговаривал жену-двойника пойти в органы милиции и «выдать всю шайку».

Синдром Фреголи получил свое название по имени актера, постоянно меняющего маски во время выступления (в нашей стране это был бы синдром Райкина).

Для этого вида патологии характерны бредовые идеи преследования, сочетающиеся с постоянным ложным узнаванием преследователя во многих окружающих больного лицах родственников, соседей, сослуживцев, случайных знакомых. Больной утверждает, что преследователи постоянно меняют свой вид, принимая облик других людей.

Отношение к преследователям, как правило, агрессивно-угрожающее с нанесением им тяжких телесных повреждений вплоть до убийства (феномен преследования преследователей).

Источник: //lartdoll.net/lektsii-po-distsipline-psikhopatologiya/169-bredopodobnye-idei.html

Ваш Недуг
Добавить комментарий