Бернета теория

Парадокс Бёрнета

Бернета теория

Самые сладкие (или, как выразился автор одной англоязычной статьи, «самые сексуальные») новости науки на сегодняшний день — это сообщения о достижениях геномики и успехах технологии редактирования ДНК в живых клетках.

И едва ли открытия в других областях биологии и медицины могут составить им конкуренцию. А ведь не так давно, каких-нибудь тридцать лет назад, вполне успешной соперницей молекулярной генетики была клеточная иммунология.

Гистолог, патоморфолог, доктор медицинских наук, научный сотрудник Московского государственного университета им М. В. Ломоносова.

Например, именно с ней, а не с генетикой связывали тогда возможность полной победы над злокачественными опухолями — году этак к 2016-му (Да, вот такая была вера в эту науку и такой оптимизм.) Нельзя сказать, что сегодня в иммунологии ничего не происходит.

Нет, там идёт очень активная работа, но это скорее генерация частных фактов (иногда очень противоречивых), за которыми уже давно не видно объединяющей, простой и стройной концепции. А вот в золотой век изучения иммунитета была концепция, которая подчиняла себе каждый новый открытый факт, имя ей — клонально-селекционная теория.

Для иммунологии это что-то вроде теории относительности. Всё учение об иммунитете делится на «до» и «после» клонально-селекционной теории.

Клонально-селекционная теория Концепция, согласно которой иммунные клетки — лимфоциты — способны только один раз в жизни так изменить свои гены, чтобы точно настроиться на ответ против какой-то одной чужеродной субстанции – части микроба или вируса (такие субстанции называют антигенами). И что важно: это происходит у зародыша, и совершенно случайным образом, еще до первой встречи с этими микробами и вирусами. Дальше, когда контакт с микробами уже неизбежен — идёт только отбор (селекция) будущих защитников организма и их интенсивное размножение. Все потомки одного отобранного лимфоцита и называются клоном. Противоположные (инструктивные) теории считали, что лимфоциты могут как угодно настраиваются-перенастраиваться самими антигенами.

«До» были многочисленные однообразные попытки определять содержание антител в крови и наблюдать, как лейкоциты поедают микробов, — и только. Исследователи непрерывно хватали иммунитет то за «лапки», то за «хвостик».

Однако о работе «головы» и «тела» иммунной системы — сложной сети разнообразных клеток-лимфоцитов, которая и отвечает за распознавание своего и чужого, — не знали практически ничего.

Неудивительно, что впечатление от появления клонально-селекционной теории было сродни эффекту от полной парадоксов теории относительности.

Ещё бы, оказалось, что иммунные клетки, реагирующие на нечто чужое (химические компоненты микроба, вируса, аллергены и тому подобное), возникают путём случайных мутаций ещё у зародыша и готовы бороться даже с такими химическими соединениями, коих пока нет в природе! Более того, клонально-селекционная теория легко объясняла многие, казавшиеся очень странными явления: отторжение пересаженных органов или возникновение аутоиммунных заболеваний. А главное — стало понятно, как усмирить иммунную систему и заставить её не отвечать на чужеродные элементы (например, ткани будущего донора), если ввести эти элементы в определённый период эмбрионального развития.

Появление Бёрнета производило такое впечатление, будто в комнату вошёл огромный мозг

Так вот, эта блестящая теория вышла из-под пера австралийского вирусолога и патолога сэра Фрэнка Макфарлейна Бёрнета. Нобелевскую премию в 1960-м ему дали именно за теорию, а не за экспериментально установленные факты, что в медицине большая редкость. Фрэнк Бёрнет был эталонным гением.

Как рассказывал мне Алексей Оловников, авторитетный биохимик, ведущий научный сотрудник Института биохимической физики имени Н. М. Эмануэля РАН, тот самый учёный, который в 1970-е придумал теломерную теорию старения: «Появление Бёрнета производило такое впечатление, будто в комнату вошёл огромный мозг».

В молодости, когда Оловников ещё не был классиком науки о старении и скромно мыл во множестве тазов агар-агар для приготовления гелей, ему довелось познакомиться с этим «гениальным мозгом». (Гели нужны были для выделения из крови антител. Досадно, что получать их приходилось самому исследователю.

Но в СССР, как известно, учёные всё необходимое для работы делали своими руками, кроме разве что космических ракет.)

Теломерная теория старения говорит о том, что в каждой клетке, на концах хромосом имеются специальные области — теломеры, с которыми связаны процессы старения. Во всех клетках организма (кроме половых и раковых), после каждого деления в теломерах остаётся отметка в виде укорочения ДНК. Таким образом, клетки регистрируют каждый раунд деления. Число таких раундов заранее ограничено — оно называется лимитом Хейфлика, достигая которого, клетки перестают делиться и гибнут. Сокращение числа клеток из-за достижения лимита Хейфлика влечёт за собой ослабление функций разных органов и в конечном счёте, согласно теломерной теории, ведет к старению.

Оловников вспоминал, как однажды к нему в кабинет зашёл шеф, знаменитый вирусолог Лев Зильбер, вместе с Фрэнком Бёрнетом.

Австралийский учёный буквально впился взглядом в заставленный эмалированными тазами пол и, демонстрируя полное недоумение и даже презрение — мол, что это такое и зачем оно здесь? — стал осторожно через них перешагивать.

Он явно опасался опрокинуть на ботинки содержимое этих посудин, похожее на белую мутную чачу, или уронить в них тетрадку — непременную спутницу настоящего теоретика. Правда в тот день Оловников заметил, что вместо новых грандиозных идей на страничке этой тетради были записаны только два слова печатными буквами и по-русски: «БУЛОЧКА», «СОК».

Спустя годы Оловников был переводчиком главной книги Бёрнета — его opusmagnum — «Клеточной иммунологии» (издана в оригинале — в 1969 году, в русском переводе в 1971). Паролем для читателей этой работы навсегда останется впечатляющая метафора «мешок с червями».

Так образно Бёрнет представлял лимфатический узел — одно из временных пристанищ непоседливых лимфоцитов и одну из главных сцен иммунных событий. Эта необычайно ясная и богатая идеями книга не что иное, как последовательное изложение всей тогдашней иммунологии с точки зрения клонально-селекционной теории.

И написана она была очень необычно, по сути это две книги в одной: первая — изложение идей без перегрузки фактами, вторая — те же главы, но с подробными ссылками на факты.

Он совершенно не признавал молекулярную биологию, считал такие исследования модным поветрием, которое скоро пройдёт

Но вот что поразительно и абсолютно контринтуитивно: Фрэнк Бёрнет, этот удивительный гений, суперреволюционер в клеточной иммунологии нередко проявлял себя как жёсткий консерватор в смежных областях науки! Например, он совершенно не признавал молекулярную биологию, считал такие исследования модным поветрием, которое скоро пройдёт.

И это притом что в области эксперимента Бёрнет был одним из ведущих исследователей вирусных инфекций, где молекулярная биология, казалось бы, должна царствовать и править. Кроме того, он крайне скептически относился к идее прочесть геном какого-либо организма — считал, что нить ДНК «распутать» невозможно.

Когда этот нобелевский лауреат ушёл с поста руководителя Института медицинских исследований Уолтера и Элизы Холл (одного из старейших научных институтов Австралии), оказалось, что это невероятно отсталое и не приспособленное к современной науке учреждение.

Орудиями труда местных учёных служили в основном пипетки да пробирки, будто на дворе стояли 1940-е, а не конец 1960-х.

Такое ощущение, что само мышление Бёрнета было каким-то удивительно «немолекулярным». Его элементарной теоретической единицей — фигурой на шахматной доске — была клетка: лимфоцит, макрофаг и им подобные. А свойства этих клеток — фагоцитоз, синтез антител и так далее — возможными ходами шахматных фигур.

И как развитие шахматной партии не определяется тем, из чего сделаны фигуры (из слоновой кости или из жёваного хлеба тюремной пайки), так и Бёрнет, по-видимому, не считал особо важными тонкости процессов, происходящих внутри клеток.

Этого мира для него словно не существовало (несмотря на то, что в «Клеточной иммунологии» ДНК и РНК формально присутствуют).

Впрочем, если задуматься, Бёрнет с этим его особым отношением к науке вовсе не уникален.

Хоть на таких случаях и не принято делать специальные акценты, всё же, вспомним, как один из прадедов молекулярной биологии, а точнее, известный «генетик фенотипов» (то есть внешних проявлений действия генов) Николай Тимофеев-Ресовский непочтительно называл молекулярную генетику «дээнкаканьем». А бактерии и фаги отказывался причислять к генетическим объектам, полагая, что ими должны заниматься только врачи.

Или вот ещё. «Глаза б мои этого не видели!» — с такими словами знаменитый физиолог и первый русский нобелевский лауреат Иван Павлов швырял на стол журналы со статьями об электрических процессах в нервных клетках.

Вернер Гейзенберг, создатель матричной механики, говорил, что всегда представлял электрон в виде маленького шарика, который, конечно, можно иногда не без пользы называть волной, но это лишь математическая абстракция, не имеющая отношения к реальности (привет Эрвину Шрёдингеру).

Лев Ландау честно признавался, что даже думать не хочет о несохранении чётности в слабых взаимодействиях (это такая штука, за которую потом дали Нобеля), поскольку возможность этого явления предполагает настолько «скособоченный» мир, что ему от этого противно.

Великий физик ГендрикЛоренц, чьи достижения — неотрывная часть специальной теории относительности — саму теорию не любил и жалел, что не умер до её появления на свет. Да и Альберта Эйнштейна, с поразительным упорством до конца жизни не признававшего квантовую теорию Нильса Бора, можно поставить в один ряд с неоднозначными великими персонами.

Не значит ли всё это, что гениям (пусть и не всем, но многим) в принципе свойственна странная ограниченность взглядов? Что они не могут, подобно гётевскому Вагнеру, с одинаковой радостью поглощать «за томом том, страницу за страницей»? Во всяком случае, вершинная фигура иммунологии — сэр Фрэнк Макфарлейн Бёрнет — прекрасно иллюстрирует это парадоксальное утверждение.

“Ну, жив-мертв, жив-мертв – это знакомая считалочка. Но вот свой-чужой, свой-чужой – это что-то новенькое”.

Источник: //ology.sh/ponder/paradoks-biorneta/

Клонально-селекционная теория Ф.Бернета

Бернета теория

1957 г. Ф.Бернета сформулировал теорию иммунитета. В ее основу была положена концепция естественного отбора Ерне, к-рый исп-л селекционный принцип Эрлиха.

Согласно этой концепции антиген работает как фактор отбора не на уровне молекул, а на уровне клеток обширной клеточной популяции лимфоидной ткани. Ф.Бернет более детально разработал эту гипотезу, к-рая получала название клонально-селекционной теории иммунитета.

Эта теория в настоящее время яв-ся общепризнанной и подтверждается всеми современными данными молекуляр-й биологии, биохимии и моллек-й иммунологии.

Центральная аксиома теории Ф.Бернета гласит: отличать своего от чужого-главное условие жизни. Теория основана на 4 основных постулатах:1.Обширность популяции лимфоидных клеток; 2. Гетерогенность популяции лимфоидных клеток; 3.

Малое кол-во антигена стимулир-т клон лимфоцитов к размножению, дифференцировке в плазмоциты и последующей продукции антител против данного антигена; 4. Большой избыток антигена не связывает иммунного ответа, а приводит к гибели соответствующего клона.

Клонально-селекционная теория предполагает, что в орг-ме до всякого контакта с антигеном предшествует очень большой набор различных по специфичности лимфоцитов. Лимфоциты одной определенной антигенной специфичности формируют клон. Весьма существееым яв-ся то, что клонированность лимфоцитов генетически детерминирована, т.е.

до взаимодействия с антигенами в процессе формиров-я иммн-й системыобр-ся кол-во клонов,обеспечивающих иммунный ответ на все известные антигены , причем даже на синтезированные и ранее в природе не существовав-е.

согл-но сути этой теории антиген выступает лишь в качестве фактора отбора и единственная его ф-ция заключ-ся в том, что своим присутствием он включает в размнож-е и дифференц-ку только те клоны лимфоцитов, к-рые специфически распознали соответствующие им антигены.

Это приводит к синтезу соответствующих по специфичности иммуноглобулинов.При попадании в орг-зм антигена на него специфически реагирует только 1 клон лимфоцитов. В процессе этого контакта лимфоцит получает от антигена первый- специфический сигнал. Получение сигнала яв-ся необходимым, но недостаточным условием ответа данного

лимфоцита на антиген.необходим еще 2-й- пролиферативно-дифференцировочный сигнал. Этот сигнал лимфоцит получ-т то др-х иммунокомпетентных клеток, уч-щих в кооперации в процессе распознавания антигена. Получив 2 этих сигнала, лимфоцит вступает в пролиферацию и дифф-ку.

В ре-те на 5-7 день форм-ся многочисленный пул зрелых дифференцир-х лимфоцитов, осцщ-щих опред-ю р-цию против данного антигена. Указ-я последов-ть событий лежит в основе антигензависимой диф-ки лимфоцитов и яв-ся прояв-ем клональной селекции.

Лабораторная оценка Т системы.

Метод розеткообразования (опр Т-лимфоцитов) осн на том, что на пов-ти Т-лимфоц содерж рецепторы к бараньим эритроцитам (белокСD2) Инкубируют взвесь лимфоцитов с бараньими эритроцитами, получ «розетки»-в центре Т-лимфоц, по периферии-бараньи эритроц.

Е-РОК(Е-эритр, РОК-розеткообраз кл) моноклональные антитела к дифференцировоч антигенам (CD) в ИФ тесте.

Для опр общег кол-ва Т-лимф прим Мон АТ к CD2,3, хелперной субпопуляции-CD4, киллерно-супрессорной-CD РБТЛ реакции бластной трансформации лимфоцитов основана на св-ве лимфоцитов в результате контакта с митогенами и Аг превращаться в лимфобласты – кл, готов – ся к делению и активно синтез-е ДНК.

В кач-ве стимулятора в основном используют фитогемагглютинин ФГА. Результат оценивают 2-мя способами: 1) подсчет кол-ва кл, подвергшихся бласттрансформации, под микроскопом ( неточн.

) 2) радиометрическое измерение:добав в культуру лимфоц меченый изотопом Н3 тимидин, необх для синтеза ДНК, измер кол-во включ изотопа. РТМЛ р-я торможения миграции лейкоцитов Смесь лейкоцитов, полученных из плазмы крови без примеси эритроцитов, смешивают в равных объемах со средой 199 и с ФГА-индуцированный вариант. Конц ФГА сост 10 мкг в 1 мл

Лабораторные методы оценки В-системы иммунитета

Оценка гуморального иммунитета (В-системы) проводится путем определения количества В-лимфоцитов в крови реакцией иммунофлюоресценции с антисывороткой против иммуноглобулинов человека или путем выявления на В-лимфоцитах рецепторов для комплемента — с помощью теста розеткообразования лимфоцитов с эритроцитами, несущими на себе комплекс: антиэритроцитарные антитела+комплемент (ЕАС-розет-ки). Функциональная активность В-лимфоцитов оценивается косвенно по уровням сывороточных иммуноглобулинов (Ig) различных классов: A,G, М. К тестам 1-го уровня оценки B-системы иммунитета можно отнести определение: иммуноглобулинов G, A, M в сыворотке крови; иммуноглобулина E в сыворотке крови; определение процента и абсолютного количества B-лимфоцитов (CD19, СD20) в периферической крови.К тестам 2-го уровня оценки В-системы иммунитета можно отнести определение: субклассов иммуноглобулинов, особенно IgG; секреторного IgA; соотношения каппа- и лямбда-цепей; специфических антител к белковым и полисахаридным антигенам; способности лимфоцитов давать пролиферативный ответ на B-(стафилококк, липополисахарид энтеробактерий) и T-B-(митоген лаконоса) митогены. Определение субклассов IgG представляет определенную диагностическую ценность, так как при нормальном уровне IgG могут быть дефициты по субклассам иммуноглобулинов. Так, IgG2 является субклассом иммуноглобулина G, который преимущественно содержит антитела против полисахаридов инкапсулированных бактерий (Haemophiluls influlenzae, Steptococculs pneulmoniae). Поэтому дефицит, связанный с IgG2, а также с IgA, ведет к повышенной заболеваемости респираторными инфекциями.

Механизмы возникновения аутоиммунных процессов.

Признаками аутоиммунной патологии, когда нарушается аутоиммунный гомеостаз, может быть появление забарьерных антигенов из таких тканей как хрусталик глаза, нервная ткань, тестикулы, щитовидная железа, антигенов, появившихся под влиянием неадекватных воздействий на орг-м факторов внешней среды инфекционного или неинфекционного происхождения, генетически обусловленных дефектов иммуноцитов. Развивается сенсибилизация к аутоатигенам. Взаимодействующие с ними антитела могут быть условно разделены на несколько групп: аутоантитела, вызывающие повреждение клеток, что лежит в основе аутоиммунных заб-ний; аутоантитела, сами по себе не вызывающие но утяжеляющие течение уже возникшего заб-ния (инфаркт миокарда, панкреатит и др.); аутоантитела-свидетели, не играющие существенной роли в патогенезе з-ния, но возрастание титра кот-х может иметь диагностическое значение. У некот-х микроорганизмов имеются антигены, перекрестно реагирующие с антигенами нормальных тканей орг-ма хозяина. При длительном нахождении таких антигенов в орг-ме происходит активация В-лимфоцитов. Это нарушает естественную толерантность и обуславливает появление аутоантител с аутоагрессивными св-вами. Напр. Наличие таких антигенов у В-гемолитического стрептококка группы А приводит к ревматическому поражению клапанного аппарата сердца и суставов

Необходимость в ряде случаев фенотипической коррекции генетической неотвечаемости на вакцины.

Искусственные иммунизирующие молекулы, не имеющие аналогов в природеВакцины этого типа позволяют преодолеть генотипическую неотвечаемость индивидуумов на тот или иной инфекционный антиген или группу антигенов.

Этой цели достигают путем конъюгациизаданных природных илиискусственных антиген­ных детерминант (эпитопов) с молекулами искусственных полимеров со структурой Т-независимых антигенов. Такие антигены индуцируют синтез антител без участия Т-клеток, т.е. в обход контролирующей и индуцирующей функции Т-системы.

Это явление получило название фенотипической коррекции генетической неотвечаемости.

С помощью вакцин данного типа легко можно получить доста­точно высокий титр антител за короткий период, когда это необ­ходимо (например, это может пагребоваться в эпидемиологически опасной ситуации), однако эффект вакцинации ограничится, скорее всего, несколькими месяцами, пока в результате катаболизма не упадет ниже необходимого уровня концентрация антител в организме вакцинированного. Клеток памяти при такой вакцинации, как правило, не образуется.

Принципиальная новизна таких вакцин заключается в том, что если организм по своим генетическим особенностям не в состоянии развивать выраженный иммунный ответ по отношению к данному возбудителю, данному антигену или данной антигенной детерминанте, то сконструированные искусственные макромолекулярные комплексы, в состав которых входят необходимые антигенные детерминанты и стимулирующая (адъювантная) структура, обеспечивающая фенотипическую коррекцию, позволяют эффективно преодолеть генотипическую неотвечаемость.

Дата добавления: 2015-08-14 | Просмотры: 2172 | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 |

5

| 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |

Источник: //medlec.org/lek2-25879.html

Теории иммунитета. Клонально-селекционная теория Ф. Бернета

Бернета теория

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Иммунитет – это способ защиты организма от генетически чужеродных веществ – антигенов экзогенного и эндогенного происхождения, направленный на поддержание и сохранение гомеостаза, структурной и функциональной целостности организма, биологической (антигенной)индивидуальности каждого организма и вида в целом.

Различают несколько основных видов иммунитета.

Теория иммунитета Мечникова – теория, согласно которой решающая роль в антибактериальном иммунитете принадлежит фагоцитозу.

Теория иммунитета Эрлиха — одна из первых теорий антителообразования, согласно которой у клеток имеются антигенспецифические рецепторы, высвобождающиеся в качестве антител под действием антигена.

Также есть ещё некоторые теории.

Теория иммунитета Безредки – теория, объясняющая защиту организма от ряда инфекционных болезней возникновением специфической местной невосприимчивости клеток к возбудителям.

Инструктивные теории иммунитета — общее название теорий антителообразования, согласно которым ведущая роль в иммунном ответе отводится антигену, прямо участвующему в качестве матрицы при формировании специфической конфигурации антидетерминанты либо выступающему в качестве фактора, направленно изменяющего биосинтез иммуноглобулинов плазматическими клетками.

КЛОНАЛЬНО-СЕЛЕКЦИОННАЯ ТЕОРИЯ(теория Бернста) – теория, согласно которой в организме возникают клоны клеток, иммунокомпетентных в отношении различных антигенов; антиген избирательно контактирует с соответствующим клоном, стимулируя выработку им антител.

Данная теория была разработана Франком Берне (Frank MacFarlane Burnet, 1899-1985) для объяснения функционирования иммунной системы.

Предпосылки возникновения. Иммунный ответ должна определять огромное число антигенов.

Поэтому человеческий организм должен синтезировать сотни тысяч, а возможно, даже миллионы молекул антител с различными опознавательными областями.

Понятно, что у нас не может быть такого огромного количества лимфоцитов, синтезирующих необходимое количество антител каждой определенной специфичности. Как же тогда это происходит?

Основные положения теории

Клонально-селекционная теория утверждает:

● Антитела и лимфоциты с необходимой специфичностью уже существуют в организме до первого контакта с антигеном.

● Лимфоциты, участвующие в иммунном ответе, имеют антигенспецифични рецепторы на поверхности своих мембран. В случае B-лимфоцитов рецепторами являются молекулы той же специфичности, что и антитела, лимфоциты впоследствии продуцируют и выделяют.

● Каждый лимфоцит несет на своей поверхности рецепторы только одной специфичности.

● Лимфоциты, сенсибилизированные антигеном, проходят несколько стадий пролиферации и формируют большое количество клонов плазматических клеток. Плазматические клетки синтезуватимуть антитела только той специфичности, на которую был запрограммирован лимфоцит-предшественник. Сигналами к пролиферации служат цитокины, выделяемые другими клетками. Лимфоциты могут сами начать выделять цитокины.

Благодаря этому механизму клональной селекции антитела могут накапливаться в достаточно высокой концентрации, чтобы эффективно бороться с инфекцией.

Подобный же механизм существует для селекции антигенспецифичних T-лимфоцитов!

Пролиферирующих клонов необходимо время для образования достаточного количества клеток. Вот почему проходит обычно несколько дней после контакта с антигеном, прежде чем в сыворотке крови обнаруживаются антитела. Поскольку эти антитела образовались в результате антигенной действия, мы говорим о приобретенной иммунный ответ.

Интенсивность ответа, осуществляется популяцией лимфоцитов (те что уже контактировали с антигеном), растет, главным образом, за счет увеличения клеток, способных воспринимать антигенный стимул.

При этом должна существовать комбинация механизмов, включающих хранение антигена, существование популяции лимфоцитов и постоянную поддержку отдельных клонов клеток, что и приводит к способности иммунной системы запоминать (приобретенного иммунитета).

Один из наиболее эффективных контролирующих механизмов заключается в том, что продукт реакции одновременно служит ее ингибитором. Именно этот тип отрицательной обратной связи имеет место при образовании антител.

2. Строение и функции отд классов иммуноглобулинов, их роль в им реакциях. Первичный и вторичный иммунный ответ.

Иммуноглобулины человека имеют несколько основных классов и подклассов (изотипов), обозначаемых как IgM, IgG (1,2,3,4), IgA (1,2), IgD, IgE. Они отличаются друг от друга по структуре тяжелых цепей, которые соответственно обозначают греч буквами µ,ɣ,α,β,е.

Начало функционирования костного мозга приходится на 11-12 неделю внутриутробного периода. На ранних стадиях онтогенеза первым на мембране В-лимфоцитов появляется IgM, затем начинает выявляться IgD, а после него IgG, IgE, IgA.

Свойства IgM:

· Обнаруживается внутри сосудистого русла;

· Является главным иммуноглобулином первичного иммунного ответа;

· К этому классу относятся Ат к групповым Аг системы АВ0 крови;

· Наличие IgM к Аг конкретного возбудителя указывает на острый инфекционный процесс;

· Это основной класс, синтезируемый у новорожденных и младенцев.

Свойства IgG:

· Обнаруживается в крови, лимфе, внесосудистых жидкостях организма;

· Единственный класс, который проникает через плаценту и обеспечивает пассивный иммунитет плода;

· Участвует в связывании и активации комплемента по классическому пути;

· Вырабатывается на поздних этапах иммунного ответа и является основным при вторичном иммунном ответе;

· Высокие титры IgG указывают на то, что организм находится на стадии выздоровления или конкретное заболевание перенесено недавно.

Свойства IgA:

a) Сывороточный:

· Защищает слизистые оболочки ЖКТ и респираторного тракта от проникновения микроорганизмов;

· Нейтрализует энетеротоксин;

· Активирует комплемент и фагоцитоз;

· Участвует в местном иммунитете;

· Играет основную роль в иммунной защите вскармливаемых грудью детей от кишечных инфекций.

b) Секреторный находятся в секретах биологических жидкостей (слезы, молоко, секрет клеток кишечника).

Свойства IgD:

· Имеется на поверхности В-лимфоцитов;

· Участвует в развитии местного иммунитета;

· Участвует в дифференцировке В-клеток;

· Обладает антивирусной активностью;

· Участвует в аутоиммунных процессах

Строение IgE:

· IgE имеет существенное значение в развитии антигельминтозного иммунитета;

· IgE защищает участки тела, подверженные травматическим повреждениям и микробной атаке. Инициирует острое воспаление;

· Присутствует в малых количествах в сыворотке, связывается с тучными клетками;

· При контакте с аллергеном образуется комплекс: Аг+IgE+тучная клетка;

· Дегрануляция тучной клетки при образовании комплекса способствует появлению в крови БАВ (гистамин), которые и вызывают аллергические реакции.

Строение и функции отдельных классов. Иммуноглобулины, или антитела-это продукты гуморального иммунного ответа, они представляют собой глобулины, специфически реагирующие с антигеном, вызвавшим их образование. IgG вырабся как при первичном, так и вторичном иммун ответе.

обладают максим способн проникать в ткани, поэтому они наиболее эффективно связывают и удаляют антигены. выделяют 4 подкласса IgG, Подклассы IgG различ по способности связывать комплемент и активир его по альтернат пути, связыв с рецептором к Fc-фрагменту IgG на разных типах клеток IgM выраб при первич иммун ответе.

Пентамерная молекула состоит из 5 мономерных молекул,связ дисульф мостиками и J-цепью. не проникают через плаценту.он эффективно связывают комплемент и активируют его по классич пути. к этому классу Ig относятся— естественные антитела к эритроцитарным антигенам A и B. IgA — основной Ig слиз, содержится также в крови.

В слиз в виде димеров, в сыворотке —мономеров, димеров и тримеров. Димерный IgA сод секрет компонент, кот обеспеч проник молекулы через эпителий.. IgD в сыворотке в очень низкой концентрации, функции его неизвестны. IgD на поверхности B-лимфоцитов вып функции антигенраспозн рецепторов. IgE.

концентрация IgE возрастает при аллерг реакциях немедл типа. При связывании IgE, фиксированных на мембранах тучных клеток или базофилов, с антигеном происходит высвобождение медиаторов воспаления.

Первичный иммунный ответПоявлению антител ( АТ ) предшествует латентный период продолжительностью 3~5 сут. В это время происходит распознавание Аг и образование клонов плазматических клеток. Затем наступает логарифмическая фаза, соответствующая поступлению антител ( АТ ) в кровь; её продолжительность — 7-15 сут.

Постепенно титры антител ( АТ ) достигают пика и наступает стационарная фаза, продолжительностью 15-30 сут. Её сменяет фаза снижения титров AT, длящаяся 1-6 мес. В основу пролиферации клеток-продуцентов AT заложен принцип селекции.

В динамике антителообразования титры высокоаффинных AT постепенно нарастают: после иммунизации аффинность AT к Аг постоянно увеличивается. Первоначально образуются IgM, но постепенно их образование уменьшается и начинает преобладать синтез IgG.

Так как переключение синтезов от IgM к IgG не меняет идиотипа AT (то есть его специфичность по отношению к конкретному Аг), то оно не связано с клональной селекцией. Особенности первичного ответа — низкая скорость антитело -образования и появление сравнительно невысоких титров AT.

Вторичный иммунный ответ После антигенной стимуляции часть В- и Т-лимфоцитов циркулирует в виде клеток памяти. Особенности вторичного иммунного ответа — высокая скорость антителообразования, появление максимальных титров антител ( АТ ) и длительное (иногда многолетнее) их циркулирование.

Основные характеристики вторичного имунного ответа: • образование антител ( АТ ) индуцируется значительно меньшими дозами Аг; • индуктивная фаза сокращается до 5-6 ч; • среди антител ( АТ ) доминируют IgG с большой аффинностью, пик их образования наступает раньше (3-5 сут); • Антитела ( АТ ) образуются в более высоких титрах и циркулируют в организме длительное время.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-11-18; просмотров: 2514 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: //lektsii.org/10-30560.html

9.Клонально-Селекционная теория иммунитета

Бернета теория

теорияБернета —теория, согласно которой в организме возникаютклоны клеток, иммунокомпетентных вотношении различных антигенов; антиген избирательноконтактирует с соответствующим клоном,стимулируя выработку им антител.

Даннаятеория была разработана ФранкомБёрнетом (1899—1985)для объяснения функционирования иммуннойсистемы.

Иммунныйответ должен определять огромноечисло антигенов .Поэтому человеческий организм долженсинтезировать сотни тысяч молекул антител сразличными распознающими областями

Клонально-селекционнаятеория утверждает:

1.Антитела и лимфоциты с необходимойспецифичностью уже существуют в организмедо первого контакта с антигеном.

2.Лимфоциты, участвующие в иммунномответе, имеют антигенспецифическиерецепторы на поверхности своей мембраны.

Вслучае B-лимфоцитов рецепторамиявляются молекулы той же специфичности,что и антитела, которые лимфоцитывпоследствии продуцируют и секретируют.

3.Каждый лимфоцит несет на своей поверхностирецепторы только одной специфичности.

4.Лимфоциты, сенсибилизированные антигеном,проходят несколько стадий пролиферациии формируют большой клон плазматическихклеток .

Плазматическиеклетки будут синтезировать антителатолько той специфичности, на которуюбыл запрограммирован лимфоцит-предшественник.Сигналами к пролиферации служат цитокины ,выделяемые другими клетками. Лимфоцитымогут также сами начать выделятьцитокины.

Благодаряэтому механизму клональной селекцииантитела могут накапливаться в достаточновысокой концентрации, чтобы эффективнобороться с инфекцией .

Подобныйже механизм существует для селекцииантиген-специфичных T-лимфоцитов .

Пролиферирующемуклону необходимо время для образованиядостаточного количества клеток. Вотпочему проходит обычно несколько днейпосле контакта с антигеном, прежде чемв сыворотке обнаруживаются антитела.Поскольку эти антитела образовались врезультате антигенного воздействия,мы говорим о приобретенномиммунном ответе .

Интенсивностьответа, осуществляемогопопуляцией примированных лимфоцитов,возрастает, главным образом, за счетувеличения клеток, способных восприниматьантигенный стимул.

При этом должнасуществовать комбинация механизмов,включающих хранение антигена, существованиепопуляции лимфоцитов и постоянноеподдерживание отдельных клонов клеток,что и приводит к способности иммуннойсистемы к длительной памяти(приобретенногоиммунитета).

Одиниз наиболее эффективных контролирующихмеханизмов заключается в том, что продуктреакции одновременно служит ееингибитором. Именно этот тип отрицательнойобратной связи имеет место при образованииантител.

10. Иммунологическая память

Приповторной встрече с антигеном орга­низмформирует более активную и быструюиммунную реакцию — вторичный иммунныйответ. Этот феномен получилназвание имму­нологическойпамяти.

Иммунологическаяпамять имеет высо­кую специфичностьк конкретному анти­гену, распространяетсякак на гуморальное, так и клеточноезвено иммунитета и обус­ловлена В- иТ-лимфоцитами. Она обра­зуетсяпрактически всегда и сохраняется годамии даже десятилетиями. Благодаря ней нашорганизм защищен от повторных антигенныхинтервенций.

Известнодва наиболее вероятных механизмаформирова­ния иммунологическойпамяти.

1.Предполагаетдлительное сохранение анти­гена ворганизме. Этому имеется множествопримеров: инкапсулированный возбудительтуберкулеза, персистируюшие вирусыкори, полиомиелита, ветряной оспы инекоторые другие патогены длительноевремя, иногда всю жизнь, сохраняются ворганизме, под­держивая в напряжениииммунную систему.

2.Предусматривается,что в про­цессе развития в организмеим­мунного ответа часть антигенореактивныхТ- или В-лимфоцитовдифференцируется в малые по­коящиесяклетки, или клеткииммунологической памяти.

 Ониотличаются высокой спе­цифичностьюк конкретной антигенной детер­минантеи большой продолжительностью жизни (до10 лет и более), активно циркулируют ворганизме, но постоянно возвращаютсяв места своего про­исхождения за счетхоминговых рецепторов.

Это обеспечиваетпостоянную готовность иммунной системыреагировать на повторный контакт сантигеном по вторичному типу.

Феномениммунологической памяти широкоиспользуется в практике вакцинациилюдей. Осуществляют это 2-3-кратнымипри­вивками при первичной вакцинациии перио­дическими повторными введениямивакцинно­го препарата — ревакцинациями .

Однакофеномен иммунологической памяти имеети отрицательные стороны. Например,повторная попытка трансплантироватьуже однажды отторгнутую ткань вызывает— кризотторжения.

Источник: //studfile.net/preview/4695493/page:26/

Ваш Недуг
Добавить комментарий